Торподеносец Ил-4Т

Первый ДБ-3 поступил на вооружение Морской авиации в 1937 году. Это был десятый серийный самолет, выпущенный на заводе № 39, и поступил на вооружение 47-й ПЛАРБ авиации Балтийского флота. Он не долетел до аэропорта Котре — совершил вынужденную посадку из-за нехватки бензина. Эскадрилья доложила в Москву: «Виновный в отсутствии топлива на самолете ДБ-3 пока не установлен".
Но за этой машиной стоят и другие. К началу 1940 года торпедоносцы ДБ-3 полностью заменили устаревшие Р-5Т, КР-БА-Т и ТБ-1. В составе морской авиации имеется три минно-торпедных полка, все они оснащены самолетами марки «Ил.
В 1938 году 121-й минно-торпедный полк авиации Балтийского флота был реорганизован в 1-й минно-торпедный полк (МТР) и дислоцировался на аэродроме Безпортное. Эскадрилья ДБ-3 также входила в состав 15-го бомбардировочного авиационного полка в Копорье. Впоследствии эскадрилья использовалась для пополнения I-RO MTAP. В том же году самолёты начали поступать в 4-е воздушно-транспортное объединение (создано на базе 29-го воздушно-транспортного объединения) в Романовке Тихоокеанского флота. Позднее, в 1939 году, на Черном море в составе 63-й бригады был сформирован 2-й торпедный полк, дислоцировавшийся на аэродромах Владимир-Владимирская Левка и Сарабз (его основой стал 35-й торпедный полк). До войны на Северном флоте не было ни мин, ни торпед, ни самолетов.

По состоянию на 25 апреля 1940 года в составе ВВС флота имелось 133 самолета ДБ-3 и 88 самолетов ДБ-3Ф. Из них 75 транспортных средств находились в Балтийском море, 71 — в Черном море и 64 — в Тихом океане.
Торпедоносцы отличаются от обычных бомбардировщиков наличием торпедного мостика Т-18, который позволяет им нести одну торпеду 45-36AN или 45-36AVA или одну мину MAV-1 на торпедных держателях MD-39. В конце 1939 года в серию был добавлен новый тип мины — АМТ-1, предназначенный для сбрасывания без парашюта. Его взрывной заряд (250 кг) значительно мощнее, чем у MAV-1 (100 кг).
Закрытие этой шахты также было внешним. Точность доставки значительно выше, чем у старого MAV-1, но высота доставки и минимальная глубина доставки ограничены. Однако все эти виды оружия еще не полностью освоены. В 1940 году подготовка только одного полка была оценена как «удовлетворительная», а двух других полков — как «неудовлетворительная». На Балтике искусство стрельбы торпедами по движущимся целям еще не было освоено, но на Черном море уже осваивали искусство поражения целей методами атаки с малых высот.
Практическое развитие применения торпед началось лишь в 1941 году, да и то на относительно низком уровне. Таким образом, в первой атаке за всю первую половину года было сброшено всего 78 торпед и холостых снарядов. Только две из пяти эскадрилий полка прошли подготовку по торпедометанию с малых высот, тогда как другая эскадрилья прошла подготовку по торпедометанию с больших высот. Хотя все самолеты были оснащены минами MAV-1 и AMG-1, многие экипажи прибалтийских самолетов вообще не летали с минами. В авиации Черноморского флота количество подготовленных экипажей было еще меньше — по одному на эскадрильи маловысотных и высотных торпедометов.

По состоянию на 1 апреля 1941 года в составе ВВС флота имелось 243 ДБ-3, что составляло 88,7 процента от штатной численности. В это число входят не только торпедоносцы, но и обычные бомбардировщики. В частности, 57-й БАП разместил их на Балтийском море. В начале войны 1-я и 2-я бронетанковые дивизии были полностью укомплектованы; В составе 1-й флотилии было 61 самолет, а во 2-й флотилии — 63 самолета.
Все эти самолеты были на базе ДБ-3Б, за исключением одной эскадрильи ДБ-3Ф, базировавшейся на Черном море. Торпедоносцы на базе ДБ-3Ф отличались от обычных дальних бомбардировщиков подвеской торпед, специальными прицелами ПТН-5 и иным расположением обтекателя рамочной антенны радиокомпаса — она размещалась не под фюзеляжем, чтобы не мешать выбросу торпед, а сверху — над кабиной штурмана или над обтекателем.
В июне 1941 года в войсках и на складах имелось 1199 торпед 45-36АВА и 878 торпед 45-36АН, из них 1007 на Западе. В 1-м мтафе мин не было вообще; они были получены всего через несколько дней после начала войны (48 МАВ-1 и 43 АМГ-1). На аэродромах Черноморского флота хранилось 40 мин АМГ-1 и МАВ-1, в течение двух недель было доставлено еще 80 мин того же типа.

