Эта история рассказывает о гибели самолёта, который по праву считается одним из самых эстетичных и впечатляющих в истории авиации. Его футуристичный силуэт, созданный в 1950-х годах, вызывает ассоциации с легендарными Ту-144 и «Конкордом», появившимися значительно позже.

XB-70 «Валькирия» — воплощение инженерной мечты и её трагический конец.
Изначально задуманный как стратегический сверхзвуковой бомбардировщик, XB-70 так и остался в истории как экспериментальная машина. Его судьба оборвалась не в боевом вылете, а во время коммерческой фотосессии, не одобренной военным командованием. Сегодня мы вспоминаем историю «Валькирии» — самолёта, опередившего своё время.
Амбициозный проект эпохи Холодной войны
В разгар гонки вооружений 1950-х годов США инициировали создание принципиально нового бомбардировщика. Он должен был стать оружием сдерживания: быстрым, высотным и неуязвимым для средств ПВО того времени. Так родился проект XB-70 «Валькирия».
Техническое задание поражало масштабом: крейсерская скорость в 3 Маха (около 3700 км/ч), рабочая высота в 21 километр и дальность полёта свыше 11 000 км без дозаправки. На такой скорости и высоте самолёт был бы практически недосягаем для истребителей и зенитных ракет. В 1954 году ВВС США официально объявили конкурс на замену флагмана стратегической авиации — бомбардировщика B-52.
В соревновании сошлись гиганты авиастроения — North American и Boeing. Проект North American, несмотря на свои риски и колоссальный расчётный взлётный вес в 340 тонн, в итоге победил. Его ключевой инновацией стали опускаемые законцовки крыла, которые на сверхзвуке выполняли роль вертикальных стабилизаторов. В декабре 1957 года проект получил легендарное имя «Валькирия» — в честь мифических дев-воительниц.

XB-70 Valkyrie в сопровождении истребителей во время рекламной фотосессии. Подобные полёты в плотном строю были крайне опасны.
Однако реалии быстро охладили пыл. Попытки использовать высокоэнергетическое, но токсичное и нестабильное топливо провалились. Кроме того, развитие советских зенитно-ракетных комплексов, доказавшее свою эффективность после сбития U-2 в 1960 году, поставило под вопрос саму концепцию высотного прорыва ПВО. В итоге от серийного производства бомбардировщика отказались, а проект превратился в исследовательскую программу. Из трёх запланированных машин построили только две.
Инженерное чудо своего времени
Создание «Валькирии» стало вызовом для всей авиационной науки 1960-х. Для достижения заданных характеристик инженеры применили целый ряд революционных решений.
Самолёт получил аэродинамическую схему «бесхвостка» с небольшими передними поверхностями управления — «утками». На сверхзвуковой скорости они фиксировались, принимая на себя колоссальные нагрузки. Два вертикальных стабилизатора в хвосте, похожие на акульи плавники, обеспечивали устойчивость. Главной же «фишкой» стали опускаемые на 65 градусов законцовки крыла, которые на сверхзвуке создавали дополнительную подъёмную силу, используя энергию ударных волн.

Уникальная аэродинамическая форма XB-70 «Валькирия» была продиктована необходимостью летать на скоростях, в три раза превышающих скорость звука.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Конструкторы столкнулись с проблемой обзора из кабины при взлёте и посадке. В отличие от «Конкорда» и Ту-144, у которых опускалась вся носовая часть, у XB-70 подвижным был только её верх. Лобовое стекло могло менять угол наклона для улучшения видимости.
Сложная механизация носовой части XB-70 «Валькирия» обеспечивала приемлемый обзор на критических этапах полёта.
Система спасения экипажа также была новаторской. Вместо традиционных катапультных кресел использовалась целая гермокапсула, которая в случае аварии отделялась от самолёта, защищая пилотов от чудовищных аэродинамических нагрузок на сверхзвуке.

