В мире вооружений существуют технологии, которые овеяны мифами и вселяют страх, а есть проверенные временем системы, которые просто работают. История противостояния американского самолета-невидимки F-117 Nighthawk и советского зенитного комплекса С-125 «Нева» в небе над Югославией — яркий пример того, как надежность и человеческая смекалка могут победить казалось бы неуязвимую техническую новинку.
Легенда невидимости
К концу 1990-х годов истребитель-бомбардировщик F-117 «Найтхок» считался вершиной военных технологий и символом американского превосходства. Применение стелс-технологий, уникальная граненая форма планера, покрытие из радиопоглощающих материалов — все это делало его практически невидимым для большинства систем ПВО того времени. Самолет, стоимость которого превышала 100 миллионов долларов, воспринимался Пентагоном как абсолютное оружие, способное безнаказанно действовать в любом воздушном пространстве.

Источник изображения - Википедия
Музейный экспонат против высоких технологий
Весной 1999 года, во время операции НАТО против Югославии, эти «невидимки» казались неуязвимыми. Однако им противостояли расчеты югославской ПВО, вооруженные советскими зенитно-ракетными комплексами С-125 «Нева», разработанными еще в начале 1960-х годов. Для пилотов НАТО это была техника из другой эпохи, почти музейный экспонат. Командовал одной из таких батарей подполковник Золтан Дани.
Тактика против электроники
Американцы прекрасно знали рабочие частоты радаров «Невы» и были готовы мгновенно на них реагировать. Понимая это, сербские расчеты разработали уникальную тактику. Они включали свои радары буквально на 20-30 секунд, ровно на время, необходимое для обнаружения и захвата цели, после чего немедленно прекращали излучение. Все коммуникации велись через курьеров, чтобы не выдать позицию радиопереговорами.
Но настоящим «секретным оружием» стали не сами ЗРК, а устаревшие советские радиолокационные станции П-12 «Енисей» и П-18 «Терек». Работая в метровом диапазоне волн, они были способны засекать не сам самолет, а помехи в эфире, которые создавал даже «невидимый» F-117. Стелс-покрытие эффективно против определенных частот, но не против всего спектра.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Роковой выстрел
Вечером 27 марта 1999 года, на третий день конфликта, расчет Золтана Дани засек характерную аномалию. Включив радар комплекса «Нева» на считанные секунды, операторы захватили цель и выпустили две ракеты. По распространенной версии, одна из них, оснащенная неконтактным взрывателем, сработала в непосредственной близости от самолета, что и решило его судьбу.
Последствия одного попадания
Пилот F-117, подполковник Дейл Зелко, успел катапультироваться и был спасен. Его же сверхсовременный самолет рухнул на землю, став первой и единственной боевой потерей «Найтхока» за всю историю его применения.
Обломки легендарного «стелса» стали трофеем. Часть из них выставлена в Белградском музее авиации, а другая, как полагают аналитики, была тщательно изучена специалистами из России и Китая, что позволило им получить бесценные данные о американских технологиях снижения заметности.
Золтан Дани стал национальным героем Сербии. Интересно, что теперь он владеет пекарней и каждый год 27 марта отмечает годовщину победы, выпекая торт в форме F-117.
Конец эпохи «невидимки»
В 2008 году F-117 был официально снят с вооружения ВВС США. Сложно сказать, стала ли причиной утрата ауры неуязвимости после инцидента в Югославии, или же сыграли роль высокая стоимость эксплуатации и появление новых моделей. Официально Пентагон ссылался на экономическую нецелесообразность.
Эта история наглядно демонстрирует, что даже самую совершенную технологию можно нейтрализовать грамотной тактикой, опытом и, как ни парадоксально, надежной, пусть и не новой техникой. Триумф человеческого фактора над машиной.
Подписаться на технические драмы в Телеге
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Тогда еще летал Стелс. Как сбивали самолет-"невидимку" в Югославии?.