Авианосец «Адмирал Кузнецов»: история, конструкция и роль в российском флоте

С развитием военной авиации её значение в ведении боевых действий стало ключевым. Завоевание господства в воздухе часто предопределяет исход операций, что привело к созданию плавучих аэродромов — авианосцев. Эти корабли стали центральными элементами флотов, но для выполнения широкого спектра задач им требуется поддержка других судов. Особое внимание уделялось защите от подводных лодок, способных быстро вывести из строя и сам авианосец, и его авиагруппу.

История создания

История авианосца «Адмирал Кузнецов» берёт начало в проекте 1143 «Мушкетёр». Идея строительства собственных авианосцев в СССР обсуждалась ещё до Великой Отечественной войны, но реализация проекта противолодочного крейсера с авиационным вооружением затянулась. Только в 1968 году вышло постановление о начале проектирования крейсера проекта 1143. Первоначально корабль должен был нести авиацию для борьбы с подлодками и поддержки десанта, с упором на вертолёты.

Был разработан ряд вариантов, из которых выбрали проект 1123, позволявший снизить затраты за счёт совместимости с более ранними разработками. Новый крейсер утвердили 30 апреля 1970 года. За десять лет построили четыре корабля этого типа. Следующие три корабля стали модернизированными версиями. Для усиления противовоздушной обороны потребовалась развитая взлётно-посадочная полоса для истребителей, поэтому в новой конструкции увеличили палубу и применили трамплин для взлёта, пожертвовав частью ракетно-артиллерийского вооружения.

Рождение «Адмирала Кузнецова»

«Адмирал Кузнецов» — пятый корабль серии (проект 1143.5) и первый из трёх усовершенствованных вариантов. За свою историю он сменил несколько имён: «Советский Союз» (проектное), «Рига» (в период строительства), «Леонид Брежнев» (при спуске) и «Тбилиси» (во время испытаний). Окончательное название в честь адмирала Николая Герасимовича Кузнецова кораблю присвоили 4 октября 1990 года.

Закладка корабля состоялась 1 сентября 1982 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Он был предназначен для базирования модифицированных самолётов Су-27, Су-25 и МиГ-29. Это был первый в СССР опыт строительства корабля из крупных блоков весом до 1400 тонн. Спуск на воду прошёл 4 декабря 1985 года, но внутренние работы продолжались. Швартовные испытания начались 8 июня 1989 года, а 21 октября корабль вышел в море. 1 ноября начались испытания по взлёту и посадке самолётов. Достройка и испытания продолжались в течение 1990-х годов.

20 января 1991 года крейсер официально вошёл в состав Северного флота. В ноябре того же года, когда корабль стоял на рейде в Севастополе, пришла телеграмма от председателя Верховной Рады Украины Л. М. Кравчука о включении его в состав украинского флота. Капитан Виктор Ярыгин принял решение сняться с якоря и совершить переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево (Мурманская область).

Конструкция и компоновка

В серии проекта 1143 можно выделить два основных типа: корабли с ракетно-артиллерийским вооружением в носу и модернизированные варианты с расширенной взлётной палубой. «Адмирал Кузнецов» относится ко второму типу, хотя сохранил многие компоновочные решения серии.

Конструктивная защита корабля основана на двух принципах: активном вооружении для уничтожения угроз и особенностях конструкции. Для отражения атак используются зенитно-ракетный комплекс «Кинжал», зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» и скорострельные автоматы АК-630М. Две установки РБУ-12000 обеспечивают защиту от торпед, создавая ложные акустические цели, противоторпедные заграждения и атакуя подлодки глубинными бомбами.

Корпус авианосца — сварной, выполнен по стандартам, принятым для кораблей такого класса. Надстройка («остров») смещена к правому борту. Полётная палуба имеет консольную конструкцию. Под ней расположен ангар с двумя самолётоподъёмниками, занимающий 50% длины и 70% ширины корпуса. В отличие от базового проекта, в носовой части вместо артиллерии разместили дополнительную взлётную палубу, что сделало корабль больше похожим на классический авианосец.

Общее количество палуб, включая полётную, — семь. Изначально проект предполагал угловую палубу для взлёта и посадки самолётов вертикального взлёта и вертолётов. Однако специализация изменилась, так как самолёты Як-38 не обеспечивали нужной ударной мощи и превосходства в воздухе, особенно в условиях высокой температуры и влажности. Эффективность вертолётов в противолодочной борьбе и поддержке десанта также была поставлена под сомнение.

Авиационное и техническое оснащение

Для посадки самолётов используется аэрофинишёр «Светлана-2» — система перекрещенных тросов, подключённых к гидравлическим тормозам.

Навигационные и оптические системы проекта 1143 включали комплекс, разработанный Бакинским институтом. В него входили: центральный вычислительный комплекс «Стрельна-1», система курсоуказания с гирокомпасами «Маяк», измерители скорости, приёмники радионавигационных систем и антенная система «Вайгач».

В ходе модернизации многие приборы были заменены. Основой навигации стал комплекс «Бейсур». Средства наблюдения дополнили современные радиолокационные системы.

Вооружение

Вооружение крейсера можно разделить на три категории: авиация, средства поражения наземных, надводных и воздушных целей, а также противолодочные системы. Корабль спроектирован для участия в конфликтах различного масштаба.

