В 1923 году Соединенные Штаты установили уникальный рекорд, создав бомбардировщик стоимостью в астрономические 525 000 долларов. Речь идет о гигантском триплане Witteman-Lewis XNBL-1 Barling, который на момент постройки стал не только самым большим, но и самым дорогим самолетом в мире. Эта история — сплав гениальности, амбиций и бюджетных баталий.

Дуэт мечтателя и стратега
Рождение этого авиационного колосса стало возможным благодаря союзу двух незаурядных личностей. С одной стороны — инженер-конструктор Уолтер Баринг, британский гений с опытом создания гигантских трипланов. С другой — генерал Билли Митчелл, харизматичный и влиятельный военный, ярый сторонник развития морской авиации и обладатель прямого доступа к финансированию Конгресса.

Тяжелое наследие и новый вызов
Уолтер Баринг уже имел в своем портфолио проект бомбардировщика Tarrant Tabor — триплан с шестью двигателями и взлетной массой 20 тонн. Однако его первый полет в 1919 году закончился трагедией: из-за ошибки в центровке самолет врезался носом в землю, унеся жизни обоих пилотов. Несмотря на этот провал, именно Баринг оставался единственным в мире инженером, обладавшим уникальным опытом работы с такими гигантами, что и предопределило его участие в новом американском проекте.

Анализ катастрофы Tabor показал, что причиной стала неправильная установка двигателей: силовая установка на «втором этаже» создала критический опрокидывающий момент, отправив машину в неуправляемое пикирование.
Генерал, потопивший линкор
Билли Митчелл был фигурой не менее примечательной. Он стал инициатором знаменитых учений 1921 года в Чесапикском заливе, где впервые в истории авиация продемонстрировала свою мощь против флота: бомбардировщики потопили трофейный немецкий линкор, а также крейсер и эсминец. Это событие разожгло ожесточенные споры о будущем вооруженных сил и положило начало бюджетному противостоянию между сторонниками классической артиллерии и адептами новой, авиационной доктрины. Митчелл, будучи ярым пропагандистом последней, мечтал о самолете, способном нести заряд, достаточный для уничтожения крупного корабля одним ударом.

По расчетам того времени, для этого требовалась бомбовая нагрузка в 2,5 тонны — величина фантастическая для начала 1920-х годов.
Обратите внимание: Экспериментальный истребитель Е-8. Самый неизвестный МиГ.
Поскольку мощных авиадвигателей тогда не существовало, инженеры пошли по пути умножения: шесть моторов (четыре тянущих и два толкающих) и три крыла должны были обеспечить необходимые тягу и подъемную силу.
Инновации и «безумие»
Конструкция поражала воображение: у хвостового оперения даже были свои «двойные крылья», угол атаки которых можно было регулировать в полете для улучшения управляемости. Пресса тут же окрестила проект «Безумием Митчелла». Однако авторитет генерала позволял ему раз за разом выбивать финансирование из Конгресса, пока общая сумма не достигла заоблачных высот.
Баринг, учтя горький опыт Tabor, внес ключевые изменения: все шесть двигателей расположили на одном уровне, чтобы избежать момента на пикирование. Для защиты от капотирования под носовой частью подвесили две дополнительные стойки шасси, в результате чего общее их число достигло десяти. Самолет стал технологическим прорывом: в экипаж впервые ввели должность бортинженера, применили усовершенствованную систему управления двигателями и широко использовали в конструкции алюминий. Гигант оказался настолько велик, что для него пришлось построить отдельный ангар, что добавило к стоимости проекта еще 700 000 долларов.

Блестящий провал
Испытания, однако, разочаровали. «Пепелац», как его прозвали, с трудом разгонялся до 100 км/ч, обладал чудовищным аппетитом к топливу и не мог набрать высоту даже в 2 километра. Несмотря на возможность нести 2 тонны бомб, всем было очевидно, что для корабельной ПВО он представлял бы собой идеальную, большую и медленную мишень. Тем не менее, для 1923 года сам факт постройки и полета такой машины был грандиозным инженерным достижением.
Судьба XNBL-1 Barling оказалась печальной. В 1925 году генерал Митчелл был уволен с позором после громкого суда. Лишившись своего главного лоббиста, уникальный самолет остался не у дел. В 1928 году новый командир авиабазы, где он ржавел, приказал разрезать и сжечь гиганта, чтобы тот не занимал драгоценное место.

_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории. Я начал с аккаунта ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers», если вам нравится авиация, можете заглянуть туда. Не прощайтесь!
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Самый дорогой триплан в истории.