
J-10 — китайский многоцелевой всепогодный истребитель. Истребитель был разработан и произведен компанией Chengdu Aircraft Industry Group Co., Ltd. Экспортная версия истребителя получила название J-10. На Западе этот автомобиль также известен как «Дилан».

Китай в начале 1990-х годов. Начать разработку истребителей нового поколения, боевой потенциал которых должен быть близок к таким самолетам, как EF2000, Rafale или МиГ-29М. Конечно, Китайская Народная Республика не сможет решить столь сложную задачу без сотрудничества с зарубежными компаниями, обладающими самыми передовыми технологиями авиастроения. Пожалуй, самый необычный международный симбиоз произошел во время разработки машины: усилия объединили китайские, израильские и российские специалисты.

Китайские конструкторы спроектировали истребитель на базе самолета Lavi компании Israel Aerospace Industries. Под давлением США Израиль прекратил разработку самолета в 1987 году.
Первая информация о новом истребителе появилась в открытых СМИ в октябре 1994 года. В то время СМИ со ссылкой на космическую разведку США сообщали, что Чэнду строит самолет, по размеру и форме похожий на Dassault Rafale или Eurofighter EF2000.

Позже выяснилось, что специалисты компании Israel Aerospace Industries принимали участие в разработке внешнего вида истребителя J-10 и передали Китаю технологию истребителя «Lion». Российская авиационная промышленность также участвует в китайском проекте истребителя. В частности, было принято решение оснастить самолет российским турбовентиляторным двигателем АЛ-31Ф, который также устанавливается на китайском истребителе Су-27. Ранее сообщалось, что Россия вела переговоры с китайскими компаниями о получении разрешения на производство двигателя, однако Россия не проявила никакой заинтересованности в передаче Китаю новейших технологий в области производства авиационных двигателей.

План разработки самолета был рассекречен 29 декабря 2006 года. В разработке J-10 принимали участие российские консультанты из ОКБ МиГ и Центрального авиационного конструкторского института. В новом китайском истребителе используются двигатели НПО «Сатурн», которые производятся в России и Китае (по лицензии). Кроме того, при разработке этого самолета были использованы результаты проектирования истребителя Lavi, проданного Китаю компанией Israel Aerospace Industries. По размерам J-10 находится где-то между F-16 и истребителями Typhoon и Rafale, но значительно крупнее израильского Lavi. По состоянию на август 2024 года выпущено около 600 автомобилей.

Истребитель имеет среднерасположенное треугольное крыло-утку, стреловидное горизонтальное оперение, расположенное близко к крылу, и аэродинамическую схему с односторонним вертикальным оперением. Конструкция кузова в основном выполнена из алюминиевого сплава и углеродного волокна. Ожидается, что будут приняты ограниченные меры по снижению радиолокационной заметности самолета.
Общая часть дельтавидного крыла с низким подвешиванием имеет более толстый профиль у основания и сужается книзу по размаху. Примерно на 45% полуразмаха он соединен с секцией крыла (отъемной частью крыла), которая представляет собой профиль с выраженной круткой и сравнительно небольшой толщиной. Механизация крыла — крылья имеют закрылки и отклоняемые носовые упоры.

Конструктивно фюзеляж состоит из трех частей. В передней кабине размещены: герметичная кабина пилота, радиолокационная станция, отсек электронного оборудования, воздухозаборник и отсек переднего шасси. Кроме того, он оснащен передним горизонтальным оперением. В центральной части расположены топливные баки, воздуховоды двигателей и отсеки основных стоек шасси. На хвосте установлено вертикальное оперение, поперечная балка с нижней скулой фюзеляжа и четыре тормозных щитка. Внутри находится отсек силовой установки. Шасси трехколесное, убирается в фюзеляж. Передняя стойка (с двумя колесами) складывается по направлению потока, основная стойка с одним колесом складывается против направления потока. На предсерийных самолетах и прототипах ниша передней стойки шасси закрывалась парой боковых створок. На серийных истребителях Chengdu J-10A и J-10B конструкция включает третью дверь — переднюю. Площадь остекления фонаря кабины является крупнейшей в гражданской авиации Китая и обеспечивает пилотам почти 360-градусный обзор.

