
На месте крушения
Роковой рейс из Стамбула
25 февраля 2009 года Boeing 737-800 авиакомпании Turkish Airlines выполнял плановый пассажирский рейс из Стамбула в Амстердам. Этот полёт имел особый статус — он проходил под контролем инструктора. В кабине находились три опытных пилота: командир воздушного судна, выступавший в роли инструктора; второй пилот, который проходил обучение на данном маршруте; и ещё один второй пилот-наблюдатель (safety pilot), чьей задачей был общий контроль за безопасностью. На борту находились 128 пассажиров и четыре члена кабинного экипажа.
Скрытая неисправность
Как показали данные бортовых самописцев, проблема зародилась почти сразу после взлёта. На высоте около 120 метров левый радиовысотомер начал выдавать ошибочные показания. Экипаж, скорее всего, не обратил на это внимания, и эта скрытая неисправность стала роковой предпосылкой для будущей трагедии. Полёт до зоны подхода Амстердама проходил в штатном режиме под управлением автопилота.

Тот самый борт
Странности при заходе на посадку
В 10:15 самолёт вышел на связь с диспетчерами аэропорта Схипхол. Погодные условия предусматривали заход по приборам на полосу 18R. Именно на этапе снижения начали проявляться первые тревожные сигналы. В кабине четыре раза неожиданно прозвучало звуковое предупреждение о необходимости выпустить шасси, хотя самолёт находился на высоте 2500 метров. Капитан предположил вслух: «радиовысотомер». Его догадка была верна: на индикаторе командира, который получал данные с неисправного левого датчика, высота внезапно отобразилась как минус 2 метра. Из-за этого бортовая система ошибочно «решила», что лайнер уже у земли, и требовала выпустить шасси.

Тот самый борт
Роковая цепочка событий
Полностью осознав проблему с датчиком, экипаж продолжил заход. Весь полёт управлялся правым автопилотом, который, в отличие от автомата тяги, использовал корректные данные с правого радиовысотомера. Ключевая ошибка системы заключалась в том, что автомат тяги по умолчанию брал информацию о высоте именно с левого, неисправного датчика. Когда самолёт вышел на глиссаду, автомат тяги, «увидев» по своим данным, что борт уже у земли, автоматически перешёл в режим RETARD, убрав тягу двигателей до малого газа для посадки. На самом деле самолёт находился на высоте около 400 метров.

Кабина пилотов Боинг 737
В результате скорость начала критически падать. Автопилот, чтобы удержать самолёт на траектории глиссады при падающей тяге, стал всё сильнее задирать нос, что ещё больше увеличивало сопротивление и снижало скорость. Экипаж, занятый выполнением посадочного чек-листа и попытками настроить спойлеры, не сразу осознал всю серьёзность ситуации. Пилоты заметили неладное лишь когда на высоте около 140 метров штурвалы начали трястись — это был сигнал о сваливании, потере подъёмной силы.

Полоса 18R
Борьба за спасение и катастрофа
Пилоты предприняли отчаянную попытку спасти лайнер. Второй пилот потянул штурвал на себя и попытался добавить тягу, но автомат тяги, всё ещё «думая», что самолёт на земле, немедленно вернул рычаги управления двигателем (РУД) обратно на малый газ. Командир взял управление на себя, пилоты отключили автомат тяги и автопилот. Однако драгоценные секунды были упущены. РУДы были переведены на взлётный режим лишь через шесть секунд, когда высоты около 110 метров уже не хватило для вывода. Самолёт с работающими на полную мощность двигателями, но с критически низкой скоростью, рухнул в поле в полутора километрах от торца полосы.
Итоги и выводы расследования
Лайнер разрушился, разломившись на три части. В катастрофе погибли девять человек: все три пилота, один бортпроводник и пять пассажиров. Ещё 120 человек получили ранения.
Комиссия по расследованию установила, что непосредственной причиной катастрофы стала комбинация технического отказа и человеческого фактора. Основными виновниками были признаны:
- Неисправный левый радиовысотомер, который ввёл в заблуждение автомат тяги.
- Конструктивный недостаток системы: автомат тяги не переключался автоматически на резервный датчик при явной ошибке основного.
- Ошибки экипажа: пилоты, несмотря на ранние признаки неисправности, не распознали её истинную природу и связь с поведением автомата тяги. Они слишком поздно перешли на ручное управление и не сразу добавили тягу в критический момент.
- Пробелы в обучении: у пилотов не было чётких процедур на случай подобного отказа, и в тренировках не отрабатывались сценарии, когда автоматика, основываясь на ложных данных, ведёт самолёт к катастрофе.

На месте крушения
Эта трагедия стала суровым уроком для авиационной индустрии, подчеркнув опасность чрезмерного доверия к автоматике и важность глубокого понимания пилотами взаимодействия всех бортовых систем.

На месте крушения
Видеореконструкция:
Расследования авиакатастроф в Телеграм
https://t.me/rumayday
Обратите внимание: Чудом выжившие. Крушение в Андах.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Пилоты против автоматики: крушение Боинга 737 в Амстердаме.