Во время первых налетов люфтваффе на советские аэродромы минно-торпедные самолеты повреждений не получили. Однако стремительное продвижение немцев на восток сосредоточило все внимание на сухопутном фронте. В связи с этим минно-торпедный полк был вынужден использовать для атаки береговых целей обычные бомбардировщики. Самолеты бомбили скопления живой силы и техники противника, мосты и переправы, аэродромы и порты. Например, 1-я танковая дивизия в августе и сентябре днем ​​атаковала немецкие колонны вдоль Балтийской дороги, а ночью — Берлин, Штеттин, Данциг и другие немецкие города. В первом случае морские летчики заменили фронтовую авиацию, во втором — дальнебомбардировочные полки. 30 июня экипаж лейтенанта Игашева отправился в экспедицию. Игашев направил горящий самолет на немецкий истребитель, а затем нацелил его на танковую колонну. Морская авиация понесла большие потери из-за непривычных для нее задач, отсутствия четко организованной боевой поддержки и превосходства немцев в воздухе. За первые два месяца минно-торпедные полки на Балтийском и Черном морях потеряли 82 самолета — более половины от довоенного количества.
Летчики ВМС первыми атаковали столицу нацистской Германии. С этой целью Первый флот отобрал лучших членов экипажа и возглавил его под командованием Э.Н. Преображенский. 1 августа 15 ДБ-3 были переброшены в аэропорт Кагул на острове. Эзер, оттуда примерно семь часов полета до Берлина. После предварительной разведки все 15 бомбардировщиков 8 августа вылетели на Берлин. Атака застала немцев врасплох — они потеряли всего один самолет.

После трех вылетов к действиям присоединились и дальние бомбардировщики. К 4 сентября на Берлин было сброшено 620 бомб и сбито 18 ДБ-3, семь из которых были уничтожены немецкой авиацией в Кагуле. Все участники операции были награждены наградами, пятеро из них стали Героями Советского Союза.
Ситуация в Черном море очень похожая. В первые дни войны морские летчики бомбили порт Констанца, нефтяные месторождения Плоешти и объекты в Сулине и Тулче. Только над Плоешти было совершено 56 полетов. Однако с 20 июля все самолеты были перенаправлены на поддержку наземных войск.
В первый год войны минно-торпедные самолеты редко применялись по прямому назначению. Единственный боевой вылет с применением торпед состоялся 12 июля 1941 года в Балтийском море. Задачей было атаковать большой конвой (42 транспортных судна и 11 кораблей сопровождения), направлявшийся в Ригу. Его искали три группы самолетов (всего 24 ДБ-3), но не смогли найти. Лишь 13 июля было обнаружено, что конвой приближается к Риге. В атаке приняли участие 27 ДБ-3 и 6 Ар-2, но применили только бомбы. Два транспортных судна были потоплены и восемь повреждены.
Наземные мины используются все чаще. Вечером 29 июня самолеты 1-й Военно-транспортной авиации сбросили 21 самолет MAV-1 по маршруту Хельсинки, Пори и Котка. В июле минные заградители ДБ-3 совместно с новыми минными заградителями АМГ-1 использовались для постановки мин в устье реки Западная Двина. В том же месяце в полк поступило 33 мины МИРАБ (донно-индукционные (магнитные) мины). Подвеска, разработанная для MAV-1 и AMG-1, для них не подходила, поэтому заводская команда установила новую подвеску. В ночь на 20 июля два самолета заложили четыре такие мины в районе маяка Овиз в Рижском заливе. Позднее, из-за отступления советских войск, летчики-балтийцы не успели выйти на минные поля.

