Самолёт «Октябрёнок»: советский ответ «Небесной блохе»

Чертеж самолета «Октябрёнок».

Начало разработки

В 1935 году в конструкторском бюро ОКБ-1 Московского авиационного института (МАИ) под руководством выдающегося инженера П.Д. Грушина стартовал проект по созданию легкого самолета. За основу был взят французский мини-самолет «Sky Flea» (в переводе — «Небесная блоха»), однако советские конструкторы пошли своим путем.

Аэродинамическая схема самолета.

Уникальная конструкция

Результатом работы стал самолет «Октябрёнок» с новаторской для своего времени аэродинамической схемой — тандемный моноплан. Его несущие поверхности были расположены одна за другой. Особенностью конструкции было то, что оба крыла — переднее и заднее — были неподвижными, но на переднем крыле по всему размаху были установлены щелевые элевоны. Заднее крыло жестко крепилось к фюзеляжу и не имело органов управления. Таким образом, управление самолетом осуществлялось исключительно с помощью элевонов, которые совмещали функции руля высоты, закрылков, руля направления и элеронов. Это было смелое и прогрессивное решение.

«Октябрёнок» под крылом более крупного самолета К-5.

Преодоление недостатков прототипа

В отличие от французского прототипа «Paradise Flea», у которого переднее крыло качалось на шарнире, «Октябрёнок» получил крыло с выраженным поперечным углом (угол V) и совершенно новую систему управления.

Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Это позволило устранить ключевые недостатки «Небесной блохи», главным из которых была потеря продольной устойчивости и срыв в неуправляемое крутое пике. На «Октябрёнке» руль высоты на переднем крыле сохранял эффективность даже при больших углах пикирования. Данное преимущество было подтверждено как в ходе продувок в аэродинамической трубе, так и в реальных летных испытаниях.

Создатели самолета: П.Д. Грушин (слева) и А.А. Лебединский у «Октябрёнка».

Испытания и полеты

Первый полет уникального самолета состоялся 23 октября 1936 года, а уже 30 октября летчик-испытатель А.А. Жуков поднял «Октябрёнок» в небо с аэродрома Аэроклуба МАИ в Химках. Самолет выполнил демонстрационные полеты над территорией академии и аэродромом в Тушино, доказав свою жизнеспособность.

«Октябрёнок» с двигателем «Обье-Данн».

«Октябрёнок» с двигателем «Бристоль «Херувим».

Летно-технические характеристики

Самолет обладал следующими параметрами:

Размах крыльев: 6,00 м
Длина самолета: 4,12 м
Площадь крыла: 12,80 м²
Масса:
— пустого: 295 кг
— максимальная взлетная: 400 кг
Силовая установка: 1 поршневой двигатель «Salmson»
Мощность: 55 л.с.
Максимальная скорость: 115 км/ч
Крейсерская скорость: 95 км/ч
Экипаж: 1 человек

По материалам книги В. Макарова «Самолеты МАИ».

Авиация Гражданская авиация MAIS Aircraft Solution Longpost 0

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Октябрёнок».