Людей, коллекционирующих холодное оружие, часто причисляют к элите. Действительно, многие экземпляры как древнего, так и современного эксклюзивного оружия имеют какую-то магическую притягательную силу. Сегодня мы расскажем об одной такой знаменитой частной коллекции и о необычном уникальном человеке, создавшем её.
Создатель этой коллекции признаётся, что он с самого детства начал соприкасаться с уникальными экземплярами холодного оружия, особенно восточного оружия. Его дед по отцовской линии Сантос Сильва был судьёй в штате Гоа между 1925 и 1937 гг., и он всегда проявлял большой интерес ко всем формам восточной культуры, приобретая произведения восточного искусства, которыми восхищались все члены семьи. Были среди его коллекций и прекрасные образцы индийского холодного оружия XV–XIX вв. Каравано признаётся, что буквально был зачарован восточным искусством и особенно восточным оружием. Многие разновидности оружия из коллекции несли в себе богатую информацию об исторических событиях.
Например, некоторые экземпляры были наследием эпохи португальских завоевателей. И здесь имелись клинки, принадлежавшие как португальцам, так и местным народам. По его словам: «Поскольку история цивилизации была написана с оружием в руках и среди него клинковое оружие было самым благородным, ибо его использование требовало близкого, лицом к лицу, боя и оно часто использовалось как символ власти, моя привязанность к этому типу коллекции постепенно начала расти. С другой стороны, я, как врач-хирург, всегда осознавал, что острое лезвие ножа-скальпеля, виртуозно используемое во время хирургических операций, не убивает, а наоборот, спасёт жизни, что окончательно определило мой выбор относительно будущей коллекции».
В 1998 г. Райнер Деанхардт выставил в Cordoaria Nacional в Лиссабоне (Португалия) часть своей коллекции, в основном состоящую из различного старинного оружия, происходившего из многих регионов мира. На этой выставке был открыт антикварный магазин, торговавший также редкими старинными экземплярами холодного оружия, где Каравано приобрёл первый экземпляр своей знаменитой коллекции. Выставки холодного оружия всегда являются не просто выставками, а ещё и местом где увлечённые люди знакомятся, с упоением обсуждают клинки, общаются, забыв обо всём, ибо здесь они в своей стихии.
Каравано на той выставке разговорился с Райнером Деанхардтом о его коллекции и её содержании. Деанхардт сразу понял, что перед ним ещё один увлечённый и заворожённый магией клинка человек. Он посоветовал Каравано создать коллекцию «Восточное клинковое оружие и доспехи, связанные с португальской экспансией на Восток» и тот, загоревшись, последовал совету уже крупного тогда коллекционера. «Казалось, что я уже давно был духовно готов создать именно эту коллекцию и Деанхардт лишь открыл дверь в этот удивительный мир» – говорит сам Каравано об этой встрече.
Со временем его коллекция начала расти, и Каравано становился более скрупулёзным и требовательным как к самому себе, так и к новым экземплярам коллекции, которые он приобретал, ибо такой коллекционер холодного оружия, как он, постепенно становится знатоком рынка клинков, особо ценя уникальные экземпляры со своей уникальной историей, клинок и качество этого клинка. Так, кинжал для истинного коллекционера холодного оружия – это не просто экспонат или дорогой предмет, а единый организм, не просто состоящий из красивой оправы и качественного клинка, но и имеющий свою уникальную судьбу. Поистине, легендарные клинки, как и люди, имеют свою судьбу! Не даром в древности клинок мыслился как единое целое со своим хозяином, частью его души.
Каравано уверен, что, создавая коллекцию, её владелец должен параллельно быть исследователем приобретённого оружия, стать своего рода научным хранителем своей коллекции, скрупулёзно собирать материалы исторического и иного плана с целью понять, какое место тот или иной клинок, попавший в коллекцию, занимал в истории того края, откуда он происходит, какое место в жизни правящей элиты или иного лица, кому он когда-то принадлежал, и т. п. Для этого коллекционеру необходимо иметь обширную библиотеку, а также общаться со специалистами в различных областях, в частности с оружиеведами, историками, лингвистами.
Так, Каравано пишет: «Я должен признать существенный и ценный вклад профессора Манушер Моштах Корасани, который оказал мне неоценимую помощь в переводе индийских и персидских текстов на оружии моей коллекции, благодаря чему многие экземпляры моей коллекции заиграли совсем иными красками». Далее он продолжает: «Приобретённые мною произведения искусства (так он часто называет холодное оружие – А.Г.), как правило, находятся в хорошем или отличном состоянии, однако четыре из них потребовали профессиональной реставрации, и в этом мне оказала большую помощь моя подруга Жозе Фариа-э-Сильва, которая также внесла важный вклад в развитие моей коллекции <…> любая коллекция требует большой самоотдачи, временных и финансовых затрат, в зависимости от того, что собирается, а иногда приходится отказывать себе и близким в чём-то существенном, чтобы приобрести что-то новое. И я благодарю мою семью, и особенно мою супругу Изабеллу, которая является моим единомышленником и компаньоном на протяжении тридцати пяти лет, за поддержку, которую она всегда оказывала мне и которая, таким образом, позволила собрать всё это».
================================================
Если вам нравится статья - подпишитесь на наш канал
================================================
Удивляет широкий подход Каравано к процессу создания своей коллекции. Это для него не просто реализация своей страсти, а нечто значительно большее: социум, контакты людей, дружба, переживания через клинки. Он никого не забывает, помнит всех, кто своим трудом внёс вклад в создание этой уникальной коллекции и стал её частью в духовном плане. Таким образом, для Каравано это не коллекция красивых и дорогих предметов, это, если хотите, философская, духовная категория, часть бытия, где слились время и пространство. Согласитесь, это высшее искусство, связанное с холодным оружием!