На Черном море первая постановка мин также состоялась в июне 1941 года, когда мины были установлены в устье Дуная и у входа в Констанцу. В ночь на 30 июля четыре бомбардировщика ДБ-3 сбросили мины АМГ-1 на приток Дуная Турчин. Однако из-за быстрого наступления немецких и румынских войск полеты с минами были прекращены после окружения Одессы. Из 46 запланированных к установке мин фактически было установлено только 15.
В сентябре 1941 года на Северном флоте появилась минно-торпедная авиация. Звено ДБ-3Ф под командованием капитана И.Я. Его перебросили туда из Балтийского моря. С тыквой. Первоначально они использовались как обычные бомбардировщики, а позднее как высотные торпедоносцы. К концу года они выпустили 13 торпед 45-36AVA, не поразив ни одной цели.
Весной 1942 года работы по минированию возобновились. Задачей Балтийского флота было блокировать судоходные пути в Хельсинки, повторив действия, предпринятые во время войны с Финляндией. Но теперь они отказываются от АМГ-1. Мы решили проверить, что произойдет, если она упадет на лед. Выяснилось, что мина упала с высоты 300 метров, пробила 80-сантиметровый слой льда и упала на указанную глубину; Если бы слой льда был прочнее, сработало бы устройство самоуничтожения.

7 марта 1942 года самолет совершил первый боевой вылет с минами. Несмотря на то, что пришлось пройти по проложенному ледоколом каналу шириной 30–50 метров, экипаж успешно выполнил задачу. Финская противовоздушная оборона была нарушена одной-единственной атакой бомбардировщиков на цели в Хельсинки.
В мае-июне ДБ-3 (а также все чаще и новые Ил-4) начали использовать британские мины АМк. Я и А.М.К. 4. Они более продвинуты, чем MIRAB. Вес заряда достигал 300 килограммов, а детонатор был намного лучше советского. Британские мины сбрасывались с высоты 150–200 метров. Главный недостаток — их длина — 4,2 метра. Позже прибыли мины АМк. V-образная пушка была более компактной (длиной около 2 метров), хотя и имела заряд массой 250 кг. Истребитель Ил-4 подорвал одну такую ​​мину и после небольших доработок подорвал еще две.
В июне-июле 1942 года балтийские летчики так интенсивно устанавливали мины в проливе Бьеркессона, что противник был вынужден блокировать там судоходство и выставить тральщики.

В мае самолеты 5-го полка противоракетной обороны сбросили 25 ракет АМГ-1 на черноморское побережье Азовского моря. Однако дальнейшее отступление также сорвало операцию. Еще 25 мин не были установлены в связи с передислокацией полка. В июле, после выхода из Севастополя, в одну из бухт были сброшены шесть подводных лодок проекта АМк. 4 Впоследствии такие же мины применялись вблизи острова. Бирючий, расположен на Керченском проливе, недалеко от Феодосии. В 1942 году на Черном море было сброшено 46 мин.
Когда лед растаял, торпедоносцы приступили к боевым действиям. Однако до конца года их активность была весьма сдержанной. 21 мая два черноморских бомбардировщика Ил-4 атаковали транспортный самолет противника в районе бухты Киляя и нанесли ему повреждения. Позднее, в начале июня, начались операции на Балтике. Два самолета (под командованием Е.Н. Преображенского) попытались торпедировать два сторожевых корабля, но безуспешно. Причиной неудачи стало то, что торпеда сработала на глубине, превышающей осадку корабля. Только в июле экипаж капитана Дронова и старшего лейтенанта Пяткова потопил первые два корабля противника.
В марте 1942 года на Северный флот с Тихоокеанского флота прибыли еще шесть экипажей Ил-4 под командованием Г.Д. Поповича. Эскадрилья торпедных аппаратов вошла в состав 2-й гвардейской дивизии. Сап. В мае была поставлена ​​партия из 24 торпед 45-36АН. Моряки Северного флота впервые подняли самолет в воздух 2 и 17 июля 1942 года, но успеха удалось добиться лишь позднее. 29 июля по данным воздушной разведки два истребителя Ил-4 под командованием капитана Габуза атаковали вражеский конвой в составе двух транспортных судов и семи кораблей охранения. Крупный транспортный корабль (водоизмещением около 15000 г) получил попадание двух торпед и затонул.

