Он также является одним из многочисленных детищ великого конструктора-всерато Павла Владимировича Цыбина - НМ РСР.

Почему только одна модель? Потому что этот проект очень амбициозен, но сначала нам нужно сделать самые важные вещи. Поэтому авиаконструктор П.В. Цыбин строил спортивные, экспериментальные и десантные планеры (на которых в свое время летали на Северный полюс). Но после 1948 года интерес к планерной тематике стал заметно падать, и ему захотелось создать собственное конструкторское бюро, оснащенное машинистками и чертежными досками... Так, в 1954 году Цыбин написал письмо в Кремль, пообещав построить самолет, который будет летать на высоте 30 000 метров со скоростью 3000 км/ч и иметь дальность полета 14 000 км.

Собушна Павел Владимирович
Чтобы снизить риск получения ответа от трех санитаров, Павел Владимирович добавил в письмо немного терминологии и обрисовал общий тип самолета, который произвел впечатление на чиновников: очень «поворотливые» трапециевидные крылья и хвостовое оперение, относительная толщина менее 3,5% (никто в мире этого не достиг), коэффициент возврата веса 80% (для современных авиалайнеров 58% считается очень высоким), двигатели с тягой 9,5 тонн (при этом модель или другие характеристики двигателя не уточнялись — речь шла лишь о воображаемой тяге). При всем при этом, планы иметь экипаж из 1 человека (и современную автоматику...) и использовать в конструкции чисто алюминиевые сплавы (представляете лицо инженера-прочниста?)... На фоне вышеизложенного мелькающая в других источниках информация о разработках по снижению радиолокационной заметности уже не кажется такой уж ерундой.

Как ни странно, советское правительство одобрило разработку и предоставило Цыбину завод и конструкторское бюро. Однако толковые инженеры из более известных конструкторских бюро не горели желанием работать у Цыбина, и приходилось нанимать кого попало, что впоследствии сильно сказывалось на эффективности работы. Ах да, проект назван просто РС (Реактивный), имеет 5 различных версий и отправлен на разработку в ЦАГИ... Как вы думаете, кому в ЦАГИ понравится этот смелый проект? Ну, конечно же, Батини! Впоследствии была даже разработана версия РС в виде беспилотной тяжелой реактивной авиационной ракеты для бомбардировщика на подводных крыльях А-57 «Бартини», но эта идея так и не была реализована. Основное направление работы иное.

Я хотел бы знать, как это рассчитывается
Однако работа пошла не так, как планировал Батини. В «Главной линии» Цыбин сделал из самолета ящерицу. Ну, то есть он хотел построить сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, но, судя по его планам, получилась ящерица. Судите сами:
-
RS приближается к территории США.
-
RS отбрасывает хвост и становится уткой".
-
Хвостовая часть с хвостовыми плавниками внезапно превращается в планирующую бомбу и планирует.
-
RS возвращается без хвоста.

Ладно, ребята, УМПК из 50-х?
Однако детальные расчеты показали, что такая концепция просто нереализуема (и невозможно получить VO больше 60%). Но не уведет ли это Цибин от пути стратегического строительства? Новый план выглядит следующим образом:
-
Воздушный пуск с самолета-носителя Ту-95Н.
-
Он использует два жидкостных ракетных двигателя для разгона до крейсерской скорости 3000 км/ч.
-
Самолет оснащен двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями для крейсерского полета.
Первоначально руководство страны отнеслось к этому благосклонно (поскольку теоретически это сделало бы американские средства доставки ядерного оружия более быстрыми и, следовательно, менее уязвимыми), однако после запуска Королевым ракеты Р-7 интерес властей к стратегической авиации пошел на спад. Поэтому РС срочно переделали в РСР — реактивный сверхзвуковой разведчик... Причем хотели сохранить изначальную идею — тоже старт с Ту-95 и ПВРД, но Туполев решительно сказал «Не подходи к моему самолету!», и Цыбину пришлось проектировать что-то более нормальное…

Другая версия самолета
Конечно, проект также вызвал много скептицизма — именно поэтому было принято решение создать NM (Natural Flight Model). От этой ухудшенной копии не требовалось никаких эксплуатационных характеристик (конечно, она была в четыре раза слабее расчетной, но это был настоящий двигатель), просто чтобы посмотреть, полетит ли конструкция. В NM-1 отсутствует большая часть оборудования, некоторые компоненты и неважные детали, такие как шасси. Есть посадочная лыжа, а при взлете просто поставьте мусорный бак на тележку.

С колесами
7 апреля 1959 года великий летчик Амет-Хан Султан поднял его в небо, совершил полет и успешно приземлился. Посадочные лыжи загорелись от трения, но это было неважно. Важно то, что НМ-1 летал хорошо (всего 32 раза). Хотя у него были некоторые проблемы (которые были быстро устранены) и его разгон не превышал 490 км/ч, по управляемости и устойчивости (по отзывам летчиков) он превосходил МиГ-21. При этом конструкция и аэродинамическая компоновка вполне реализуемы (на дозвуковых скоростях) – остается решить проблему достижения хотя и пониженных, но все равно весьма высоких заявленных летно-технических характеристик.

Нет колес
Поскольку какой-то сверхмощный двигатель (на тягу-то ориентировались, не консультируясь с двигателеведами...) с неба так и не упал, его решили установить на РСР Д-21, который также существовал только на бумаге как дальнейшее развитие Д-20. В ходе его создания началась работа по созданию полностью функционального RSR со значительным снижением веса. Широко применяется технология сварки. Они отказались от лонжеронов и панелей крыла в пользу 16-стенчатой ажурной конструкции… и тоже ее сварили. Более 4 месяцев — быстрее быть не могло. Поскольку размеры электронного оборудования уменьшаются, вес его монтажных и фиксирующих компонентов также уменьшается. Они отказались от «сверхзвукового» ПТБ, который можно было сбрасывать на скорости 1500 км/ч. Да, эксперты по прочности заявили, что максимальная перегрузка составляет 1,2 единицы, но никого это не волнует. Экспериментальный сплав алюминия и бериллиевых сплавов, который они надеялись использовать для решения всех проблем, оказался токсичным в процессе производства и так и не был установлен на самолете. Однако эта успешная борьба за идеальный вес в конечном итоге оказалась тщетной. Одна проблема испортила все: двигатель. Он так и не появился.

Д-20. Первый в Советском Союзе двухвальный двухконтурный двигатель
Первоначально Туполев полностью взял на себя производство двигателя Д-20 и хотел разработать на его основе двухконтурный двигатель Д-21. Впоследствии Микоян взял на себя полное производство двигателя Р-11 для МиГ-21... Со временем производство было свернуто, в авиационной промышленности начались масштабные увольнения, а у руля авиационной промышленности встал великий ракетчик Никита Кукурузов.
В 1959 году завод имени Цыбина был присоединен к ОКБ Микояна, а ОКБ — к ОКБ Мясищева. Через полгода сам Мясищев был уволен, а инженеры и рабочие завода были переведены в ракетную промышленность. Цыбин работал под руководством Королева, а затем над разведывательным спутником «Зенит» (крупнейший разведывательный спутник в истории, оснащенный многоразовым шасси — за это Цыбин заслуживает похвалы). НМ-1 и незаконченный прототип РСР были разобраны на металлолом. Некоторые части этих прекрасных, хотя и потрепанных самолетов все еще погребены глубоко в недрах МАИ…

Топливный бак RSR, см стрелку
_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории. Я начал с аккаунта ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers», если вам нравится авиация, можете заглянуть туда. Не прощайтесь!
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Натуральный Макет Реактивного Сверхзвукового Разведчика.