Противолодочный Бе-12

Бе-12 «Чайка» — противолодочный самолёт-амфибия. Самолет совершил первый полет в октябре 1960 года и находится на вооружении ВМФ с 1963 года. Создан ОКБ им. Бериева. Самолет-амфибия оснащен комплексом прицельного оборудования, позволяющим осуществлять поиск и поражение подводных лодок противника. За время эксплуатации самолет Бе-12 установил 46 мировых рекордов.

дизайн:

Конструктивно самолет представляет собой высокоплан с крылом типа «чайка», двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д 3-й серии (4-й серии), установленными на крыльях, и вспомогательной силовой установкой ТГУ-АИ-8, установленной в хвостовой части. Фюзеляж выполнен по схеме двухпалубного планирующего катера с трехопорным убирающимся шасси и хвостовым колесом.

Фюзеляж имеет 10 отсеков, 8 из которых водонепроницаемы снизу до высоты 3,3 метра. Каркас судна состоит из 71 шпангоута, набора продольных балок и рабочих обшивок. Если любые два отсека будут повреждены или затоплены, можно гарантировать, что корабль не затонет. Выпуклые углы уменьшают площадь смачиваемых поверхностей на дне и бортах лодки. Первое треугольное крыло облегчает изменение угла дифферента корпуса во время взлета для достижения наиболее благоприятного угла атаки крыла. Вторая ступенька образована выемкой в ​​нижней части кормы, обеспечивающей доступ к первой ступеньке. Днище лодки имеет переменную килеватость.
В целом, структурные усовершенствования планера, направленные на повышение его летной годности, привели к значительному ухудшению аэродинамических характеристик планера.
В средней части фюзеляжа, между шпангоутами № 31-43, расположен грузовой отсек с двумя люками — верхним и нижним, закрывающимися створками с приводом от гидромотора. Створки окон оснащены пневматическими уплотнительными шлангами. По обеим сторонам средней части корпуса, перед шпритом, между шпангоутами 22 и 26, имеются ниши для уборки основных стоек шасси.

Морское оборудование:

Для облегчения маневрирования на воде за задней ступенькой установлен водяной руль, приводимый в действие гидравлическим устройством. При полете с наземного аэродрома руль направления фиксируется в нейтральном положении.
Судовое оборудование размещено в рулевой рубке и включает в себя судовой шпиль — якорь адмиралтейского типа весом 19 кг и расчетной держащей силой 250–300 кг. Кроме того, имеются запасная якорная цепь, два плавучих якоря, два складных стопорных гака, устройство для бросания троса с наконечником, сигнальные флаги и громкоговоритель.
Палуба и якорный люк в передней части судна предназначены для того, чтобы штурман мог поместить самолет на буй (обычно цилиндрический буй, закрепленный на неподвижном якоре) или на якорь и буксировать его судном. Для швартовки лодки к самолету возле правого люка имеются швартовные утки (двухугольные узорчатые стержни для крепления снастей малого диаметра.

крыло:

Крыло представляет собой двухлонжеронную трапециевидную коробчатую конструкцию. Среднепоперечная V-образная форма составляет 20 градусов, а консоль имеет отрицательный угол -1,5 градуса.
Такая форма крыла позволяет максимально удалить двигатель от воды и не дает ему погрузиться в воду во время взлета и посадки. Механизация крыла состоит из однощелевых закрылков. Для управления креном используются элероны с триммерами. Крылья имеют восемь гибких баковых отсеков (расположенных в центральной части) и два герметичных баковых отсека в кессоне в средней части. На нижней стороне крыла имелись точки крепления поперечин, а на левой плоскости — контейнер для морской авиабомбы OMAB. Поплавки одноступенчатые опорного типа с фиксированным полетом имеют плоскокилевое днище и устанавливаются на консолях крыла на пилонах. Поплавок разделен на пять частей. Когда лодка движется прямо (устойчивое движение), а осадка составляет менее 1,4 метра, между поплавком и поверхностью воды имеется небольшой зазор. Для предотвращения погружения поплавков в воду при взлете и посадке их устанавливают под углом 5 градусов к горизонтальной линии основания (касательной к первому килю). Поэтому угол дифферента понтонов всегда на 5 градусов больше угла дифферента корпуса, тогда как угол дифферента корпуса при нормальном полетном весе составляет 2 градуса на корму.

Хвостовое оперение:

Хвостовое оперение состоит из стабилизаторов и рулей высоты с поперечным углом V = 5,5 градуса и двух вертикальных килей (килевых шайб), повернутых на 2 градуса вправо для компенсации реактивного момента винта. На руле установлены якорный огонь и индикатор уровня воды.