Для пополнения сил морской авиации весной 1942 года ВМФ заказал у ВВС определенное количество бомбардировщиков Ил-4. Команда Ильюшина быстро подготовила чертежи для переоборудования его в торпедоносец. Эту работу выполнил завод № 81. К 22 мая он переоборудовал 40 самолетов, усилив силы морской авиации.
В ноябре 1942 года Северный флот получил британские торпедоносцы Hampden TV. У меня была возможность сравнить их с Ил-4. Импортные автомобили медленнее и менее маневренны. После получения нового оборудования 24-я эскадрилья состояла из двух эскадрилий на «Хэмпденах» и одной эскадрильи на «Ил-4». К концу года торпедоносцы Северного флота сбросили 20 торпед, но только шесть попали в цель.
К концу 1942 года в западных авиапарках осталось мало старых ДБ-3Т. Их заменили Ил-4. Поскольку торпедоносцы отличались от бомбардировщиков только торпедной балкой, они претерпели все те же изменения, что и другие серийные машины завода № 126. Кроме того, на вооружении Морской авиации состоят самолеты ВВС и Дальней авиации, как новые, так и бывшие в употреблении. Забегая вперед, следует сказать, что за годы войны моряки получили от промышленности 176 ДБ-3Ф/Ил-4 и еще 114 бомбардировщиков от наземных летчиков. 70 из них были переоборудованы в торпедоносцы, а остальные использовались как есть.
поскольку внутренний объем бомбоотсека торпедоносца не использовался, там иногда устанавливали дополнительный топливный бак. С октября 1942 года они устанавливались в 5-м мтап. Там вооружение Ил-4 было дополнено ракетами РС-82.
Таким образом, конкретное содержание совершенствования морского самолета Ил-4 (иногда его называли Ил-4Т) сводилось в основном к совершенствованию его вооружения — зенитных мин и торпед. Торпеды маловысотного торпедного аппарата оснащены стабилизаторами. Они выпускаются двух типов: перистый «Сагайдук» для использования в Черном море и цилиндрический АН-42, разработанный НИМТИ для использования в Северном и Балтийском морях. В декабре 1942 года на вооружение были приняты новые отечественные неконтактные мины АМД-500 и АМД-1000 (массой 500 кг и 1000 кг соответственно.

Для повышения эффективности торпедных пусков дальность пуска была сокращена до минимальной — 400–800 метров.
С конца 1942 года в состав морской авиации США начали поступать бомбардировщики А-20, которые мы переоборудовали в торпедоносцы. Сегодня они стали грозным конкурентом Ил-4, превосходя его по скорости, маневренности и оборонительному вооружению. Постепенно на эти машины стали переходить полки Балтийского и Северного флотов. Однако Ил-4 полностью не был заменен. По состоянию на 1 января 1944 года на вооружении Западного флота находилось 58 самолетов ДБ-3/Ил-4 и 55А-20. Я не случайно упомянул ДБ-3 — в Прибалтике до сих пор летают три старых самолета. В 1943—1945 годах Ил-4 внес значительный вклад в боевые действия на море.
Усилились торпедные атаки и минные постановки. Была проведена крупномасштабная совместная операция с участием различных видов авиации. Например, авианалет на Констанцу 20 августа 1944 года, когда истребители, бомбардировщики, торпедоносцы и штурмовики действовали совместно. 14 Ил-4 были отобраны из пятой партии МТАП. Противник понес большие потери.
Точно так же они относятся к кораблям в море. 24 апреля 1944 года в том же месте на Черном море конвой был атакован 11 самолетами Ил-4 с торпедами, 10 «Бостонами» (А-20), 12 самолетами Ил-2, 3 самолетами Пе-2 и 12 истребителями. Летчики потопили баржу «Лео» и повредили 2000-тонный транспортный корабль «Дунай.
Известны даже случаи использования специализированного морского оружия для атаки наземных целей. Плотину гидроэлектростанции Сверре-3, расположенную за немецкими линиями, пришлось взорвать. Он был уничтожен совместными усилиями сверхмалых самолетов А-20Г, вооруженных минами Ил-4 и штурмовиков Ил-2, подавлявших зенитные батареи.

