Опубликовано в сокращенном виде в журнале Sky Service № 2 (2018). В статье использованы материалы Александра Иваненко, директора музея Аэрофлота.

Когда экипаж самолета проходит по аэропорту, он неизменно привлекает внимание пассажиров. Профессионалы в элегантной униформе излучают уверенность и надежность. Особое впечатление производит бортпроводница: ее улыбка и женственный, но строгий образ служат для пассажиров гарантией комфорта и качественного сервиса на борту. Хотя пилоты и наземные службы — это «золотые руки» авиакомпании, на протяжении десятилетий ее лицом для миллионов пассажиров оставался именно бортпроводник. Эти люди сочетают в себе трудолюбие, романтику профессии и особую харизму, что требует тщательного отбора и обучения. История униформы бортпроводников — это не просто история ведомственной одежды. Она должна выполнять несколько задач: быть функциональной, соответствовать актуальным тенденциям высокой моды и, что особенно важно, визуально представлять цвета и философию авиакомпании. Эволюция формы бортпроводниц «Аэрофлота» за 95 лет служит яркой иллюстрацией того, как менялась сама эпоха, стиль и статус крупнейшей авиакомпании России.
Первые шаги: от аскетизма к необходимости
Сравнение советских бортпроводниц с ласточками, пришедшее из поэзии социалистического реализма, отражало их легкость и маневренность. Однако единая «оперение» появилось у них не сразу. История гражданской авиации СССР началась в 1922 году с рейса Москва-Кенигсберг-Берлин, а «Аэрофлот» в его современном виде был создан в 1932 году. В первых самолетах, таких как «Фоккер» и «Юнкерс», пассажиры сидели среди грузов и почты. Комфорт был вторичен, главным считалась скорость. Из-за жестких ограничений по взлетной массе в «Добролете» (предшественнике «Аэрофлота») даже не рассматривали введение должности бортпроводника. Тем временем за рубежом, с конца 1920-х годов, на борту появились стюарды (термин, пришедший из флота). Американские авиакомпании первыми начали нанимать женщин, причем первые стюардессы официально числились медсестрами и носили форму, похожую на медицинскую, с эмблемой Красного Креста. Их обязанности были крайне разнообразны: от ухода за пассажирами до уборки салона и взвешивания багажа.

В СССР к «буржуазным излишествам» в виде бортового сервиса отнеслись скептически. Лишь к 1936 году салоны самолетов начали обретать пассажирский вид. Сначала обязанности по обслуживанию пытались возложить на вторых пилотов, но необходимость в специально обученных кадрах стала очевидной. Возможность для этого появилась с приходом на линии просторного самолета ПС-84 (лицензионная копия «Дугласа»). В мае 1939 года Эльза Городецкая совершила первый рейс в качестве бортпроводницы на маршруте Москва-Ашхабад, имея при себе тяжелый служебный чемодан с провизией. Примечательно, что официально такой должности еще не существовало, и первая советская стюардесса числилась... кладовщицей. Униформы у бортпроводников тоже не было, в отличие от летчиков и техников, которые уже носили ведомственную форму.

Советские летчики и стажеры гражданской авиации перед войной.
Военное лихолетье: форма цвета хаки
Молодая профессия бортпроводника только начала развиваться, когда началась Великая Отечественная война. Гражданская авиация была мобилизована для выполнения оборонных задач, и ее персонал, включая женщин, переоделся в форму Красной Армии. Летний комплект состоял из темно-синего берета, гимнастерки и юбки цвета хаки, зимний — из шапки-ушанки, шинели и валенок. Однако обеспечить всех женщин подходящей по размеру формой, особенно обувью, было сложно. Многие сотрудницы Гражданского воздушного флота (ГВФ) продолжали носить смесь гражданской одежды и военных элементов.

На фото женщина-военнослужащая ВВС РККА, форма одежды Гражданских ВВС во время войны принципиально не отличалась.
Послевоенная скромность и рациональность
В послевоенные годы, с восстановлением авиасообщения, профессия бортпроводника стала популярной и обрела свои первые формальные атрибуты. Специальной формы еще не было, но девушки придерживались строгого делового стиля: темная юбка и белая блуза. В условиях дефицита тканей выглядеть элегантно было непросто, но бортпроводницам это удавалось. В марте 1946 года вышел приказ, впервые регламентировавший выдачу формы. В список входили шерстяной костюм, шелковые блузки, чулки, туфли, берет, халат, меховая куртка и даже валенки. Все эти предметы после износа полагалось возвращать на склад. По сравнению с зарубежными коллегами советские стюардессы выглядели очень сдержанно. Однако «Аэрофлот» уже становился крупнейшей авиакомпанией мира, и его руководство понимало, что элегантная стюардесса — это живой символ страны за рубежом.
1950-е: рождение корпоративного стиля
В 1954 году появилась первая официальная корпоративная форма для бортпроводниц международных линий «Аэрофлота», окончательно утвержденная в 1956-м. Есть версия, что на ее дизайн повлияла форма женской вспомогательной службы британских ВВС. Разработкой занимались московские модельеры, но окончательное слово было за министерством, которое учитывало и экономическую целесообразность. Комплект состоял из темно-синего костюма из ткани «бостон» (приталенный пиджак, юбка до колен), белой блузы, черных туфель на низком каблуке и фуражки. Зимой добавлялось пальто с меховым воротником и шапка-ушанка. Именно в этой форме советские стюардессы, обслуживавшие первый в мире регулярный реактивный рейс на Ту-104, покоряли зарубежных пассажиров. В СССР они казались сказочными принцессами на фоне скромно одетых соотечественниц.