Экипажное отделение:

Всего экипаж состоял из четырех человек. Рабочие места пилота и штурмана расположены в носовой части, а радиста — в средней части фюзеляжа. Для входа и выхода из самолета предусмотрены две открывающиеся внутрь двери в передней и задней части правого фюзеляжа (это облегчает выход из самолета, когда он опускается).

самолет имеет трехколесное шасси с хвостовым колесом. Основные стойки шасси убираются в отсеки фюзеляжа по обеим сторонам, а хвостовое колесо убирается в отсек за второй ступенью. Метод амортизации опоры – газомасляная амортизация. Основное шасси имеет одно колесо размером 1450x520, а хвостовое колесо — 950x350.
Гидравлическая система состоит из основной гидравлической системы и резервной гидравлической системы. Работа основных систем обеспечивается двумя гидронасосами 435Ф, установленными на двигателях, для выпуска и уборки шасси, закрылков, грузовых дверей, поворота руля направления и хвостового колеса. Резервная система использует электронасос 465К для торможения основных колес и аварийного торможения колес, а также используется для уборки и выпуска шасси, закрылков и управления рулем направления при необходимости. Рабочее давление в системе 150 кг/см2.

Топливная система состоит из 12 крыльевых баков и одного фюзеляжного бака, полностью заправленных 8600 кг авиационного керосина Т-1, Т-2 или ТС. Также в грузовом отсеке возможна установка двух дополнительных топливных баков емкостью 1980 литров (1380 кг). Емкости № 3 и № 4 в средней части кессона являются расходными и оборудованы электроподкачивающими насосами. Топливо из других баков поступает в расходный бак самотеком. Заправка самолета топливом осуществляется централизованно под давлением или через верхний заправочный порт. Предусмотрена система аварийного сброса топлива в полете.
Пневмосистема обеспечивает аварийную эвакуацию людей из самолета, герметизацию оборудования (радиоустановок), открытие и герметизацию люков и дверей. С его помощью открывался люк штурмана, блокировался штурвал, откидывался фонарь кабины пилота, открывалась крышка контейнера катера ЛАС-5М-3. Подача воздуха осуществляется электрокомпрессором 1080А, создающим давление 150 и 55 кг/см2.

силовая установка

Двигатели АИ-20Д третьей серии устанавливались на самолеты до номера 9601504, после чего стали устанавливать двигатели четвертой серии. Маршевый двигатель установлен в моторном отсеке и закреплен на лонжероне переднего крыла ферменной конструкцией. Боковые, передняя и задняя крышки двигателя в открытом положении обеспечивают свободный доступ ко всем агрегатам двигателя, а также служат технической площадкой для обслуживания двигателя в аэродромных условиях и в открытом море. Двигатель АИ-20Д с.3 (и последующие серии) имеет эквивалентную мощность 5180 л.с с., суммарная тяга двух двигателей обеспечивает тяговооруженность около 0,3.

двигатель оснащен блоками управления и подачи топлива, а также регулятором шага винта, что обеспечивает постоянную частоту вращения турбины 12 300 об/мин и постоянную частоту вращения винта 1075 об/мин, за исключением режима малого газа. Двигатель оснащен сложной системой автоматического флюгирования - по отрицательной тяге, крутящему моменту, принудительное флюгирование лопастей винта насосом флюгирования, система аварийного флюгирования лопастей винта сжатым азотом, установка лопастей на промежуточных упорах, гидравлическая блокировка шага винта при падении давления масла за регулятором оборотов винта.
Двигатели самолетов также оснащены наземной (надводной) системой торможения винта, соединенной со штоком крана.

Турбогенераторная установка АИ-8 предназначена для запуска двигателей и питания систем самолета на стоянке. Он расположен в седьмом отсеке фюзеляжа, а забор воздуха, необходимый для его работы, осуществляется из зафюзеляжного пространства. В районе воздухозаборного устройства установлена ​​заслонка с пневматическим приводом. Выхлопные газы двигателя выходят через отверстие в левой части фюзеляжа.

Состав оборудования:

Система электроснабжения - постоянного тока: четыре стартер-генератора СТГ-12ТМО-1000 на двигателях, турбогенераторные установки ТГУ-АИ-8 с генераторами ГС-24А, две аккумуляторные батареи САМ-28 емкостью 12 В. Электропитание переменного тока: два однофазных генератора тока СГО-12МО, 115 В, 400 Гц. Вспомогательная мощность — два преобразователя, которые можно использовать при неработающем двигателе. Электрическая система переменного тока 36 В 400 Гц имеет два преобразователя двигателя. Во всем самолете используется однопроводная система, за исключением хвоста, где используется двухпроводная система для обеспечения лучших условий работы магнитометра.

Пилотажно-навигационное оборудование:

Автопилот АП-6Э, ПНС «Путь-1С», блок автоматической навигации АНП-1Б-1, центральный измеритель скорости и высоты ЦСВ-1, центральная гировекторная вертикаль ЦГВ-5, маршрутная система КС-4В.