Авиагруппа. По проекту авиагруппа должна была включать 50 летательных аппаратов: 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К, 4 вертолёта ДРЛО Ка-27РЛД, 18 противолодочных вертолётов Ка-27/29 и 2 поисково-спасательных Ка-27ПС. Фактически на борту базируются: 14 истребителей Су-33, 2 учебно-тренировочных Су-25УТГ, 10 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ.

Противокорабельные ракеты. Корабль оснащён 12 пусковыми установками ракетного комплекса «Гранит», расположенными под трамплином в носу. Ракеты способны поражать цели на расстоянии до 700 км с боевой частью массой 750 кг. Изначально создавались для борьбы с кораблями, но модернизация позволила использовать их и по наземным целям.

Зенитное вооружение. Для ПВО установлены 24 пусковые установки ЗРК «Кинжал» (боекомплект 192 ракеты) и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик» (256 ракет). Для борьбы с подлодками и торпедами служат два реактивных бомбомёта РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).

Артиллерия. В качестве средства самообороны корабль имеет шесть шестиствольных автоматов АК-630 калибра 30 мм, способных поражать воздушные цели на дальности до 4 км и наземные — до 5 км. Боекомплект — 48 000 снарядов.

Электронное оборудование и энергетика

После модернизации многие системы были заменены. Для навигации используется комплекс «Бейсур». Радиоэлектронное оборудование включает около 60 систем, среди которых боевая информационно-управляющая система «Лесоруб», РЛС «Фрегат-МА», станция обнаружения низколетящих целей «Покат», комплекс РЭБ «Созвездие-БР» и системы управления авиацией «Резистор-К42» и «Газон».

Энергетическая установка — котлотурбинная, четырёхвальная. В её составе четыре паровые турбины ТВ-12-4 (мощность каждой 50 000 л.с.) и восемь котлов КВГ-4. Электроэнергию вырабатывают девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов (по 1500 кВт каждый). Движители — четыре пятилопастных винта.

Тактико-технические характеристики

Скорость и дальность. Максимальная скорость — 29 узлов (около 54 км/ч), при этом дальность плавания составляет 3850 морских миль. Экономическая скорость — 18 узлов (33 км/ч) с дальностью 7680 миль. На скорости 14 узлов (26 км/ч) корабль может пройти 8417 миль. Автономность плавания — 45 суток.

Водоизмещение:
• Стандартное — 46 540 т
• Нормальное — 53 050 т
• Полное — 59 100 т
• Наибольшее — 61 390 т

Размеры:
• Длина наибольшая — 306,45 м
• Длина по ватерлинии — 270 м
• Ширина наибольшая — 71,96 м
• Ширина по ватерлинии — 33,41 м
• Высота наибольшая — 64,49 м

Высота борта от ватерлинии: в носу — 31,42 м, в средней части и корме — 25,7 м.

Правовой статус и боевые задачи

«Адмирал Кузнецов» — единственный авианосец, который может легально действовать в Чёрном море. Согласно Конвенции Монтрё 1936 года, проход авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён. Однако конвенция определяет авианосец как корабль, построенный исключительно для ведения воздушного боя. Наличие на «Кузнецове» мощного противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» позволяет классифицировать его как тяжёлый авианесущий крейсер, что даёт право прохода. Кроме того, в случае войны с черноморским государством Россия имеет право ввести в Чёрное море авианосцы.

Основные боевые задачи крейсера:
• Противовоздушная оборона соединений кораблей.
• Противолодочная оборона и контратака.
• Обнаружение и уничтожение наземных сил противника.
• Обеспечение высадки и прикрытие морского десанта.

Современное состояние и перспективы

Из-за экономических трудностей другие корабли проекта 1143 были проданы или утилизированы. «Адмирал Кузнецов» остаётся единственным авианосцем в составе ВМФ России. Споры о необходимости новых авианосцев ведутся с начала XXI века, так как без них сложно поддерживать мощный океанский флот. Однако проектирование и строительство требуют огромных средств, а верфей, способных строить такие корабли, сегодня нет. Модернизация «Адмирала Кузнецова» должна завершиться к 2026 году, что продлит срок его службы на 10 лет. Перспективные проекты, такие как атомные авианосцы «Шторм» и «Ламантин», существуют, но требуют финансирования, которое Министерство обороны пока не может выделить.

Эксплуатация и боевое применение

Эксплуатация корабля с начала 1990-х годов проходила в сложных экономических условиях и сопровождалась длительными ремонтами. Первый большой поход в Средиземное море состоялся в 1995 году. Крейсер участвовал в многочисленных учениях, нёс боевое дежурство, а в 2000 году привлекался к поисково-спасательной операции после гибели подлодки «Курск».

Наиболее значимым боевым применением стала операция у берегов Сирии с конца 2016 по начало 2017 года. За это время авиагруппа выполнила около 420 боевых вылетов для нанесения ударов по позициям террористов. 23 февраля 2020 года корабль был награждён орденом Ушакова. С 2017 года авианосец находится на модернизации, его возвращение в строй ожидается в 2025–2026 годах.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Адмирал Кузнецов».