Самое известное фото советской стюардессы в военной форме. 1954-56
1960-е: легкость, мода и всенародная любовь
В 1960-е годы стюардессы «Аэрофлота» стали национальными иконами стиля. Их образы украшали журналы и рекламные плакаты, приглашавшие в СССР. Форма начала отходить от военного прототипа, приближаясь к высокой моде. Появился летний вариант из серой ткани. Но главным хитом десятилетия стала форма 1966 года, разработанная с оглядкой на мировые тенденции. Она шилась из натуральных тканей, а ее главной деталью была изящная шляпка-таблетка, которая заставляла девушек держать голову высоко. В 1970 году бортпроводница Татьяна Виноградова в этой форме завоевала титул «Самая обаятельная» на международном конкурсе в Будапеште, а ее улыбка с плакатов с лозунгом «Летайте самолетами Аэрофлота!» стала символом эпохи.

Рекламный плакат Аэрофлота, 1969 год.

Советские бортпроводники в форме. 1966 год и те самые знаменитые шляпы.
1970-е: роскошь и парижский шик
Эксперты единодушно отмечают сильное влияние французской моды на форму 1970-х. В начале десятилетия комплект состоял из малинового костюма с безворотниковым пиджаком, синей блузы и высокой фетровой шляпы. Для международных рейсов добавлялись синие фартуки и жилеты с русским орнаментом. В середине 1970-х появились темно-синие или бордовые костюмы с плиссированными юбками, белыми водолазками и шляпами с небольшим козырьком. Для жаркого климата были введены легкие платья из полиэстера красного и синего цветов, что было смелым и женственным решением для того времени.

Советская стюардесса 1970-х годов в ослепительном наряде от кутюр в современном облике.
1980-е: олимпийский блеск и закат эпохи
К Олимпиаде-80 в Москве «Аэрофлот» как официальный перевозчик подготовил новую форму, разработанную в духе «New Look» Кристиана Диора. Комплект включал юбки (одну темно-синюю, другую — в серо-синюю клетку), жилет, пиджак, белую блузу и абрикосовый фартук. Ткань была практичной смесью шерсти и синтетики. В 1986 году появился еще один запоминающийся образ с ярко-красной шляпой с мягкими полями и длинной юбкой. Однако летний вариант — синее платье-халат — вызвал неоднозначную реакцию, напоминая скорее рабочую одежду.

"Олимпийская" форма советских бортпроводников, 1980 год.
1990-е: поиск нового лица
С распадом СССР традиция не прервалась, но форма стала инструментом коммерческого позиционирования. В начале 1990-х вернулся красный цвет, а пиджаки стали черными. Но главным событием стала «звездная» форма от Валентина Юдашкина, представленная в 1995 году. Она шилась в Италии в красно-черной гамме и впервые в истории включала в себя брюки для бортпроводниц. Этот образ сочетал в себе торжественность и новую, более смелую эстетику.

«От Юдашкина», современная реконструкция.
2000-е и современность: высокие технологии и традиции
В новом тысячелетии «Аэрофлот» провел масштабный ребрендинг. Победительницей конкурса на новую форму стала дизайнер Виктория Андреянова, предложившая три корпоративных цвета: синий (преемственность), серебристый (небо) и оранжевый (восход и закат). Гардероб бортпроводницы стал включать до 24 предметов, включая платья, юбки, брюки, куртки и даже пуховик для работы на Крайнем Севере. Ткани использовались высокотехнологичные: влагоотталкивающие, антистатические, устойчивые к истиранию. Современную форму, введенную в 2009 году, разработали петербургские дизайнеры Светлана Бунакова и Евгений Хохлов. Они сохранили темно-синий для зимы и осени, а для лета выбрали яркий оранжево-красный цвет. Важным возвращением стала элегантная шляпка, о которой сами стюардессы просили руководство. Не забыли и о мужчинах-бортпроводниках, которые составляют около четверти экипажей. Их гардероб, хотя и менее разнообразный, включает классические костюмы, галстуки с хохломским узором и форменные фуражки.

Униформа бортпроводников Аэрофлота изготовлена из водонепроницаемой ткани нового поколения. В ходе испытаний специалисты убедились, что даже капли воды, скатывающиеся с поверхности рубашки, не оставят следов. Кроме того, ткань устойчива к истиранию и не заряжается.

__________________________________________________ Михаил Кожемякин, Александр Иваненко.
[Моя] Авиация Аэрофлот Униформа стюардесс гражданской авиации СССР Сделано в Советском Союзе История авиации Длинная статья 2Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Цвета небесной элегантности "Аэрофлота". Форма одежды бортпроводниц.