Испытания трофейного P-51 "Мустанг": взгляд немецкого летчика

В этой статье мы обратимся к уникальному эпизоду Второй мировой войны — воспоминаниям немецкого летчика-испытателя о полетах на захваченном американском истребителе P-51 "Мустанг". Эти записи представляют особый интерес, так как дают оценку машины противника из первых рук.

Особенности источника

Мемуары Ганса-Вернера Лерхе, о которых пойдет речь, нельзя назвать детальным техническим отчетом. Сам автор поясняет, что большая часть его оригинальных записей, сделанных во время испытательных полетов, была утрачена. Тем не менее, его субъективные впечатления и описание событий несут огромную ценность. Интересно, что многие немецкие пилоты, сталкивавшиеся с "Мустангами" в бою, отзывались о них как об одном из самых грозных истребителей Люфтваффе.

А теперь — история о том, как первый исправный "Мустанг" попал в руки немцев и каким он оказался в полете.

Трофейный Р-51В "Мустанг". Восстановлен до летного состояния и испытывался в Рехлине

Захват ценного трофея

Июнь 1944 года стал переломным для Германии: 4 июня союзники взяли Рим, а 6 июня началась высадка в Нормандии. В этот же день, 6 июня, Лерхе получил известие, что на аэродроме «Камбре-Юг» во Франции совершил посадку неповрежденный истребитель P-51 "Мустанг".

"Мустанг" ВВС США в полете

Летчик в тот момент находился в Травемюнде, инспектируя восстановленный трофейный бомбардировщик "Ланкастер". Однако новость о "Мустанге" была настолько важной, что он немедленно вылетел обратно в Рехлин на своем Heinkel He 111, чтобы организовать операцию по его эвакуации.

He-111H

Обстановка в небе над Францией в первый день вторжения была хаотичной. Для безопасного перелета за трофеем был выбран скоростной бомбардировщик Junkers Ju 188. Вылетев из Рехлина вечером 6 июня, группа сделала промежуточную посадку в Венло (Нидерланды) для уточнения обстановки и лишь ближе к ночи отправилась в Камбре.

"Юнкерс" Ju-188E

Первое знакомство с истребителем

На месте Лерхе с нетерпением ждала встреча с легендарной машиной. Изучив документацию, он уже считал "Мустанг" выдающимся самолетом, сочетающим мощный двигатель Rolls-Royce Merlin и продуманную аэродинамику.

При осмотре выяснилось, что американский пилот оставил включенным радиомаяк опознавания "свой-чужой", что создавало риск атаки со стороны своих же ВВС США. В кабине также обнаружилось устройство подрыва, которое было немедленно обезврежено. Работая при свете факелов, Лерхе и его механики спешно разбирались с назначением многочисленных тумблеров и рычагов в непривычной кабине.

Самолет был срочно перекрашен в желтый цвет, обозначавший трофейные машины в Люфтваффе, и заправлен. Решено было улетать на рассвете, чтобы минимизировать риски.

Первый полет на вражеской машине

Взлет состоялся в 5:19 утра. Запуск двигателя "Мерлин" сразу произвел впечатление — чувствовалась его особая мощность. Лерхе, однако, действовал крайне осторожно, опасаясь своенравного поведения шасси на разгоне и не желая повредить ценный трофей еще на взлетной полосе.

Сопровождение обеспечивал Ju 188. "Мустанг" с первых секунд полета поразил пилота своей скоростью и, что важнее, исключительной чувствительностью органов управления. Чтобы не обогнать сопровождающий бомбардировщик, пришлось значительно сбрасывать обороты двигателя. Первая промежуточная посадка в Венло прошла успешно, хотя пилот отметил, что на выравнивании перед касанием земли чувствительность рулей проявилась особенно ярко.

После короткой стоянки, в течение которой Лерхе ревностно охранял кабину от излишне любопытных коллег, полет продолжился. Первоначальная настороженность стала сменяться удовольствием от пилотирования.

Испытания и оценка

Прибыв в Рехлин, Лерхе позволил себе эффектный пролет над аэродромом, чтобы продемонстрировать трофей. После посадки он уже чувствовал себя увереннее. Стало очевидно, что P-51 — уникальный самолет с великолепными летными характеристиками, но требующий аккуратного и грамотного обращения. Двигатель "Мерлин" был чуток к температурным режимам и мог начать работать нестабильно при малейших нарушениях.

Последующие испытательные полеты, включая подъем на высоту 11 500 метров, только укрепили это мнение. Лерхе был в восторге. По его воспоминаниям, "Мустанг" развивал скорость около 670 км/ч на высоте 7000 метров, что при мощности его двигателя говорило о феноменальных аэродинамических качествах планера.

В ходе учебных воздушных боев с немецкими асами выяснилось, что на равных с P-51 могли сражаться лишь самые совершенные модификации Bf 109 G-10 и Fw 190 D-9.

Bf-109G-10

Сильные стороны и недостатки

Накопив опыт, Лерхе экспериментировал с взлетом с минимальным запасом топлива и немедленным убором шасси и закрылков с последующей "коробочкой" на малой высоте. Этот маневр наглядно демонстрировал выдающуюся маневренность легкого "Мустанга".

Однако были и недостатки. При полных топливных баках и смещенном назад центре тяжести самолет терял продольную устойчивость. Кроме того, на полной мощности его можно было сорвать в штопор даже при выполнении крутого виража.

Печальный конец этой конкретной машины был таков: после передачи в специальное испытательное подразделение "Цирк Розариуса" она разбилась в плановом полете, пилот погиб.

Focke Wulf Fw190 D-9

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Немецкий летчик на трофейном "Мустанг".