Дальнейшие размышления Каравано ещё более удивительны и раскрывают перед нами уникального философа, преломляющего свои идеи через магию клинка: «Каждый коллекционер немного одержим и, возможно, эгоистичен… И я чувствую, что тоже могу подвергаться этому. Наверное, поэтому я всегда (особенно в последние 10 лет) пользуюсь любой возможностью поделиться с другими своими знаниями, оказать им помощь, поощряя других коллекционировать, особенно когда можно связать коллекционирование с изучением многих других сторон жизни….».
Как здесь не вспомнить арабского философа IX в. ал-Кинди, оставившего много работ по философии, астрономии, математике, естественным наукам, и в частности его работу «О различных видах мечей и железе хороших клинков и местностях, по которым они называются», о котором, несомненно, знает и Каравано. Да, восточные клинки (да и любые другие) – это философская категория, и странно, что со времён ал-Кинди ещё не написано обширного трактата о том, как оружие часто было движущей силой исторического процесса именно в философском плане. Слова и мысли Каравано ярко говорят о необходимости такого исследования…
Рассмотрим несколько экземпляров этой уникальной коллекции. Они действительно отражают всё то, что мы выше сказали о её авторе и владельце.
Фото 1: Турецкий (османский) кинжал XIX в. Сталь, золото, зелёный нефрит, серебро, рубины. Полная длина – 29 см; длина клинка – 15 см. С резными узорами золотом, надписью, рукоять из нефрита украшена геометрическими и цветочными узорами, инкрустирована серебром и рубинами, гладкое серебряное кольцо украшает и усиливает рукоять. Ножны сделаны из гравированного и чеканного серебра, рубины такие же, как и на рукояти.
Фото 2: Ханджар XIX в.
Обратите внимание: «Крутите барабан!»: рассказываем о шестизарядном страйкбольном гранатомёте MGL от компании ICS.
Иран. Династия Каджаров (1779–1925). Сталь, золото. Полная длина – 42 см, клинок – 30 см, рукоять из слоновой кости. На боковой стороне клинка, в центральной части на фоне цветочных мотивов есть два овальных медальона в растительном декоре с изображениями мужчины и женщины, судя по внешности и одеяниям, какие-то знатные особы. На другой стороне рукояти изображены двое детей, один из которых в короне, а на заднем плане стоит группа из трёх мужчин, один из которых (стоящий в середине) также в короне. Все эти изображения очень важны и имеют, скорее всего, отношение к какой-то знатной фамилии периода Каджаров – тюркской династии, правившей Ираном с 1779 по 1925 г. (См. также: Czern´s, Fine Antique Arms, Armour & Militaria, Roma, May 5, 2003, pp. 310/313.)Фото 3: Кинжал. Иран, Сефевиды (1500–1722). Сталь, золото, моржовая кость. Полная длина – 37,2 см, клинок – 23 см, предположительно изготовлен во время правления шаха Солтана Хусейна I Сефевида (1105–1135 / 1694–1722 гг.). Клинок однолезвийный, сталь, золото. На одной из боковых сторон клинка – картуши с надписями на матовом фоне, инкрустированными золотом: Nasron Min Allahi Wa Fathon Qareeb Wa Bashirol Momenin («Да поможет Аллах [против твоих врагов] и дарует скорую победу. Благоволи верующим») и ещё две надписи на арабском в золоте, включая стандартную формулу на многих персидских, арабских и турецких клинках: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного», пророчества о конечной судьбе человечества. Все надписи в золоте, очень тонкой работы. Вообще, этот клинок – кладезь для востоковеда, изучающего восточные надписи. Он отражает философию и мировоззрение его владельца. (См. также: Christie’s Auction Catalogue, London, Oct. 10, 2006, p. 86; Cameron Stone, 1999, pp. 336–337.)
Фото 4: Нож кинжального типа (Pichanghatti). 1880, Южная Индия – Coorg, Mysore (1399–1947), ныне штат Карнатака. Серебро, золото, слоновая кость, рубины. Полная длина – 30 см, клинок – 16 см. Пичангатти – это нож-кинжал, название которого в переводе с тамильского языка (юг Индии) означает букв. «ручной (большой) нож». Используется чаще для практических целей, нежели в качестве оружия. Но этот экземпляр выделяется необычной композицией драгоценных металлов, как в конструктивных деталях, так и в его отделке. Рукоять сделана из серебра, с двумя пластинками из слоновой кости, закреплёнными с помощью золотых заклёпок с рубинами, с другой стороны она имеет цветок, полностью сделанный из золота. Красивый оригинальный футляр для хранения изготовлен в Бангалоре (Индия). На шёлковой подкладке футляра – надпись: «По заказу М. М. Мархаджи Майсура Св. С. И. К. Кришны Четти и сыновей. Сент-Бангалор». (См. также: Cameron Stone, 1999, pp. 497–498, fig. 637.)
АВТОР СТАТЬИ: АХМАТ ГЛАШЕВ
Оригинал статьи в журнале «На острие клинка», апрель 2021. Не все статьи из этого номера публикуются , посмотрите содержание журнала по ссылке.
Если вам понравилась статья - подпишитесь на канал
Больше материалов об охоте и оружии есть на нашем сайте huntportal.ru
Следить за новыми публикациями можно в Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter
Наши фотографии в Instagram и видео на YouTube
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Клинок, как философия: рассказы о выдающихся коллекциях.