Катастрофа над Эльбой: как крушение «Кометы» поставило под сомнение будущее реактивной авиации

Это третья статья из цикла, посвященного самолету de Havilland Comet 1 — первому в мире реактивному авиалайнеру. С предыдущей частью можно ознакомиться по ссылке.

Рекламный плакат самолета de Havilland Comet

Рекламный плакат, демонстрирующий футуристический дизайн «Кометы».

Роковой рейс «Йорк Питера»

10 января 1954 года, в воскресенье, самолет Comet 1 с регистрационным номером G-ALYP и позывным «Yoke Peter» («Йорк Питер») авиакомпании BOAC вылетел из Сингапура в Лондон. После промежуточной посадки и дозаправки в Риме лайнер под командованием капитана Алана Гибсона взял курс на аэропорт Хитроу. На его борту находились 35 человек: 29 пассажиров и 6 членов экипажа.

Погодные условия над Средиземным морем были идеальными для полета: ясное небо и слабый ветер. «Йорк Питер» набрал крейсерскую высоту в 10 100 метров и продолжил путь на северо-запад вдоль итальянского побережья. Экипаж поддерживал штатную радиосвязь, передав семь сообщений, включая два отчета о своем местоположении.

Панель приборов самолета Comet

Приборная панель в кабине пилотов «Кометы».

В 09:34 самолет доложил о пролете радиомаяка Остия, а в 09:42 — над городом Чивитавеккья на высоте 5700 метров. Еще через восемь минут, в 09:50, экипаж сообщил о прохождении радиомаяка Орбетелло, набрав высоту 7920 метров. Далее маршрут пролегал над островом Эльба.

Последний радиоконтакт и внезапный конец

Во время полета пилоты «Кометы» также вышли на связь с экипажем другого самолета — Argonaut C-4, который вылетел из Рима на 10 минут раньше. Капитан «Аргонавта» Дж. Джонсон запросил у «Йорк Питера» информацию о верхней границе облачности. В 09:52 «Комета» передала запрошенные данные, но ответа не последовало. Пилоты «Йорк Питера» предприняли еще одну попытку связаться:

«Джордж, Джордж, это Йорк Питер, как слышите? Вы получили мое...»

На этой фразе связь оборвалась навсегда. На высоте от 8200 до 10 100 метров самолет внезапно разрушился в воздухе, разлетевшись на тысячи обломков. Все находившиеся на борту люди погибли.

Самолет Argonaut C-4

Самолет Argonaut C-4, экипаж которого последним слышал голос пилотов «Кометы».

Свидетельства очевидцев катастрофы

Катастрофа произошла в районе острова Эльба. Местный рыбак Джованни ди Марко, находившийся в море со своей командой, стал одним из первых свидетелей трагедии. Мужчины услышали гул самолета над облаками, а затем три последовательных взрыва. Вскоре после этого Ди Марко увидел, как из облаков вырвался серебристый объект, оставляя за собой дымный шлейф, и рухнул в воду, подняв гигантское облако брызг.

Рыбаки немедленно направились к месту падения, но помочь было уже некому. Они обнаружили в воде несколько тел и, собрав все силы, вернулись на Эльбу, чтобы сообщить о случившемся.

Другие жители острова также стали свидетелями катастрофы. Один из фермеров, находившийся на холме, сообщил, что услышал громкий грохот и увидел, как два крупных обломка самолета, один из которых горел, почти параллельно друг другу упали в море. Эти показания позже подтвердили и другие свидетели.

Деревянная модель, изображающая разрушение Кометы

Деревянная модель, наглядно демонстрирующая возможный сценарий разрушения фюзеляжа «Кометы» в воздухе.

Итальянские власти оперативно организовали масштабную поисково-спасательную операцию, однако надежды на спасение не оправдались. Было обнаружено лишь 15 тел, а также разбросанные на поверхности моря обломки, личные вещи пассажиров, почтовые отправления и мелкие фрагменты лайнера.

Шок в Великобритании и приостановка полетов

Известие о новой катастрофе революционного самолета повергло британскую общественность в шок. «Комета», символ технологического превосходства и надежд британской авиапромышленности, в одночасье превратилась в источник смертельной опасности. Потенциальные заказчики по всему миру начали сомневаться в надежности машины de Havilland, угрожая потерей огромного рынка, на котором у Великобритании пока не было конкурентов.

Уже на следующий день, 11 января, авиакомпания BOAC приняла беспрецедентное решение, объявив: «Пассажирские перевозки на самолетах Comet приостановлены в качестве меры предосторожности для проведения полной и тщательной технической проверки каждого лайнера этого типа». Председатель BOAC сэр Майлз Томас заявил, что посвятит все свое время расследованию катастрофы, сотрудничая с конструкторами de Havilland и правительственными экспертами. При этом официально сертификат летной годности самолета отозван не был, а приостановка полетов носила добровольный характер.

В попытках найти объяснение трагедии сразу же возникла версия о саботаже. Учитывая геополитическую обстановку, высказывались предположения о возможной диверсии в Риме или Бейруте. Сэр Майлз Томас публично заявил: «Возможность саботажа нельзя исключать. Специалисты по безопасности уже направлены в ключевые точки восточного маршрута».

Салон самолета Comet

Просторный и комфортабельный салон «Кометы» должен был стать эталоном для пассажирских перевозок.

