"A Furore Normannorum Libera Nos Domine!"

26 июня 891 года при реке Гёйле (приток Мааса) викинги одержали крупную победу над защитниками тех земель: Зунцо (Зундерольдом), архиепископом Майнцским и маркграфом Арнульфом. Сама битва не особо примечательна, а вот творившийся в те годы бардак помянуть стоит.

Конец IX века пестрит сообщениями о нападениях норманнов, у англичан даже бытует собирательное название: "Великая языческая армия". Народы, селившееся по берегам Северного моря, переживали прям-таки адские страдания. Правда главной виной тому была неспособность защищаться: слабая центральная власть не могла толково оборонять границы от множества атак, следовавших в совершенно хаотичном порядке.


Кого-то годы лишений закалили. Например, короля Альфреда в Уэссексе тоже активно пинали скандинавы, однако он нашел в себе (и в округе) силы одержать пару громких побед (878 год), заключил с пришлыми шаткий мир, и вошел в историю с прозвищем "Великий". Удары извне сплотили британских парней.

Альфред Великий доказал, что защищаться от норманнов можно. Причем не только на суше

У франков, фризов и всяких там немцев всё было не столь радужно. Как только Альфред смог прикрыть лавочку в Англии, все кому ни лень ринулись южнее. Не то чтобы викинги до того момента обходили берега будущей Франции и Бельгии-Голландии вниманием, но теперь всё стало ещё хуже. В те годы корону носил эпилептик Карл III Толстый из династии Каролингов. Пожалуй лучшей характеристикой его, как правителя, будет финал пребывания на троне - монарх был низложен знатью и лишен короны за хреновое руководство державой (ноябрь 887 года). Учитывая, что в государстве творился полнейший бедлам - этому не стоит удивляться.

Викинги ни в чем не хотели отставать от местных феодалов и творили что хотели: осаждали Париж, вырезали виноградники и виноградарей на Луаре, бухали в Нормандии, насильно улучшали демографическую ситуацию в Бретани... Проходной двор, а не франкские королевства! Карл Великий в гробу бы перевернулся, знай он, куда заведут некогда великую державу потомки.

Крест против топора плохо работает

1 мая 888 года на соборе в Меце было постановлено, чтобы на всяких христианских собраниях воспевались к Богу молитвы об избавлении от норманнов. Во многих местах в текст молебна была включена фраза: "... a furore Normannorum libera nos, o Domine! ("...избавь нас от ярости норманнов..."). В условиях полной импотенции власти светской, людям оставалось лишь уповать на помощь свыше.

Может быть помогли молитвы, а может смена короля, но дела франков немного улучшились. В 889 году скандинавы вновь осадили Париж, но взять не смогли. Примерно в то же время герцог Бретани Аланус Великий разбил крупное войско северян у себя в землях. Говорят там вырезали 14 000 викингов, но в это число так же сложно поверить, как и в то, что Аланусу помог лично святой Пётр. Число убиенных явно завышено, однако сам факт победы позволил местным воспрянуть духом.

Наметившийся прогресс перечеркнула битва в июне 891 года. Крупный отряд вторженцев шалил у Лёвена (нынешняя Бельгия), когда упомянутые уже архиепископ и маркграф подошли с юга, дабы с Божьей помощью изгнать морских людей назад за море.

Норманны вовремя узнали о гостях и спокойненько переправившись через Маас продолжили шалить на той стороне. Если верить вики, то предводительствовал ими некто Зигфрид. При этом ссылка на "Походы викингов" Стриннгольма явно не в тему - Андрес ничего такого у себя не пишет. Упомянутый там же современный труд "Викинги" (сочинитель Ласкавый) - это полная калька вышеназванных "походов", почти слово в слово.

Обратите внимание: Иктоми - "коллега" Ананси.

В общем неизвестно, кто именно командовал скандинавами, но если христиане его действительно величали Зигфридом, то предположу, что истинное имя - Сигурд. Таковая перестановка характерна и проявляется в героических песнях.

Войско Зунцо и Арнульфа утром 26 июня переправилось через водную преграду у Гёйле, и там остановилось. Вожди решили организовать разведку. Пока судили рядили, вдали показался отряд врагов. Далее произошло странное, но винят во всём архиепископа: будто бы он всем распоряжался, а остальные просто исполняли и ни в чем не виноваты. Войско защитников земель бросилось на группу агрессоров. Стремглав. Безо всякого порядка. Просто все вдруг побежали бить меньшее число викингосов. Те, почему-то, не захотели остаться на месте и принялись очень спешно отступать.

Карта пестрит событиями - желающие помериться силушкой богатырской в те годы точно не скучали

Дальше просто - забег с оружием закончился в ближайшей деревушке, где христиан поджидали главные силы готовой к бою пехоты в не рогатых шлемах. Зунцо и Арнульф пытались на ходу соорудить строй из разогнавшейся толпы (точно знаю - это бесполезная затея). Сигурд времени на построение не дал. Как говорится в мемасиках: "В любой непонятной ситуации делай стену щитов". Вот она-то по стаду южан и ударила. Результат предсказуем.

Есть ещё один интересный момент в описании - мол, разгром довершил удар конницы. Вы слышали о грозной викингской кавалерии? Я нет. Предполагаю тут два варианта: или на поле действительно показался конный отряд, который вступил в бой (например разведка на экспроприированных лошадях вернулась), но и тут биться с седла продолжали бы только в случае погони - в спину так рубить даже удобнее. В сражении против организованного строя скандинавы бы спешились. Ну или второй вариант: появление пугающей "конницы" приписали позднее, дабы хоть как-то объяснить разгром - во франкских землях и иже с ними это был весомый аргумент.


Кстати, "его святейшество" - предполагаемый виновник поражения сгинул в тот день. Искупил кровью, так сказать. Предстал перед Петром со словом пастора, побазарить за тактические моменты применения вооруженной паствы. До чего-то они там договорились. За сим - всё! Спасибо за внимание)

Больше материалов тут: https://t.me/pomin_history


Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526
(для тех то наглухо в танке - денежная отметка - дело сугубо добровольное, и НЕ обязательное)

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: "A Furore Normannorum Libera Nos Domine!".