Необходимость замены
К концу 1930-х годов парк истребителей ВВС РККА в основном состоял из моноплана И-16 и биплана И-15. В то время как И-16 ещё имел потенциал для модернизации, эпоха биплана И-15, отлично проявившего себя в небе Испании и Китая, подходила к концу. Перед советской авиапромышленностью встала задача создать новый, более современный истребитель, который при этом оставался бы простым и технологичным в массовом производстве.
Рождение «Чайки»
Разработку нового самолета поручили опытному конструктору Николаю Николаевичу Поликарпову, которого не зря называли «королём истребителей». Всего за три месяца был создан проект, ставший вершиной развития бипланной схемы в СССР и последним серийным бипланом страны. В мировой авиации уже набирала силу тенденция перехода к монопланам, но Поликарпов решил довести до совершенства проверенную бипланную концепцию. Это решение, хоть и было временным, имело стратегический смысл: армия быстро получила современный для 1939 года истребитель, способный заменить устаревающие И-15. Создание И-153 стало вынужденной, но необходимой мерой, позволившей выиграть время для разработки принципиально новых монопланов.
Конструкция и вооружение
Своё звучное прозвище «Чайка» истребитель получил из-за характерной изогнутой формы верхнего крыла. По сравнению с И-15, новая машина сделала значительный шаг вперед: она была быстрее и оснащалась убирающимся шасси. Серьёзно усилилось и вооружение. Опыт боёв в Испании показал необходимость установки скорострельного оружия. Хотя изначально планировалось оснастить самолёт крупнокалиберными пулемётами или пушками, большинство серийных И-153 получили четыре скорострельных пулемёта ШКАС. Кроме того, истребитель мог нести до 200 кг бомб или реактивные снаряды РС-82. Производство было развёрнуто на московском заводе №1, где за два года построили 3437 самолётов.
Боевое крещение у реки Халхин-Гол
Первым испытанием для «Чайки» стали воздушные бои с японской авиацией у реки Халхин-Гол летом 1939 года. После первых неудач в Монголию были переброшены опытные лётчики, воевавшие в Испании и Китае. И-153 появились в небе над полем боя в самый разгар сражений. Внешне похожие на старые И-15, новые истребители сначала использовались как приманка для японских пилотов, что принесло успех в первых же схватках. Так, группа из девяти «Чаек» под командованием Сергея Грицевца в одной из контратак сбила четыре вражеских самолёта без потерь со своей стороны. Японцы быстро оценили нового противника, присвоив ему обозначение И-17. Несмотря на более мощное вооружение, решающую роль в завоевании господства в воздухе сыграли всё же монопланы И-16, но замена И-15 на И-153 была своевременным и верным решением.
Наиболее тяжёлые потери И-153 понесли в крупном воздушном бою 14 сентября 1939 года, когда японская авиация атаковала советские аэродромы. В том сражении было потеряно 6 истребителей, 5 из которых были «Чайками». Всего в конфликте участвовало 70 И-153, общие потери составили 22 машины.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Советско-финская война и Великая Отечественная
Вторым крупным конфликтом для И-153 стала Советско-финская война (1939–1940), где «Чайки» применялись для самых разных задач: от воздушных боёв до штурмовки наземных целей. Если в начале войны их было немного, то к её окончанию число И-153 на фронте возросло до 578 единиц. Несмотря на то что уже через год после финской кампании «Чайку» стали считать устаревшей, к 22 июня 1941 года она оставалась одним из основных истребителей ВВС РККА — только в западных приграничных округах их насчитывалось около 1300.
И-153 активно участвовали в оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, а также в битве за Москву. С 1942 года их стали чаще использовать для сопровождения ночных бомбардировщиков У-2, а также в боях на Кавказе. Дольше всего «Чайки» оставались в строю на Дальнем Востоке, где они применялись вплоть до войны с Японией в августе-сентябре 1945 года.
Экспорт и служба в других странах
С 1940 по 1942 год СССР поставил в Китай 93 истребителя И-153 для борьбы с японскими захватчиками. Самолёты доставлялись в разобранном виде по сложному маршруту через Алма-Ату и Хами, а затем собирались и перегонялись к месту службы своим ходом.
Тактико-технические характеристики И-153 «Чайка»
Общие данные:
- Производитель: ГАЗ №1 (Москва)
- Главный конструктор: Н.Н. Поликарпов
- Первый полёт: август 1938 г.
- Годы производства: осень 1939 – 1941 гг.
- Всего выпущено: 3437 единиц
- Экипаж: 1 пилот
Габариты и вес:
- Длина: 6,275 м
- Размах крыла: верхнее 10,0 м, нижнее 7,5 м
- Высота: 3,425 м
- Площадь крыла: 22,14 м²
- Масса пустого: 1348 кг
- Нормальная взлётная масса: 1765 кг
- Максимальная взлётная масса: 1859 кг
Силовая установка:
- Двигатель: 1 × радиальный М-62
- Мощность: 1 × 1000 л.с.
- Воздушный винт: ВИШ АВ-1, диаметр 2,8 м
Лётные характеристики:
- Максимальная скорость: у земли – 366 км/ч, на высоте – 426 км/ч
- Скороподъёмность: 15 м/с
- Время набора высоты 5000 м: 5,5 минут
- Практический потолок: 11 000 м
- Дальность полёта: 740 км
Вооружение:
- Стрелково-пушечное: 4 × 7,62-мм пулемёта ШКАС (2500 патронов)
- Неуправляемые ракеты: до 8 × РС-82
- Бомбовая нагрузка: до 200 кг
Николай Поликарпов истребитель биплан Великая Отечественная война военная история длинная колонка 3
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Чайка".