F-107 Ultra Sabre: Забытый преемник «Супер Сейбра»

В истории авиации есть самолеты, которые, несмотря на свою изящность и передовые технологии, так и не оставили значимого следа. Их удел — короткие испытательные полеты и, в лучшем случае, место в музейной экспозиции. Ярким примером такой судьбы стал экспериментальный истребитель-бомбардировщик F-107A Ultra Sabre, созданный компанией North American Aviation.

Золотой век North American Aviation

В первой половине 1950-х годов репутация North American в разработке истребителей казалась незыблемой. Компания, ставшая лидером авиапромышленности США еще во Вторую мировую войну благодаря бомбардировщику B-25 Mitchell и истребителю P-51 Mustang, успешно вошла в реактивную эру. Ее детище — F-86 Sabre — после Корейской войны заслужило на Западе титул «Короля истребителей».

Конкуренты, такие как F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet, были оттеснены в категорию истребителей-бомбардировщиков. Успех был ошеломляющим: около 8000 построенных «Сейбров», включая палубную версию FJ-1 Fury, и служба в ВВС 30 стран мира.

Рождение «Супер Сейбра» и вызовы новой эры

Опираясь на этот успех, North American в 1949 году начала работу над своим первым сверхзвуковым истребителем, известным как Sabre 45. Однако приоритеты Пентагона сместились в сторону стратегических ядерных бомбардировщиков, что замедлило разработку. Лишь к концу 1951 года был готов проект истребителя завоевания превосходства в воздухе, получившего обозначение F-100 и имя Super Sabre.

Первый полет прототипа YF-100A состоялся 5 мая 1953 года, и уже тогда самолет превысил скорость звука. F-100A стал первым в мире серийным сверхзвуковым истребителем. Однако в разгар Холодной войны интерес к «чистым» истребителям упал. Наступила эра многоцелевых машин. По запросу Тактического авиационного командования (TAC) была создана модификация F-100C, способная нести до 2270 кг бомб, включая тактическую ядерную бомбу Mk.7.

Однако «Супер Сейбр» сопровождала печальная слава самолета с высокой аварийностью. Отчасти это было связано с очень высокой посадочной скоростью (около 330 км/ч), поскольку на крыле не было места для закрылков и щитков. Несмотря на это, самой массовой и совершенной версией стал истребитель-бомбардировщик F-100D с увеличенной бомбовой нагрузкой и улучшенной аэродинамикой.

Запрос на скорость: начало проекта F-107

Еще до появления F-100A стало ясно, что гонка скоростей не окончена. В СССР разрабатывался МиГ-19, и США нужен был самолет, способный летать со скоростью, вдвое превышающей скорость звука. North American решила максимально использовать наработки по F-100. В начале 1953 года поступил запрос на создание его глубокой модификации.

Было подготовлено два проекта: перехватчик F-100BI и истребитель-бомбардировщик F-100B. Выбор пал на второй. Ключевой инновацией стал верхний воздухозаборник с регулируемым клином (VAID), что позволило поднять крыло и создать полуутопленный отсек в фюзеляже для ядерного оружия или дополнительного топливного бака.

Конструкция и особенности F-107A Ultra Sabre

Самолет имел футуристичный вид: плоский сужающийся нос с отличным обзором, полностью подвижный киль для улучшения устойчивости и интерцепторы для управления креном. Основные стойки шасси убирались в фюзеляж. Бомбовая нагрузка была увеличена до впечатляющих 4535 кг. Установка нового двигателя Pratt & Whitney J75 должна была обеспечить скорость до 2 Махов.

В июне 1954 года был подписан контракт на 33 самолета, а в июле проект получил гордое обозначение F-107A, минуя стадию предсерийного «U». Компания была настолько уверена в успехе, что даже предлагала флоту палубную версию «Super Fury», но безуспешно.

Испытания и жесткая конкуренция

Первый полет F-107A состоялся 10 сентября 1956 года. Несмотря на аварийную посадку из-за отказа систем, самолет быстро восстановили, и уже к 1 октября он достиг скорости в 2 Маха. Пилоты отмечали, что управлять F-107A было приятнее, чем F-100. Однако у North American был серьезный конкурент — компания Republic со своим проектом F-105 Thunderchief.

Первый полет YF-105A состоялся почти на год раньше — 22 октября 1955 года. Хотя первоначально он уступал F-107A, последующие модификации, особенно F-105D, превратили его в полноценный тактический ударный самолет.

Политическое решение и закат проекта

Летом 1957 года ВВС США сделали выбор в пользу Republic F-105 Thunderchief. Всего было построено 923 таких самолета. Причины этого решения до сих пор обсуждаются. Технически F-107A не был хуже, а на некоторых этапах даже превосходил конкурента. Скорее всего, решение было политическим: у Republic не было других крупных проектов, в то время как North American была загружена работами над бомбардировщиком XB-70 и палубным A-5 Vigilante. Военные, возможно, решили «спасти» Republic, сделав F-105 ее «спасательным кругом».

Как показала история, выбор мог быть оправдан. F-105 стал главным ударным самолетом США во Вьетнамской войне, выполнив около 75% всех бомбардировочных миссий, несмотря на тяжелые потери.

Наследие F-107A

F-107A Ultra Sabre стал последним истребителем в истории North American Aviation. После проигрыша в конкурсе строительство было прекращено. Три построенных прототипа были переданы NASA (тогда NACA) для исследований сверхзвуковых воздухозаборников и цельноповоротных килей — технологии, пригодившиеся в других проектах.

Один из самолетов разбился в 1959 году. Два других сегодня являются музейными экспонатами: один (55-5118) в Музее авиации Пима на авиабазе Шеппард, а другой (55-5119) — в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон. Они остаются немыми свидетелями эпохи, когда авиация делала гигантские скачки в будущее, а судьба даже самых передовых машин часто решалась в кабинетах Пентагона.

Производство прототипов самолетов Американский военный авиационный истребитель длинная колонна 0

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: F-107 Ultra Sabre.