Шесть. Всего было предпринято шесть попыток усовершенствовать конструкцию, но все они оказались неудачными. Около 13 800 оригинальных самолетов P-40 были собраны вместе, проданы половине стран мира и использовались до конца 1950-х годов, в то время как все его «варианты» были отправлены на свалку. Это правда, «если работает, не трогай»… но обо всём по порядку.

Р-40.
Оригинальный P-40 был дешевым, неприхотливым и «деревянным» (прочным и долговечным), поэтому он хорошо продавался, несмотря на свои непримечательные летные характеристики. Конечно, конструкторы упорно трудились над усовершенствованием своей идеи — так на свет появился XP-46.

Они улучшили аэродинамику, установили более мощные двигатели, сделали шасси шире, чтобы неопытные пилоты реже попадали в аварии, — все это само собой разумеется. XP-46 совершил свой первый полет в феврале 1941 года.. он во всех отношениях уступал своим отечественным конкурентам и немецким самолетам. Улучшение летно-технических характеристик по сравнению с Р-40 оказалось незначительным (другие источники пишут, что даже хуже, чем у последующих версий «Киттихаука»), реорганизовывать производство не имело смысла, и программу быстро закрыли. Нужны более радикальные изменения...

...Все еще на бумаге
Проект XP-53 включал установку новых крыльев, снятие опор радиатора и установку более мощных двигателей Continental. Только его там не было. Существовал оригинальный прототип, срок сдачи которого был отложен на неопределенный срок. Однако заказчик хотел истребитель с британским двигателем Merlin, и компания быстро перенесла его на незаконченный прототип XP-53. Вот в чем дело...

Борода снова растет. Аэродинамики не смогли сыграть роль Петра I
ХР-60. Он впервые поднялся в воздух в сентябре 1941 года, повторив «успех» XP-46 — летные характеристики улучшились лишь незначительно, технологический процесс был другим, а двигатели теперь тоже импортные, что позволило буксировать его через Атлантику, мимо немецких подводных лодок... «Но» возникли новые проблемы — внезапно снизилась путевая устойчивость (что означало необходимость увеличения киля, а значит, увеличения веса и смещения центра тяжести), техники отнеслись с пренебрежением к новым крыльям с ламинарным обтеканием — заводы компании не знали, как производить их в больших количествах с требуемым качеством. Необходимо использовать другой подход...

...и в конце концов «перестал бриться".
R-60A (да, это был не XP-60, просто схожий по названию) выбрал другой путь улучшения летно-технических характеристик — сохранив старые двигатели, но радикально уменьшив вес планера (унификация с исходным R-40 оказалась полностью провальной, работы затянулись, и маленький самолет поднялся в воздух только в ноябре 1942 года), в т.ч. За счет сокращения вооружений.
Обратите внимание: "Вошёл в резкое пикирование, не могу вытянуть…".
Каким-то образом получилось так, что ещё до первого полёта компания получила контракт почти на 2000 самолётов (никакой коррупции, чистый лоббизм)… и проиграла, поскольку улучшение ТТХ снова оказалось не впечатляющим — особенно на фоне P-47 Thunderbolt, с которого завод Curtiss уже «выжимал» деньги по требованию армии США. Подождите, а что будет, если мы поставим в R-60A двигатель конкурента?..
И соосные винты!
Так родился самолет P-60C (перестроенный из прототипа P-60A), который поднялся в воздух в январе 1943 года и в конечном итоге стал летать быстрее и выше своего далекого предка. Но им придется предпринять серьезные шаги, если они хотят произвести впечатление на Тандерболта. Самолет Р-60С показал, что идея снижения веса за счет отказа от турбокомпрессоров провалилась, поскольку тот же двигатель, что и у Р-47, без турбокомпрессора выдавал бы гораздо меньшую мощность. Даже соосные винты не помогли; «Тандерболт» действительно был лучше пятой модификации Р-40. Армия США отменила все заказы на машины Curtiss, предоставив компании финансирование для завершения строительства еще одной «улучшенной» машины".

Его больше нет
YP-60E имеет обычный пропеллер, улучшенную видимость, укороченный фюзеляж и различные приспособления. Самолет поднялся в воздух всего два раза (летом 1944 года), прежде чем были обнаружены старые проблемы с устойчивостью, поэтому он оставался на земле в течение нескольких лет — никому не нужный. После войны они попытались продать его как гоночный автомобиль.. а затем разбили его при первой же попытке взлететь «как гражданский». Что осталось от оригинального P-40, кроме нескольких запасных частей? Почти ничего. Долгие усилия инженеров оказались напрасными. Иногда нужно знать, когда остановиться.
_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории. Мой творческий путь начался в паблике ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers». Я буду постепенно переносить посты туда, улучшать и расширять их. Не прощайтесь!
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Многократное изнасилование Р-40 Kittyhawk.