Спасательная капсула экипажа XB-70 — уникальное решение для сверхзвукового полёта.
Шесть мощных двигателей разгоняли машину до запредельных скоростей, при которых кинетический нагрев разогревал носовую часть до 330°C. Более двух третей конструкции самолёта было выполнено из сотовых панелей нержавеющей стали, способных выдерживать такие экстремальные температуры.
Трудный путь испытаний
Первый полёт «Валькирии» состоялся 21 сентября 1964 года, и почти сразу начались проблемы. Передовая сотовая конструкция оказалась хрупкой, в полётах постоянно возникали утечки гидравлики и топлива, отказывало сложное шасси.

Двигательная установка «Валькирии» — шесть реактивных двигателей, каждый из которых был технологическим шедевром своего времени.
7 мая 1965 года обломки разрушившегося воздухозаборника попали в двигатели, что привело к их полному списанию. Несмотря на это, испытания продолжались. 14 октября 1965 года самолёт впервые достиг скорости в 3 Маха, но триумф был омрачён: от перегрузок оторвался фрагмент обшивки крыла. После этого скорость первого прототипа ограничили.
Второй экземпляр, доработанный с учётом всех недостатков, оказался куда успешнее. 19 мая 1966 года он установил выдающееся достижение: пролетев 3900 км за 91 минуту, он удерживал скорость около 3 Маха на протяжении 33 минут. Это был триумф инженерной мысли.
Роковая фотосессия
8 июня 1966 года судьба «Валькирии» была предрешена. Производитель двигателей General Electric организовал эффектную рекламную съёмку в воздухе. В плотном строю, на расстоянии всего нескольких десятков метров друг от друга, летели XB-70, истребители F-4, F-5, T-38 и скоростной F-104 Starfighter. Рядом кружил арендованный бизнес-джет Learjet с фотографом.

Кадры съемки, предшествовавшей катастрофе. Плотный строй на высокой скорости был смертельно опасным предприятием.

Истребитель F-104 «Старфайтер», пилотируемый Джо Уокером. Его лёгкая машина попала в вихревой след от крыла гигантской «Валькирии».
Когда съёмка подходила к концу, F-104 под управлением главного летчика-испытателя NASA Джо Уокера начал смещаться влево. Его самолёт попал в мощный вихревой след от законцовки крыла «Валькирии», перевернулся и протаранил правое крыло бомбардировщика. После касательного удара по фюзеляжу F-104 взорвался в воздухе.

Момент столкновения, запечатлённый фотографом. F-104 (вверху) уже разрушается после удара о крыло «Валькирии».

Последующие мгновения катастрофы. Повреждённая «Валькирия» ещё пытается сохранить управление.
«Валькирия», лишившаяся части крыла и хвостового оперения, продержалась в воздухе всего 16 секунд, после чего вошла в неуправляемое падение и рухнула в пустыне к северу от Барстоу, Калифорния.

Обломки самолёта на месте падения. Крушение положило конец всей программе.
Погибли два пилота: Джо Уокер (F-104) и Карл Кросс, второй пилот «Валькирии». Командир экипажа XB-70 Эл Уайт сумел катапультироваться в спасательной капсуле, но получил серьёзные травмы.
Расследование показало, что Уокер, летевший в плотном строю, не мог видеть своё положение относительно массивного фюзеляжа «Валькирии». Роковую роль сыграл вихревой след от её крыла, который буквально опрокинул лёгкий F-104. Шокирующим фактом стало то, что эта рискованная фотосессия не была согласована с командованием ВВС США. После трагедии последовали строгие дисциплинарные взыскания.
Демонстрация технологического превосходства обернулась гибелью людей и уничтожением уникального самолёта. Хотя первый прототип совершил ещё 33 полёта, программа была окончательно свёрнута. 4 февраля 1969 года уцелевшая «Валькирия» №1 заняла почётное место в Национальном музее ВВС США, став памятником дерзкой инженерной мечте и горькому уроку.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Последний полёт "Валькирии" История крушения американского сверхзвукового бомбардировщика.