Конструкция самолета в основном выполнена из алюминиевого сплава, с относительно меньшим использованием композитных материалов. Кабина герметична и вентилируется. Катапультное кресло обеспечивает спасение во всех режимах полета.
Контейнер с тормозным парашютом расположен в корневой части киля. Для повышения путевой устойчивости истребителя на больших углах атаки (в этом случае киль «затеняется» фюзеляжем) на хвостовой балке за крылом установлены два отклоненных наружу подфюзеляжных киля. По обе стороны килевой части фюзеляжа имеются два тормоза. В задней части фюзеляжа расположены два аэродинамических гребня.

Над крылом и за кабиной пилота расположено переднее горизонтальное оперение, увеличивающее коэффициент подъемной силы на больших углах атаки.
Крыло имеет малое удлинение, треугольную форму, с прямой задней кромкой для улучшения управляемости и эффективности механизации. Две секции элевонов расположены на задней кромке крыла. На передней кромке крыла имеется «клык», создающий вихрь. Самолет оснащен элеронами и двухсекционными отклоняемыми законцовками крыла.
Самолет оснащен турбореактивным двигателем российского производства АЛ-31ФН с форсажной камерой.
Обратите внимание: Австралийский дракон.
Вес двигателя составляет 1538 кг. Максимальная тяга на форсаже составляет 12 500 кг. Согласно первому соглашению о поставках, подписанному между Китаем и «Рособоронэкспортом», в период с 2002 по 2004 год было поставлено 54 двигателя этого типа. После этого был подписан контракт на закупку 100 двигателей. В целом спрос в Китае оценивается примерно в 250-300 единиц. Китайские военные планируют заменить двигатели, экспортируемые из России, аналогичными двигателями WS-10A Taihang отечественного производства. Модификация истребителя Chengdu Super 10 отличается установкой двигателя АЛ-31ФН М1. Максимальная форсажная тяга двигателя увеличена до 13 500 кгс.
Воздухозаборник расположен под фюзеляжем, двухмерный и регулируемый. Благодаря двум съемным панелям изменяется сечение «горла». Такая конструкция обеспечивает требуемую степень повышения давления в широком диапазоне скоростей полета, но увеличивает эффективную площадь рассеяния, тем самым улучшая видимость при освещении радиолокационными станциями в передней полусфере. На модели J-10B изменилась форма воздухозаборника.

Внутренний запас топлива истребителя Chengdu J-10 составляет 4950 литров. Топливный бак расположен внутри фюзеляжа. Под фюзеляжем (центральный блок) и под крыльями могут быть подвешены три дополнительных топливных бака. Для увеличения времени и дальности полета самолет может быть оснащен шлангово-конусной системой дозаправки топливом в воздухе».

Для обеспечения более высокой маневренности истребитель Chengdu J-10A имеет статически неустойчивую конструкцию. Это, в свою очередь, требует использования системы дистанционного управления с четырехкратным резервированием. Это первый истребитель, самостоятельно разработанный моей страной, в котором используется данная технология. Система создана с использованием самых современных вычислительных технологий. Конструкция кабины истребителя, бортовое радиоэлектронное оборудование и система управления огнем значительно превосходят другие истребители, разработанные Китаем. Например, информация о тактической обстановке и параметрах полета отображается на трех многофункциональных дисплеях, которые также проецируются на лобовое стекло.

В кабине управление реализовано по принципу HTAS (Hand Throttle and Stick) — все необходимые для управления органы управления расположены под руками пилота, на рычагах управления тягой двигателей и на джойстике самолета. Это позволяет пилоту управлять самолетом, не отрывая взгляда от горизонта или за линией горизонта. Компьютер системы управления обеспечивает автоматическое управление самолетом и предотвращает выход машины из потенциально опасных режимов. В стандартную комплектацию входит нашлемный прицел.

Истребитель оснащен цифровым бортовым компьютером, навигационным оборудованием GPS/INS и системой раннего предупреждения об атаке радаров ARW9101. По заказу Китая российское предприятие «Фазотрон-НИИР» разработало для Chengdu J-10A многофункциональную радиолокационную станцию РП-35 «Жемчуг», оснащенную фазированной антенной решеткой. По словам разработчиков, радар способен отслеживать до 24 воздушных целей одновременно и способен работать «по земле». В это же время Китай завершает разработку собственной радиолокационной станции JL-10A (в некоторых источниках обозначена как «Изделие 1473»). Радар имеет дальность обнаружения целей типа истребитель около 100 километров, может одновременно отслеживать до 10 целей и атаковать 4 из них. Пока не ясно, какая станция будет установлена на серийных автомобилях.

