Друзья, всем доброго дня!
Сегодня мы продолжаем знакомиться с отзывами о технике ленд-лиза и на очереди у нас воспоминания Героя Советского Союза Александра Васильевича Дудакова о службе на В-25.

В-25 "Митчелл" советских ВВС
Как и в случае с другими мемуарами, напоминаю, что воспоминания – вещь сугубо субъективная. Но в данном случае у нас есть уникальная возможность познакомиться с впечатлениями человека, который долгое время летал на В-25.
Итак, начинаем

Будущий Герой Советского Союза А.В. Дудаков
На самолетах В-25 «Митчелл» мне пришлось летать в течение шести лет с июня 1942 года и до поступления на учебу Военно-Воздушную Академию в 1948 году.
Это были машины разных серий В-25С, В-25D и В-25G, которые в основном отличались друг от друга расположением оборонительного вооружения, его количеством, а также запасом топлива.
Первыми мы получили В-25С. Они имели две электрифицированные башни. Одну в верхней части фюзеляжа, другую – в нижней. На каждой было по два крупнокалиберных пулемёта калибра 12,7 мм.
Еще один пулемет стоял у штурмана в самом носу самолета. При боевых действиях в ночных условиях нижняя башня оказывалось по существу слепой.
Это давало возможность немецким ночным истребителям незаметно подстраиваться снизу к самолету и следовать за ним до аэродрома посадки, где бдительность экипажа пропадала.
Как правило, после 4 разворота при заходе на посадку наших безнаказанно сбивали. Так погибло несколько самолетов Ил-4 и В-25С. Наше командование отреагировало быстро. Мы быстро попросили американцев нижнюю башни убрать и поставить один пулемет со стрелком в корму и по одному пулемету с боков фюзеляжа. Их должен был обслуживать другой стрелок.
Таким образом экипаж увеличивался на одного стрелка и состоял из шести человек. Кроме этого, в бомбовый люк поставили дополнительный бензобак на 215 галлонов (около 814 литров), что позволило увеличить продолжительность полета до 7 часов.
Такая реконструкция стала возможной благодаря большим размерам бомбового люка. Надо отдать должное американскому командованию и их промышленности: они немедленно выполняли все наши заявки по повышению боевых возможностей самолета В-25.
Кстати, название «Митчелл» у нас как-то не прижилось, и мы всегда называли самолет В-25.

В-25 ВВС СССР
Первое впечатление о машине у летчиков было неважное. Сразу прозвали ее «Каракатицей». Хвост и шасси с третьим колесом в носовой части казались очень неповоротливыми.
Но, полетав на ней, мы свое отношение изменили. Самолет был очень прост при рулении с отличным обзором вперед. Пилотирование как на взлете, так и в воздухе, и на посадке осуществлялось настолько просто, что позволяло быстро вводить в боевой строй молодых летчиков.
Из всех типов самолетов, на которых мне пришлось летать, В-25 является самым доступным по технике пилотирования. Два киля с рулями поворота в сфере действия струи от винтов и трехколесное шасси давали возможность производить взлет и посадку при любом боковом ветре.
B-25 оснащался замечательными по тем временам пилотажно-навигационными приборами. Он имел два авиагоризонта у левого и правого летчиков, хороший автопилот, который оказывал огромную помощь летчиком при длительных и слепых полетах. И главное – незаменимый в ночных полетах радиокомпас. Особо стоит отметить противообледенительную систему самолета, позволявшую летать в любую погоду.
Необходимо сказать о надежной работе моторов, имевших общий ресурс 500 часов и моторы «Райт Циклон» его вырабатывали. Конечно, отказы были, в авиации не без этого. У моего летчика старшего лейтенанта Николая Сидуна прямым попаданием снаряда в небе над Будапештом был выведен из строя один из моторов. Он сумел на втором перетянуть через Карпаты, прийти на свой аэродром и благополучно совершить посадку. Полет на одном моторе продолжался в течение трех часов.
Переучивание личного состава на эту технику не обошлось без казусов. Английского никто не знал.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
В школе все изучали немецкий, но языковой барьер быстро преодолели. Сразу усвоили ON – включенo, OFF – выключено. А что за прибор? Его и так видно, куда крутить чтобы включить – показывала стрелка.Так что от наклеек с надписями быстро отказались. Однако имели место и неприятные ситуации. Особенно при эксплуатации винтo-моторной группы.
Был случай, когда летчик пролетел чуть больше двух часов и упал без горючего. На этом самолете с тем же запасом топлива мы летали около 5 часов. Авария произошла от неправильного сочетания оборотов мотора и наддува.
Теперь о боевой работе.

"Митчелл в СССР"
На левое сиденье командира экипажа сажали опытных летчиков, на правое – молодежь. Переучились быстро. Послали на боевое задание в разведку несколько экипажей. И здесь сразу же выяснилось, что днем на В-25 с противником справиться трудно – малы скорость и потолок. От «Мессера» не уйдешь.

Правда, немцы не сумели сбить у нас ни одного самолета. Летчикам удалось скрыться в облаках. Но пробоины получили все. Наше командование опять быстро сориентировалось в обстановке и полки срочно переучились для боевых действий в ночных условиях. Наши самолеты бомбили города Восточной Пруссии: Кенигсберг, Тильзит, Онстенбург. Этого немцы не ожидали, у них даже не было светомаскировки.
А наш налет на Кенигсберг они приняли за удар англо-американской авиации. Много пришлось летать моему экипажу на выброску разведчиков над территорией всей Европы, в том числе и в районе Берлина. Разведчики выпрыгивали на высоте 300-400 метров через люк в кабине навигатора.

Всего за годы Великой Отечественной я выполнил 220 боевых вылетов. Американский самолет В-25 широко использовался нашей авиацией благодаря еще одному своему важному достоинству. На нем было два летчика. И на командира экипажа мы готовили только летчиков, сидевших на этой машине в правом кресле, потому что они приобретали хороший боевой опыт и отлично владели пилотированием по приборам.

Герой Советского Союза А.В. Дудаков

Герой советского Союза генерал-майор Дудаков Александр Васильевич
Признаюсь, у меня за всю летную работу было два любимых самолета. Это В-25 и Ту-16. Но «Митчелл» что-то ближе к сердцу. Видно от того, что однажды на войне он спас мне жизнь.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Советский командир американского "Митчелла".