Ранее мы обсуждали самолеты-амфибии, а теперь обратимся к уникальному советскому транспорту, созданному для покорения Антарктиды. Речь пойдет о вездеходе, который был не просто машиной, а настоящим мобильным домом с кухней, спальными местами и туалетом, способным выживать в самых суровых условиях на планете.

Возникновение проекта
Активное освоение Антарктиды Советским Союзом в 1950-х годах потребовало принципиально нового подхода к транспорту. Требовалась техника, которая могла бы не только перемещаться по ледяным пустыням при температурах, опускающихся ниже -80 °C, но и обеспечивать длительное автономное существование экипажа. В 1957 году по инициативе Арктического института был запущен проект по созданию такого специализированного вездехода, получившего название «Харьковчанка» или «Изделие 404». Разработку поручили двум харьковским заводам: Авиационному и Заводу транспортного машиностроения.

Конструкция и возможности
Работы, начатые в 1958 году, велись в ударном темпе, и уже через три месяца опытный образец был готов. За основу взяли мощный тягач АТ-Т. Конструкторы удлинили шасси, добавили дополнительные катки и оснастили гусеницы крупными снегозацепами для улучшения проходимости. Сердцем машины стал дизельный двигатель, который благодаря системе турбонаддува (суперчарджеру) развивал мощность в 995 лошадиных сил. Это позволяло 35-тонному гиганту не только уверенно двигаться самому, но и буксировать прицепы общим весом до 70 тонн. Габариты вездехода впечатляли: 8.5 метров в длину, 3.5 в ширину и 4 в высоту. Максимальная скорость на антарктическом льду достигала 30 км/ч.

Жилой модуль: комфорт в экстремальных условиях
Кабина, спроектированная и изготовленная на Харьковском авиазаводе, стала настоящим инженерным шедевром.
Обратите внимание: Покажу "самолет-вездеход" в котором пассажир сидит на месте второго пилота, а стюардесса вообще не предусмотрена.
Её дюралевый корпус, выполненный в форме вагонетки, был защищен восемью слоями теплоизоляции из нейлоновой ваты. Внутри была предусмотрена кабина управления для водителя и штурмана, а также полноценный жилой отсек на восемь человек со спальными местами, мини-кухней для разогрева пищи, раковиной и туалетом. Конструкторы продумали даже доступ к двигателю изнутри салона, что позволяло проводить ремонт и обслуживание, не выходя на леденящий холод. Однако полной герметизации достичь не удалось, и экипажу иногда приходилось мириться с проникновением выхлопных газов в жилое пространство.
Дизайн интерьера «Харьковчанки»
Покорение Антарктиды
Пять построенных вездеходов отправились из Харькова на ледовый континент. После подготовки 10 февраля 1959 года колонна «Харьковчанок» стартовала с советской базы «Мирный» в беспрецедентный поход к Южному полюсу. Путешествие протяженностью 2700 километров заняло полтора месяца и доказало высочайшую надежность машины. «Харьковчанки» стали незаменимыми рабочими лошадками, многие годы обеспечивая связь и снабжение между всеми шестью советскими антарктическими станциями.

Карта маршрута первой экспедиции
Эволюция легенды
Успех первой модели привел к созданию модернизированной версии. В 1974 году был размещен заказ на пять вездеходов «Харьковчанка-2». В этой модели инженеры устранили главный недостаток — проблему с выхлопными газами, а также значительно улучшили герметичность жилого модуля. Новая техника прибыла в Антарктиду в 1975 году. Работы над следующей модификацией, «Харьковчанка-3» на базе тягача МТ-Т, начались в 1980-х, однако были свернуты в связи с распадом Советского Союза.

«Харьковчанка» — легенда полярных исследований!
Спасибо, что прочитали эту историю о инженерном подвиге. В следующем материале мы расскажем о вертолетах, чье создание также стало возможным благодаря колоссальному научно-техническому прогрессу. Подписывайтесь и до новых встреч!
Перевозка оборудования длинный пост 53Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Антарктический вездеход, способный выдерживать жесточайшие морозы.