Экспортная версия истребителя может быть оснащена и другими радарами, включая российскую H010 Zhuk 10PD, израильскую IAI Elta EL/M-2023 и итальянскую Galileo Avionica Grifo 2000 (покупка последней Китаем может быть проблематичной по политическим причинам).
Истребитель J-10A оснащен спаренным 23-мм пулеметом, который установлен на специальном легкосъемном кронштейне на левом борту фюзеляжа и за передним отсеком шасси. Эксперты утверждают, что оружие является копией знаменитого советского пулемета ГШ-2-23, который ранее использовался на истребителях МиГ-21 и МиГ-23.

Внешняя подвеска (семь точек) позволяет размещать вооружение общей массой 4500 кг. Для поражения воздушных целей истребитель может оснащаться 2–4 ракетами средней дальности с радиолокационными головками самонаведения PL-11 (итальянская лицензионная управляемая ракета Aspide Mk.1) или PL-12 китайской разработки (Lightning-10 или SD-10). Для ближнего боя применяются управляемые ракеты ПЛ-8 с инфракрасными головками самонаведения, установленные на внешних крыльевых пилонах (Python 3 по израильской лицензии). Самолет может быть оснащен российскими управляемыми ракетами Р-73 и Р-77, а также американскими ракетами Sparrow и Sidewinder. Поражение наземных целей может осуществляться с помощью свободнопадающих и управляемых (с лазерной головкой самонаведения) авиабомб ЛТ-2 и ЛС-6 или неуправляемых авиационных ракет. Наземные цели могут быть уничтожены с помощью самолета YJ-8K, оснащенного турбореактивным двигателем и твердотопливными ракетами С-801К или противокорабельными ракетами С-802. Для поражения наземных радиолокационных станций истребители могут быть оснащены управляемыми ракетами YJ-9. Кроме того, могут использоваться ракеты класса «воздух-поверхность», неуправляемые ракеты и свободнопадающие бомбы.

Пассивная система самозащиты истребителя включает контейнер ВМ/КГ300Г с аппаратурой постановки помех. J-10A также может быть оснащен модулем радиоэлектронной разведки KZ900).
Первый полет прототипа состоялся 23 марта 1998 года. J-10 впервые был представлен публике на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2002 года. По разным оценкам, в программе летных испытаний Китай использовал от шести до десяти прототипов.
Исправлять:
J-10A — многоцелевой одноместный истребитель. Экспортный вариант получил обозначение F-10A.
J-10S — двухместный истребитель. Предназначен для решения задач обучения, радиоэлектронной борьбы, целеуказания и наведения, поражения наземных целей.
J-10B — модернизированная версия J-10A. Оснащен двигателями WS-10A, малозаметными утопленными воздухозаборниками, бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой и оптической станцией переднего обзора.
J-10C — палубная версия истребителя.
Китайский многоцелевой истребитель J-10 принят на вооружение не только китайской, но и пакистанской армией.

Летно-технические характеристики:
Модифицированная версия - J-10.
Длина – 14,57 м.
Высота – 4,78 метра.
Размах крыльев: 8,78 метра.
Площадь крыла – 33,05 м2.
Масса пустого самолета составляет 9800 кг.
Нормальная взлетная масса — 18 000 кг.
Топливо во внутренних баках - 2625 литров.
Запас топлива в ПТБ: 4165 литров.
Тип двигателя: турбовентиляторный двигатель АЛ-31ФН.
Нормальная тяга — 7600 кгс.
Тяга форсажа: 12 500 кгс.
Максимальная скорость: М=2.
Крейсерская скорость: 1110 км/ч.
Реальный запас хода составляет 2000 км.
Практический потолок: 18 000 метров.
Максимальный предел. Эксплуатационная перегрузка - 9.
Экипаж - 1 человек.
оружие:
- пушка калибра 23 мм;
— Боевая нагрузка — 7260 кг (7 внешних подвесок);
— Может оснащаться ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» ПЛ-8, ПЛ-10, ПЛ-11, Р-27 и Р-73»;
— Противокорабельные ракеты YJ-8K, неуправляемые авиационные ракеты, свободнопадающие бомбы и т д.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Стремительный дракон.