В 1943-44 годах Черноморский и Северный флоты пытались использовать Ил-4 в качестве патрульного противолодочного самолета, оснащая его бомбами ПЛАБ-100, однако эффективность этой операции оказалась низкой.
Важным новшеством морского самолета Ил-4 стала бортовая радиолокационная станция. В 1943 году в НИИ радиопромышленности была разработана радиолокационная станция «Гнейс-2М», специально предназначенная для поиска целей на море. Плоская передающая антенна расположена в носовой части, где установлен пулемет, а приемные антенны лестничной формы расположены по обеим сторонам фюзеляжа. Оператор сидел на месте радиста. Испытания станции прошли осенью 1943 года на Каспийском море. Радары создают массу проблем для моряков, поскольку создают помехи для многих приборов. Испытания продолжились на одном из самолетов Пятой гвардейской авиации в мае следующего года мтап (принадлежал известному летчику В.И. Минакову). Первый полет радара состоялся 20 мая. Антенная система снижает скорость самолета примерно на 20 км/ч и несколько снижает его маневренность. Первый ночной поиск был проведен 6 июня. Но у берегов Румынии они обнаружили лишь несколько рыболовецких судов, на которые не стоило тратить торпеды. Все последующие боевые вылеты с использованием радаров оказались безрезультатными. В Балтийском море такой же радар был установлен на А-20 и использовался с большим успехом.

После объявления войны Японии летчики Тихоокеанского флота также получили возможность участвовать в боевых действиях. На Дальнем Востоке, вдали от грохота Западного фронта, минно-торпедный полк продолжал летать на самолетах Ил-4 и более старых ДБ-3Т до лета 1945 года; Последние составляли три четверти парка (всего 25 Ил-4 и 68 ДБ-3Т). В июле начали прибывать американские самолеты A-20G и A-20H, но к моменту начала кампании они еще не проявили инициативу.
Первый полет на «свободную охоту» состоялся 9 августа. Два торпедоносца 49-й эскадрильи вернулись ни с чем. На следующий день четыре самолета атаковали транспортные суда в Японском море (севернее мыса Казакова), но все торпеды прошли мимо. Всего за время боя Тихоокеанский флот сбросил 52 торпеды, потопив всего пять транспортных судов и один военный корабль. В целом экипаж был хорошо подготовлен. Причиной неудачи стали отсутствие боевого опыта у летчиков (у противника он был предостаточный), переоценка возможностей ПВО японских кораблей, плохая организация атаки и недостаточная разведывательная информация.

Самолеты минно-торпедных полков также применялись в качестве обычных бомбардировщиков для борьбы с наземными целями. 15 августа 11 ДБ-3 52-го МТАП нанесли бомбовый удар по станции Гаомаошань. Они попали под огонь зенитных орудий, а затем подверглись атаке японских истребителей, но были сбиты Як-9 из состава эскортных сил. 18 августа 44 торпедоносца из двух полков приняли участие в атаке на железнодорожный узел Кисейя.
На вооружении Тихоокеанского флота также находится разведывательный самолет ДБ-3. Десять из этих машин принадлежали 50-му разведывательному полку.
До конца Великой Отечественной войны Ил-4 оставался наиболее массовым типом торпедоносца. Более того, к концу войны соотношение между А-20 и Ил-4 стало меняться в пользу последнего. Единственным исключением стал Тихоокеанский флот, где старые ДБ-3 уступили место американским машинам.

Эксплуатационные характеристики:
Улучшенная версия: Ил-4Т
Размах крыльев, м: 21,44
Длина, м: 14,76
Высота, м: 4,10
Площадь крыла, м²: 66,70
Вес, кг
- Пустые самолеты: 5800
-Нормальный взлет: 11570
тип двигателя: 2 х ПД М-88Б
-Мощность, лошадиных сил: 2 x 1100
Максимальная скорость, км/ч: 430
Крейсерская скорость, км/ч: 406
Практический пробег, км: 3800
Максимальный предел. Скороподъемность, м/мин: 1140
Практический потолок, м: 9700
Экипаж: 3-4 человека
Вооружение: 1 пулемет УБТ калибра 12,7 мм, два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм. Одна или две 940-кг торпеды 45-36-АБ, 45-36-АМ или -АН.

Торпедоносец-бомбардировщик Ил военная история морская авиация Отечественная война длинная колонна 1

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Торподеносец Ил-4Т.