Международное расследование и первые находки

Итальянская следственная комиссия, созданная сразу после катастрофы, вскоре приняла мудрое решение передать основную часть расследования британской стороне, как стране-производителю самолета. В Великобритании был сформирован специальный комитет под руководством К. Абелла, заместителя директора BOAC по операциям. Это была одна из первых в истории комиссий, созданных исключительно для расследования крушения тяжелого пассажирского самолета, и в ее состав вошли ведущие специалисты в области авиации. Активное участие в работе приняли эксперты Королевского авиационного научно-исследовательского института (RAE).

Среди первоначальных версий причин катастрофы рассматривались: опасный флаттер (разрушительные колебания конструкций), отказ гидравлической системы, потеря управления и катастрофическое разрушение двигателя. Проводились параллели с предыдущей аварией «Кометы» в Калькутте, однако там самолет попал в сильнейшую грозу на малой высоте, тогда как над Эльбой погода была спокойной, а высота — максимальной.

Ключевые данные поступили от итальянских патологоанатомов, исследовавших тела жертв.

Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Экспертиза исключила версии о пожаре на борту или взрыве бомбы, так как все ожоги были получены уже посмертно. Характер травм однозначно указывал на мгновенную взрывную декомпрессию — пассажиры и члены экипажа погибли от резкого перепада давления и столкновения с элементами конструкции.

Однако британская комиссия поначалу отнеслась к этим выводам скептически. Конструкция фюзеляжа «Кометы» прошла всесторонние испытания и считалась чрезвычайно прочной. Самолет G-ALYP имел всего 3681 летный час, что для новой машины было незначительным налетом. Теоретически усталость металла не должна была проявиться так рано.

Еще один рекламный плакат Кометы

Реклама продолжала представлять «Комету» как самолет будущего.

Титаническая операция по подъему обломков

Тем временем в Тирренском море у берегов Эльбы развернулась беспрецедентная по масштабам операция по поиску и подъему обломков. Для этого Королевский флот собрал целую флотилию судов. Поиски осложнялись большой глубиной (135–180 метров) и огромной площадью, на которой были разбросаны фрагменты — по оценкам, до ста квадратных миль.

Спасатели использовали все доступные на тот момент технологии: тралы, подводные камеры, краны и впервые в истории — подводные телевизионные камеры. Существенную помощь оказали аэрофотоснимки, сделанные сразу после катастрофы, на которых были запечатлены рыбацкие лодки у места падения. Это позволило сузить район поиска.

В середине февраля гидролокаторы обнаружили первые крупные объекты на дне. К концу месяца были подняты большая часть хвостового оперения и фрагменты задней части фюзеляжа. В марте водолазы обнаружили и подняли центральную секцию фюзеляжа длиной около 18 метров — самый крупный из найденных обломков. Позже были найдены двигатели, шасси и другие важные элементы конструкции. Несмотря на штормы, работа продолжалась, и собранный материал вскоре должен был дать ответ на главный вопрос.

Преждевременные выводы и роковое решение

В Великобритании, пока со дна моря поднимали обломки, комиссия Абелла провела тщательный осмотр других самолетов Comet 1, но не нашла явных конструктивных дефектов. Единой версии катастрофы выработать не удалось. В итоге комитет ограничился рекомендациями по внесению в конструкцию около 50 изменений, главным из которых стала установка бронеперегородок вокруг двигателей для локализации возможного разрушения турбины.

Совет по регистрации воздушных судов (ARB) и BOAC, неся огромные убытки от простоя флота (около 50 000 фунтов в неделю), сочли, что оснований для дальнейшего запрета полетов нет. Общественное мнение, подогреваемое некоторыми газетами, склонялось к версии о «русском следе» и саботаже.

Двигатель Ghost самолета Comet

Двигатель de Havilland Ghost. Рекомендации комиссии включали его дополнительную защиту.

23 марта 1954 года, всего через 10 недель после катастрофы и так и не установив ее истинную причину, министр транспорта Великобритании дал разрешение на возобновление полетов «Комет». Уверенность в самолете, казалось, вернулась. Первый рейс в Йоханнесбург был почти полным, а южноафриканская авиакомпания даже арендовала «Комету» для своих рейсов.

Встреча самолета Comet

Торжественная встреча «Кометы». Эйфория от возобновления полетов была недолгой.

Тем временем поиски у Эльбы принесли новую, сенсационную находку. 4 апреля со дна была поднята почти вся передняя часть фюзеляжа G-ALYP, включая кабину пилотов. Изучение этих обломков наконец-то должно было привести следователей к разгадке, которая таилась в самой конструкции фюзеляжа. Но до этого момента «Кометы» продолжали летать, а их пассажиры не подозревали, что путешествуют на бомбе замедленного действия. О том, как была найдена истинная причина катастроф, и о последнем, окончательном крушении «Кометы» — в следующей статье.

Автор: доктор технических наук А. Ляхов

Канал «Расследование авиакатастроф» в Telegram:
https://t.me/rumayday

#ГражданскаяАвиация #Полет #Авиация #Самолет #Аэропорт #Крушение #Авария #Италия #Великобритания #РасследованиеАвиакатастроф #Крушение #ДлинныйПост

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Разрушение в воздухе, русский след и катастрофа Кометы над Эльбой.