Сегодняшняя статья будет посвящена одному не из многих линкоров Российской империи и СССР - дредноуту Гангут (или же Октябрьская революция).
Гангут во время постройкиНачало долгой службы
Чтобы понять как в 1941 году Гангут начала оборонять Балтийское море нужно вернуться в 1909 год, именно в этом году начали постройку этого корабля.
Гангут со своими "систершипами"Он был последним в серии первых русских дредноутов типа «Севастополь» (всего в серии было 4 корабля). Причиной для постройки линкоров стало как поражение в русско-японской войне, так и личная любовь к флоту у Николая II, который выделял флоту огромные бюджеты.
Линкор имел 12 305-мм пушек (4 трехорудийных башни) и 16 120-мм вспомогательных орудий, а полное водоизмещение доходило почти до 27 тыс. тонн. На момент постройки корабли данного типа были вполне актуальными, однако к моменту введения в эксплуатацию (1914 год) они уже успели "устареть", в сравнении с флагманами Британской и Германской империи, однако Россия и не пыталась соперничать с двумя самыми мощными флотами в мире.
Спуск на воду ГангутаПервая мировая война
Началась боевая служба у Гангута 11 ноября 1915 года, когда он участвовал в минировании моря близ острова Готланд. К сожалению или к счастью, это было единственное боевое применение Гангута (хотя в последствии на этих минных заграждениях подорвался немецкий крейсер "Дацинг"). Остальное время Гангут стоял в порту Хельсинки, периодически "переживая" матросские волнения.
"Дацинг", который был подбит минойТакже во Время первой мировой Гангуту удалось поучаствовать в операции по спасению Балтийского флота, сейчас более известная как "Ледовый поход Балтийского флота". Операция была проведена чтобы спасти русский флот от захвата немцами и финнами, руководил операцией капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный.
Обратите внимание: Самолет с пушкой, которому позавидовали бы линкоры..
Операция завершилась успешно, было спасено 236 кораблей, из которых было 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок. Однако к сожалению для самого Алексея Михайловича, через месяц после операции он был расстрелян правительством РСФСР за госизмену.Алексей Михайлович ЩастныйЛедовый поход Балтийского флотаМежвоенный период
После чего корабль был законсервирован на 7 лет и только лишь в 1925 он был снова введен в состав флота. В том же году он совершил первый вход в море в составе флота СССР и был переименован в «Октябрьскую революцию».
В 1920-30 годы корабль модернизировали, обучали на нем матросов и чинили (из-за несчастных случаев на корабле то возникал пожар, то его таранила Аврора, то он садился на мель).
Снова в бой
Впервые выстрелили 305-мм орудия «Октябрьской революции» всего лишь через 25 лет после введения в строй. Линкор активно участвовал в огневой поддержке советских войск во время Зимней войны. 10 и 18 декабря 1939 года линкор участвовал в подавлении финской батареи у Саренпя, в которую выпустил 269 305-мм снарядов.
Заметно как корабль "подрос" благодаря советским модификациямС 30 декабря по 2 января 1940 года вновь обстреливал береговые укрепления финнов, после чего был отправлен в Кронштадт на обслуживание.
Модель раннего ГангутаЗа все время войны корабль повреждений не получил. 69 офицеров и матросов линкора были награждены орденами и медалями.
Линейный корабль "Гангут". Последние дни перед уходом из Санкт-Петербурга в Кронштадт, лето 1914 годаВеликая отечественная война
Однако самым сложным испытанием для корабля стала ВОВ. С первого дня войны зенитные расчеты (которые были поставлены благодаря поздним советским модификациям, так как в 1914 их не было, из-за отсутствия боевой морской авиации) сбивали вражеские самолеты.
«Октябрьская революция» во время ВОВДо сентября 1941 года корабль использовался только в качество средства ПВО, но 5 сентября линкор открыл огонь по наступающим немецким войскам в районе Красного села. В середине сентября с корабля были сняты все 120-мм орудия и отправлены на фронт, а также часть экипажа в составе 590 человек (из 1200).
Немцы, ощутив на себе мощь 305-мм снарядов, начали активно устраивать авианалёты против линкоров в Ленинграде, в ходе одного из таких авианалетов был потоплен "брат" «Октябрьской революции» однотипный линкор "Марат" (он же Петропавловск, 1914 года постройки). В корабль попали несколько 500-кг бомб, одна из которых детонировала боекомплект орудийной башни главного калибра. По словам очевидцев после этого башня весом в несколько десятков тонн "подпрыгнула" на несколько метров и упала обратно на корабль, проломив палубу. Из-за этого взрыва погибло 324 человека. Но корабль не развалился, а просто опустился на дно (благо он находился в Морском сайте наибольшая глубина которого 14 метров), поэтому даже после фактического "потопления" корабля Марат продолжил бороться, используя работающие зенитные орудия (потом его починят и в 1942 году он снова откроет огонь из орудий главного калибра).
Место попадания бомбыПоврежденный линкор «Марат» в роли плавучей батареи. Палуба покрыта гранитными плитами с набережной Кронштадта, установленные перед башней главного калибра 37-мм зенитные автоматы прикрыты мешками с пескомРасчеты автоматических 37-мм зенитных пушек 70-К линейного корабля «Марат», конец 1941 годаВозвращаемся к нашему главного герою линкору «Октябрьская революция». Он успешно отбивался от авианалётов немцев и так и не был подбит бомбами, однако в января 1942 года получил попадание ниже ватерлинии от 210мм орудия, но никаких серьезных последствий попадания не причинило, пробоина была быстро устранена.
Арт из игрыВ январе 1943 года участвовал в операции "Искра", в ходе которой выпустил 50 снарядов по позициям немцев. А в апреле 1943 произошел небезызвестный подвиг командира зенитного расчета старшины первой статьи Ивана Ивановича Томбасова.
Иван Иванович ТомбасовПосле попадания немецкого снаряда в левый борт корабля, там начался пожар. Иван Иванович, понимая опасность подрыва зенитного и противоминного боекомплекта, который находился вблизи пожара, начал своими руками выбрасывать снаряды за борт, чтобы они не сдетонировали, однако последних снаряд взорвался у него в руках, забрав жизнь самого героя. Однако благодаря героическим действиям Томбрасова, корабль не получил серьезных повреждений.
Памятник ТомбрасовуПоследние боевые стрельбы линкор провел в июле 1944 года, во время наступления на Карельском перешейке.
За время ВОВ Линкор смог уничтожить сотни артиллерийских расчетов, сбить десятки самолётов и очень сильно помешать немцам в захвате Ленинграда, это был настоящий монстр, который героически отбивался от атак врагов и сам атаковал в ответ.
Судьба
После войны корабль был переквалифицирован в учебный, которым оставался до 1956 года, а в 1957 году он, к сожалению, как и все линкоры в СССР, был разрезан на металл. Наверное это самая грустная страница истории данного корабля, прослужив стране почти полвека, его не удалось оставить как памятник, подобно Авроре или американским линкорам Второй мировой войне.
На этом всё, если хотите больше статей про про технику победы, то предлагаю вам почитать статью про советский танк с корабельной пушкой.
Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить завтра новую статью !
#великая отечественная #история #война #история войны #корабли #world of warships #оружие победы
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Линкор «Октябрьская революция». Как царский линкор оборонял Ленинград?.