Дульный тормоз на танках ВОВ: почему немцы ставили, а советские танкисты избегали

Одним из наиболее заметных внешних отличий между немецкими и советскими танками периода Великой Отечественной войны было широкое применение дульного тормоза (ДТ) на орудиях вермахта. В то время как немецкие машины, от средних «Пантер» до тяжелых «Тигров», массово оснащались этим устройством, в Красной Армии его можно было встретить в основном на тяжелых танках ИС-2 и некоторых самоходных артиллерийских установках (САУ). Это различие было не просто конструктивной особенностью, а следствием разного подхода к тактике применения бронетехники и оценки компромиссов, которые вносил дульный тормоз.

Назначение и преимущества дульного тормоза

Основная задача дульного тормоза — гасить энергию отдачи при выстреле. Принцип его работы заключается в перенаправлении части пороховых газов, истекающих из ствола после снаряда. Это позволяет существенно снизить нагрузку на противооткатные устройства (ПОУ) танка. Благодаря этому инженеры могли либо облегчить и уменьшить габариты самих ПОУ, что экономило ценное внутреннее пространство боевого отделения, либо устанавливать на танк более мощные и длинноствольные орудия без критического увеличения массы и сложности конструкции. Для тяжелых машин с крупнокалиберными пушками, таких как немецкий «Тигр» или советский ИС-2, это было особенно актуально.

К дополнительным плюсам относилось и снижение загазованности боевого отделения. Дульный тормоз отводил значительную часть пороховых газов наружу, что улучшало условия работы экипажа внутри тесной башни.

Обратите внимание: Сверхтяжелые танки СССР.

Таким образом, главным итогом установки дульного тормоза было повышение огневой мощи и скорострельности танка за счет возможности использования более совершенных орудийных систем.

Недостатки, которые перевесили для советских танкистов

Однако у этого, казалось бы, полезного устройства был ряд серьезных тактических минусов, которые заставили советское командование и экипажи относиться к нему скептически.

1. Демаскирующий эффект. При выстреле дульный тормоз создавал огромное облако пыли и дыма по бокам от орудия. Это не только мгновенно выдавало позицию танка противнику, но и сильно ухудшало видимость для самого наводчика, заслоняя цель и загрязняя оптику прицелов. В маневренном бою, где важно было сделать несколько быстрых прицельных выстрелов, это становилось критическим недостатком.

2. Опасность для сопровождающей пехоты. Это был, пожалуй, самый весомый аргумент против ДТ в условиях советской военной доктрины, которая делала ставку на тесное взаимодействие танков и пехоты. Раскаленные пороховые газы, вырывающиеся из тормоза с огромной скоростью, представляли смертельную опасность для солдат, идущих в атаку рядом с танком. Известны случаи серьезных травм, контузий и даже разрывов барабанных перепонок у пехотинцев.

Именно эти недостатки привели к тому, что на большинстве советских средних танков (таких как знаменитая Т-34-85) дульный тормоз не применялся. Конструкторы и военные предпочли пожертвовать потенциальным увеличением мощности орудия ради сохранения скрытности, безопасности пехоты и тактической гибкости.

В послевоенное время развитие технологий позволило создавать эффективные противооткатные устройства, не требующие применения классического дульного тормоза, что и привело к постепенному отказу от него в современных танковых орудиях.

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Чем же отличались танки Германии от советских танков во время ВОВ.