Радионавигационное оборудование:

Автоматический радиокомпас АРК-11, радиотехническая система ближней навигации РСБН-2С, радиокомпас АРК-У2, радиовысотомер малых высот РВ-УМ, аппаратура системы посадки СП-50, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1.

Радиооборудование:

Передатчик Р-807, радиоприёмник УС-9ДМ, командные радиостанции УКВ и УКВ диапазонов, аварийные радиостанции Р-850 (Р-851) и Р-855У, бортовой звуковой регистратор МС-61Б, СПУ.

Противолодочное оборудование:

Поисково-прицельная система ППС-12, в составе: РЛС «Инициатива-2Б», целеуказания и вычислительной аппаратуры ПВУ-С-1 («Сирена-2М»), системы «Баку» (авиационная приемная аппаратура СПАРУ-55 с панорамным приемным индикатором ПП-1) и магнитометр АПМ-60 (АПМ-60Э). Ночной коллиматорный прицел НКПБ-7 для визуального бомбометания.

Вооружение Бе-12:

Самолет несет поисково-уничтожающее оборудование как во внутреннем отсеке, так и на внешних подвесках. Самолет может нести три пассивных ненаправленных буя: РГБ-Н («Ива»), РГБ-НМ («Чинара») и РГБ-НМ-1 («Жетон»), а также противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250-120, учебные бомбы УПЛАП-50, противолодочные торпеды АТ-1 (АТ-1М), а позднее и более совершенную УМГТ-1 «Орлан».
Некоторые самолеты были модифицированы для использования подводных ядерных взрывчатых веществ «Скальп», а позднее и более совершенных боеприпасов. Самолеты, способные нести ядерное оружие, имеют термостабилизированные грузовые отсеки, улучшенные электрические системы и устройства с кодовыми замками (для предотвращения несанкционированного использования взрывчатых веществ).

Операция:

С 1965 года переучивание на Бе-12 проводилось поэтапно в 33-м Центральном учебном центре морской авиации в Николаеве; Полеты осуществлялись с центрального аэродрома - Курбакино, аэродрома Очаков и с водного - озера Порт. Донузлав. Переподготовку прошли следующие части: 318-й адмиральский авиаполк Черноморского флота (Донузлав), 403-й адмиральский авиаполк Северного флота (Североморск, аэродром Ванга-2), 122-й адмиральский авиаполк Тихоокеанского флота (Елизово), 289-й адмиральский авиаполк Тихоокеанского флота (база Николаевка Приморского района), 49-й адмиральский авиаполк Балтийского флота (Балтийск, аэродром Неутив).

Исправлять:

Бе-12Н (изделие «ЕН») — модификация с ППС «Нарцисс-12.
Бе-12П (изделие «ЭП») — вариант с улучшенной противопожарной защитой.
Бе-12П-200 — современная версия Бе-12П.
Бе-12ПС (изделие «ЗЕ») — поисково-спасательный вариант.
Бе-12СК (изделие «ЕСК») — модифицированный вариант самолета-носителя ядерных боеприпасов 5Ф-48 «Скальп».
Бе-14 (изделие ЭПС) — модифицированный вариант, предназначенный для поиска и спасения экипажей самолетов, потерпевших аварию в море, а также оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие в море (построен один).

Целевые клиенты:

Морская авиация ВМФ России — 6 Бе-12ПС по состоянию на 2025 год.

Военно-морская авиация Вьетнама — к 2025 году будет иметь 4 Бе-12.

Тактико-технические характеристики Бе-12

аспект:
Длина, м: 30,1
- Высота, м: 7,4
Размах крыльев, м: 30,2
- Площадь крыла, м2: 99
двигатель:
Тип: ТВД АИ-20Д
— Мощность, л.с. Количество: 2 х 5180
масса:
- Взлетная масса, кг: 36000
- Масса пустого, кг: 24000
- Масса топлива, кг: 9000
- Масса боевой нагрузки, кг: 3000
скорость:
Максимальная скорость, км/ч: 550
- Скорость патрулирования, км/ч: 320
- Скорость притока воды, км/ч: 95

Скорость взлета:
210 км/ч
Потолок для хозяйственных нужд:
12100м
Дальность полета;
4000 км
- Радиус тактического действия (пребывание в районе в течение 3 часов), км: 600-650
- Летная годность, балл: 3
Грузоподъемность:
- Нормальная боевая нагрузка, кг: 1500
- Перегрузочная боевая нагрузка, кг: 3000
Длина разбега, метров: 1200
Пробег, метров: 1100

Самолет-амфибия морская авиация советская военная авиация флот длина пост 5

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Противолодочный Бе-12.