Венгрия, 4 июля 2000 года. Пассажиры, направлявшиеся из Будапешта в греческие Салоники, ожидали полета на привычном Boeing 737-800 авиакомпании Malev. Однако в последний момент из-за технических проблем лайнер был заменен на советский Ту-154, что стало первым звеном в цепи необычных событий этого рейса.
Роковое решение в кабине пилотов
Полет до Греции проходил в штатном режиме, но проблемы начались на этапе захода на посадку. Подход к аэропорту Салоник осложнен гористой местностью, из-за чего система предупреждения о близости земли (GPWS) часто срабатывает раньше времени. Настойчивое звуковое оповещение системы так нервировало экипаж, что пилоты приняли спорное решение — просто отключить назойливую сигнализацию.

Тот самый Ту-154 авиакомпании Malev Airlines с бортовым номером HA-LCR.
Хаос на взлетно-посадочной полосе и критическая ошибка
Снижение происходило со скоростью выше расчетной, и самолет вышел на полосу раньше графика. В этот момент взлетно-посадочную полосу 28, на которую заходил Ту-154, занимал Boeing 757, готовившийся к взлету. Услышав об этом, командир венгерского экипажа принял, казалось бы, логичное решение: прервать посадку и уйти на второй круг, для чего шасси выпускать не стал.
Однако ситуация молниеносно изменилась. Как только Boeing 757 начал разбег, капитан Ту-154 передумал и решил садиться после него. В спешке экипаж даже не выполнил обязательный контрольный список перед приземлением. Поскольку система оповещения о земле была отключена, лишь диспетчер аэропорта, отвлеченный вылетом Boeing, мельком заметил и сообщил, что шасси не выпущены. Но предупреждение, судя по всему, не было услышано или проигнорировано.

Кабина пилотов Ту-154.
«Уходи, Malev, уходи!» и отчаянный маневр
Трагедию предотвратил пилот другого самолета, находившегося в аэропорту. Увидев приближающийся Ту-154 с убранными стойками, он в панике крикнул по радио: «Уходи, Malev, уходи!» («Go around, Malev, go around!»).
Только тогда командир осознал роковую ошибку и дал команду на уход на второй круг на полной мощности.
Обратите внимание: Уходим, командир!.
Но двигателям требовалось время для выхода на взлетный режим. Самолет на скорости около 300 км/ч ударился фюзеляжем о бетон полосы, проехал по ней, подняв сноп искр, и лишь затем, когда двигатели вышли на полную тягу, сумел оторваться и начать набор высоты.Возвращение и эпилог истории
Набрав безопасную высоту в 1000 метров, экипаж выпустил шасси. Несмотря на повреждения и риск возгорания из-за полных топливных баков, через 16 минут после первой попытки самолет благополучно совершил посадку в аэропорту Салоник.

Табличка с бортовым номером HA-LCR, хранящаяся в пожарной службе аэропорта Салоники (апрель 2018 г.).
Этот инцидент произошел в период, когда авиакомпания Malev уже активно выводила из эксплуатации устаревшие Ту-154. После осмотра серьезных повреждений планера самолета было принято решение не восстанавливать его. Лайнер долгое время использовался пожарными Салоник для тренировок, а в конце 2018 года был окончательно разобран и утилизирован.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
Самолет Полет Аэропорт Пилот Авиация Гражданская Авиация Инцидент Авария Ошибка Ту-154 Длинный пост
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: “Уходи, Malev, уходи!” Пилоты Ту-154 забыли выпустить шасси.