Начало конфликта и подготовка сил

В начале 1982 года Королевский флот Великобритании получил 29 истребителей Sea Harrier FRS 1, сформировав две эскадрильи. Однако ситуация с авианосцами была сложной: HMS Illustrious проходил испытания, а HMS Ark Royal еще не был готов. Это ослабление флота совпало с резким обострением давнего территориального спора с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Дипломатические усилия провалились, и 2 апреля Аргентина осуществила военную высадку на острова. Великобритания немедленно приступила к подготовке операции по их возвращению, получившей кодовое название «Энтерпрайз».


Формирование оперативного соединения
Уже утром 2 апреля, после известия о высадке, эскадрильи Sea Harrier получили приказ на передислокацию. В рекордные сроки они были размещены на авианосцах «Гермес» и «Инвинсибл», которые 5 апреля вышли в море в составе мощной оперативной группы. Помимо авианосцев, в группу входили подводные лодки, эсминцы, фрегаты и десантные корабли. Для усиления ударных возможностей было принято решение срочно доработать и отправить на фронт наземные штурмовики Harrier GR.3, которые должны были взять на себя задачи по атаке наземных целей.


Срочные модификации и переброска
Для работы с палубы авианосцев самолеты Harrier GR.3 потребовали срочных доработок: защиты от коррозии, установки швартовочных узлов и, что было наиболее важно, интеграции ракет «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder для самообороны. Работы велись в авральном режиме силами техников прямо в ангарах. Параллельно пилоты отрабатывали взлет с трамплина и тактику бомбометания. Переброска самолетов на театр военных действий стала беспрецедентной операцией: Harrier GR.3 совершили сверхдальние перелеты с дозаправкой в воздухе до острова Вознесения, а затем были доставлены к Фолклендам на транспорте.


Первые бои и воздушные победы
Боевые действия в воздухе начались 1 мая. В этот день «Си Харриеры» провели первые атаки на аэродромы противника и вступили в воздушные бои, одержав несколько побед над аргентинскими истребителями «Мираж» и «Даггер» с помощью ракет Sidewinder. Однако война не обошлась без потерь: уже 4 мая был сбит первый Sea Harrier. Британские летчики быстро адаптировали тактику, начав использовать для атаки наземных целей маловысотный заход с последующим крутым пикированием.


Превосходство в воздухе и морские сражения
Несмотря на численное превосходство аргентинской авиации, «Харриеры» доминировали в воздушных боях. Их преимущество обеспечивали современные ракеты Sidewinder с всеракурсной ГСН, система наведения с кораблей и уникальные маневренные характеристики, позволявшие эффективно уклоняться от атак. Аргентинский флот, включая авианосец, не рискнул вступить в прямое столкновение. Основную угрозу для британских кораблей представляли аргентинские штурмовики, действовавшие с континентальных аэродромов на пределе своей дальности. Им удалось нанести чувствительные потери, включая потопление контейнеровоза Atlantic Conveyor ракетами Exocet.


Высадка десанта и завершающий этап
С началом высадки британских войск в бухте Сан-Карлос 21 мая основная нагрузка легла на штурмовики Harrier GR.3, которые наносили удары по аргентинским позициям. Работа в суровых погодных условиях Южной Атлантики, постоянные вылеты и угроза зенитного огня требовали от пилотов высочайшего мастерства. Несколько самолетов были потеряны от огня с земли. Решающую роль в конце конфликта сыграли высокоточные бомбы с лазерным наведением, примененные 1-й эскадрильей.


Итоги войны и последствия
Фолклендская война завершилась 14 июня 1982 года капитуляцией аргентинского гарнизона. Британская палубная авиация потеряла 6 Sea Harrier и 4 Harrier GR.3, в то время как потери Аргентины в авиатехнике составили около 80 единиц. Анализ конфликта однозначно показал, что без самолетов вертикального взлета и посадки Великобритания не смогла бы вернуть острова. Война стала суровым испытанием и доказательством эффективности концепции СВВП, но также выявила необходимость совершенствования их радаров и вооружения для борьбы с низколетящими целями. Это привело к началу разработки модернизированного Sea Harrier FRS.2.

Любопытным эпилогом в истории «Си Харриера» стал инцидент 6 июня 1983 года, когда пилот, заблудившись и выработав топливо, совершил успешную аварийную посадку на палубу случайного испанского контейнеровоза. Этот случай наглядно продемонстрировал уникальные возможности самолета по вертикальной посадке на неподготовленные площадки.





истребитель Harrier штурмовик авиация палубная авиация вертикальный взлет авианосец Англия Аргентина Фолклендская война Длинная колонна 4
Обратите внимание: Последний бой кораблей Черноморского Флота в Великой Отечественной войне.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Sea Harrier на Фолклендской войне.