Глядя на танки, которые использовали в боях Второй мировой войны вооруженные силы Германии, и на наши, советские, нельзя не отметить явное отличие. Разница между ними в том, что практически на всех немецких танках был установлен дульный тормоз (ДТ), в то время как на советских его можно увидеть преимущественно только на крупнокалиберных орудиях – установки типа САУ или тяжелые танки ИС-2, на многих других моделях его нет. Отсутствие дульного тормоза на наших орудиях во многом обусловлено тем, что помимо тактических преимуществ были и недостатки, из-за которых танкисты Советской армии отказывались устанавливать дульный тормоз на свои танки.
Разберемся, почему так происходило и вообще с какой целью его устанавливали на пушку.
Самым важным назначением дульного тормоза на пушке было уменьшение отдачи при выстреле. Происходило это за счет изменения направления пороховых газов и рассеивания их до того момента, как снаряд вылетит из ствола. При этом также снижалось давление на противооткатное устройство танка (ПОУ), благодаря чему появлялась возможность снизить его габариты. И это было немаловажно для крупнокалиберных танков или тяжелых самоходных установок, потому что при таком устройстве под броней для пушки нужно было и места меньше.Обратите внимание: Сверхтяжелые танки СССР.
Другим важным плюсом наличия дульного тормоза в моменты выстрелов было то, что, отводя из ствола существенную часть пороховых газов, сокращался его приток внутри танка, тем самым облегчая работу экипажу.
Подведем итог под достоинствами. Установка дульного тормоза, увеличивая скорость выстрелов при возможности применения более длинных орудий с повышенной мощностью, делала работу танков или самоходных установок гораздо эффективней.
Но при этом были такие недостатки, которые существенно влияли на нежелание наших воинов иметь такой тормоз на своих орудиях. Один из существенных минусов было то, что при выстреле газ разлетался в стороны, создавая клубы дыма и поднимая пыль. Видимость значительно ухудшалась, наводчики не могли четко видеть свою цель, в некоторых случаях даже загрязнялась оптика. И при этом танк становился видимым противнику, открывая его позиции.
Другим немаловажным минусом отметим то, что применение танков с ДТ в комплексе с пехотой могло повлечь травмы и даже гибель людей. Пороховые горячие газы, которые вылетали со сверхзвуковой скоростью, и сильный удар и грохот часто приводили к разрывам барабанных перепонок, кровотечениям и травмам головы солдат и наводчиков.
Возможно были и другие причины, почему наши советские солдаты не любили ДТ, и чтобы сохранить маневренность и гибкость в боях, все же предпочитали не такие мощные орудия.
К слову, в настоящее время дульным тормозом практически не пользуются, потому как опыт конструкторов позволяет создавать противооткатное устройство танка без применения дульного тормоза
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Чем же отличались танки Германии от советских танков во время ВОВ.