Авиационный мир полон специфического юмора, который порой может быть непонятен пассажирам, но для пилотов и членов экипажа это часть профессиональной культуры и способ снять напряжение.

Практика «Посадка номер один» на Ан-26
Однажды во время тренировочного полёта на Ан-26, известного как «Посадка номер один», произошёл забавный инцидент. Командир дал команду: «Правый флюгер...». Пилот, который в тот момент дремал, не открывая глаз, машинально потянул штурвал влево. Командир тут же поправил его: «Я же сказал, да!!!!». Второй пилот, также не проснувшись, толкнул локтем соседа. К счастью, управление самолётом (РУ) оставалось в рабочем состоянии, и ситуация была взята под контроль, хотя и не без потери высоты.

Курьёзный случай с курсантами на Ан-24
Во время ночного учебного полёта на Ан-24 один из курсантов при взлёте слишком резко взял штурвал на себя, что привело к сваливанию. Самолёт, к счастью, был на малой высоте, но жёсткое приземление всё же произошло. От удара лопнула шина, самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, сломал шасси и загорелся. В этой критической ситуации у курсантов проявились невероятные качества: один удержал от удара второго, другой, уже выбравшись, бросился обратно в горящую машину за шоколадом для всей эскадрильи. Его вытащили товарищи. В суматохе они даже пересчитали себя, и один, решив, что кого-то не хватает, снова ринулся в огонь, но был остановлен техником, который объяснил, что он забыл посчитать самого себя. Самолёт сгорел, но экипаж и ценный груз шоколада были спасены.

Нештатная ситуация на взлёте
Во время разгона по полосе на скорости около 370 км/ч на табло внезапно загорелось предупреждение «Подключите летающий погрузчик». Экипаж экстренно затормозил, но самолёт, словно баржа, проехал почти до конца ВПП на высокой скорости. В результате передняя стойка шасси сложилась, а лопасти воздушного винта развернулись в разные стороны. Штурман, находившийся в кабине, получил травмы — его куртка застряла в повреждённой обшивке, и её извлекали два дня. Экипаж выжил, но фюзеляж был серьёзно повреждён и впоследствии списан.
Диалог из «чёрного ящика»
Запись с бортового самописца зафиксировала лаконичный и напряжённый разговор во время посадки:
Командир (К): -Не сбавляй скорость!
Второй пилот (В): —Я не сбавлю темп!
К: -Не сбавляй скорость!
В: —Я не сбавлю темп!
К: - Черт, шасси не выпустились!
Посадка с запасом
В аэропорту Жуковский, где длина ВПП составляет 5,2 км, диспетчер дал команду транспортному Ан-12: «Полет и посадка на высоте 2000 метров». Командир экипажа ответил: «Мы не можем этого сделать...». На что диспетчер разрешил: «Хорошо, попробуй сесть». Самолёт приземлился за 500 метров до начала полосы, пробежал по грунту и только потом выкатился на бетон. Диспетчер с юмором заключил: «Ты можешь что-то сделать!».
Борьба с обледенением на Ли-2
Поздней осенью экипаж Ли-2 летел в условиях сильного снегопада и обледенения на высоте 1800 метров. Чтобы сбросить лёд с лопастей винта, командир постоянно менял их шаг. Ледяные глыбы, отрываясь, били по фюзеляжу, как снаряды. В этой тяжёлой обстановке молодой бортмеханик спросил: «Командир, вам нужно начать подачу спирта?» (имея в виду антиобледенительную систему). Командир промолчал. Механик уточнил: «Мне открыть его?». На что командир ответил: «Я сейчас тебе его открою, пока ты не забыл, где он открывается!». Когда самолет вышел из облаков, капитан сказал механику: «Твоя доля пропала, сегодня ты ничего не получишь!».
Кошачья миска для генерала
В аэропорту Бирофельд в 80-х годах командира дивизии привели в казарму. Ординарец, встав на тумбочку, скомандовал: «Смирно!». Рядом стояла миска. «Кому это?» — спросил генерал. «Для кота!» — бодро ответил ординарец. Командир полка поседел на глазах, ведь фамилия генерала была Кот.
Метеопрогноз для «тёмных» лётчиков
В ленинградском аэропорту Пулково экипаж, готовившийся к вылету в Баку, зашёл на метеостанцию. Дежурный синоптик, увидев двух загорелых пилотов в форме, спросил: «Вас до Баку довезти?» (вероятно, имея в виду прогноз). Капитан с юмором парировал: «Вам так будет удобно...».
Нестандартная связь
Диспетчер, потеряв связь с рейсом 1528, передал: «Рейс 1528, я вас не слышу! Если вы меня слышите, взмахните крыльями». В ответ прозвучало: «Это рейс 1528, мне два года [голос прерывается]. Если бы вы могли услышать мой голос. Потрясите башни...».
Тренировочные перелёты в Домодедово
В советское время пилоты после отпусков часто проводили тренировочные полёты в Домодедово: взлёт, круг, посадка. На борт поднимались грузчики и техники, имитируя нагрузку, после чего самолёт летел во Внуково. Все работали слаженно, поддерживая навыки.
Вертолёт-«учитель»
Реальный случай: гражданский вертолёт Ми-2 совершил аварийную посадку в болоте. На помощь пришла эскадрилья стратегических ракетных войск. Их Ми-8 на внешней подвеске вытащил потерпевший бедствие Ми-2. В этот момент на аэродром прибыл разгневанный командир дивизии, который хотел видеть командира эскадрильи (пилота Ми-8). Увидев в небе вертолёт с «брюхом», на котором висел Ми-2, генерал пришёл в ярость. Хитрый адъютант быстро нашёлся: «Генерал, смотрите, большой вертолет учит маленького летать!». Инцидент был исчерпан.
Зачем накачивать лопасти вертолёта?
На одном вертолёте система сигнализации указывала на повреждение лопасти несущего винта. Проблема была в протекающем клапане. Экипаж, чтобы срочно выполнить рейс для командира Каспийской флотилии, решил «подкачать» неисправный узел прямо в транзитном аэропорту. Когда командир флотилии спросил, чем они заняты, ему ответили, что подкачивают колёса, а лопасти винта «были немного спущены». Командир кивнул, и вертолёт взлетел. Позже главный инженер жёстко отчитал пилота за сравнение лопастей с колёсами и потребовал немедленной замены клапана, что и было сделано на следующий день.

Штурманские «карты»
Среди авиаторов ходит старая шутка о штурмане, который забыл карты. Капитан спрашивает: «Пилот, у вас есть карта?». Тот отвечает: «Да, сэр, две палубы!» (имея в виду игральные карты). «Тьфу, блин, придется лететь с еще одной пачкой сигарет «Беломор...». Также ходят слухи, что у лётчиков, служивших в южных республиках СССР, была альтернативная «навигационная карта» — этикетка от портвейна «Казахстан», на которой была изображена карта региона. Такой напиток в шутку называли «Штурманским». Возможно, существовали и другие подобные «пособия».

Авиационные шутки, велосипед, гражданская авиация, самолет, длинный пост
Обратите внимание: Может ли пилот «сдать назад» или зачем на самолёте реверс.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Авиационные байки. Зачем накачивать лопасти вертолета.