Су-39 (Су-25ТМ)

Су-39 — некогда перспективный российский ударный самолет, разработка которого началась в ОКБ Сухого в конце 1980-х годов. Машина является результатом глубокой модернизации знаменитого «летающего танка» — советского штурмовика Су-25. Точнее, он создан на базе модифицированной версии самолета Су-25Т и предназначен для уничтожения танков и другой бронетехники противника.
Конструкция штурмовика Су-39 в целом аналогична конструкции учебно-боевого самолета Су-25УБ. Только на Су-39 место второго пилота занято дополнительным эластичным топливным баком, а над ним — отсеком для дополнительной авионики. Двуствольная артиллерийская установка смещена на 273 мм вправо от оси симметрии самолета и перемещены под топливные баки, а освободившееся пространство под кабиной занято дополнительной авионикой. Носовая стойка шасси самолета также смещена на 222 мм влево от оси симметрии. Еще один дополнительный мягкий топливный бак разместили в хвостовой части фюзеляжа штурмовика.

Поскольку Су-39 является дальнейшим развитием «противотанкового» варианта Су-25Т, задача борьбы с бронетехникой для него является важной, но не доминирующей. Ожидается, что новый самолет сможет эффективно уничтожать корабли в прибрежных районах, транспортные самолеты противника на передовой, системы ПВО и инфраструктуру противника. В то же время авионика и системы вооружения штурмовика были существенно переработаны.
Модернизированный самолет получил новую радиолокационную станцию ​​«Копье-25» в специальном подвесном контейнере, что существенно расширило возможности самолета. Таким образом, штурмовик Су-39 может вести полномасштабный воздушный бой с самолетами противника, для этого в его арсенале имеются управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-73, Р-27 и Р-77 с дальностью пуска 20/40, 50/90 и 80/110 километров соответственно. Для поражения военно-морских флотов противника Россия использует противокорабельную ракету Х-31А, дальность пуска которой составляет до 110 километров. Для борьбы с радиолокационными станциями противника применяются противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-25МПУ. Арсенал поражения наземных целей пополнили высокоточные ракеты «Векир».

Штурмовик Су-39 способен самостоятельно определять цели, выбирать приоритетные цели и применять необходимый тип вооружения. Самолет имеет массу опций: на 11 узлах подвески (по 5 на каждом крыле и 1 под фюзеляжем) можно разместить до 16 ПТУР «Вихрь», до 4 противорадиолокационных или противокорабельных ракет класса «воздух-поверхность», а также различные ракеты класса «воздух-воздух». Кроме того, имеется до 8 пусковых установок, оснащенных 160 неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами и зажигательными бомбами различных классов, а также до 4 подвесных контейнеров для пушек. Фюзеляж штурмовика также оснащен двухствольной автоматической пушкой ГШ-30 калибра 30 мм.

Применение современного пилотажно-навигационного оборудования позволяет штурмовику Су-39 выполнять полеты в любых погодных условиях и полностью в автоматическом режиме. Новый штурмовик призван решать три основные задачи:
- уничтожать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и самоходную артиллерию противника на поле боя, на марше и в местах сбора перед боем, в любое время суток и в простых метеорологических условиях;
- Уничтожать все типы морских целей: десантные корабли, быстроходные катера, фрегаты и эсминцы;
- Уничтожать наземную авиацию, тяжелую и штурмовую авиацию, а также наземные военно-транспортные самолеты.
Одним из важнейших приборов нового штурмовика является всепогодная автоматическая прицельная система «Шквал», разработанная Красногорским заводом. Зверева и до 16 противотанковых ракет «Вихрь». Штурмовик Су-39 обладает превосходной устойчивостью полета, что позволяет ему взаимодействовать с ракетой «Шквал» на расстоянии до 10 километров. Убедитесь, что точность попадания в цель составляет 60 см. Учитывая высокую вероятность попадания одной ракеты «Торнадо» в цель, боезапаса одной ракеты Су-39 достаточно для поражения 14 бронированных целей противника. Для сравнения, обычный истребитель Су-25 может нести до 160 неуправляемых ракет С-8 и может поразить только один танк.
Основное назначение ПТРК «Вихрь» — поражение современных основных боевых танков с толщиной брони до 1 метра прямыми попаданиями. Вероятность уничтожения штурмовиком Су-39 немецкого танка «Леопард-2», пересекающего рельеф местности, пуском ракеты «Виктор» по целеуказанию, выдаваемому оптико-электронной системой прицеливания «Шторм», составляет 0,8–0,85. В то же время в арсенале штурмовика имеются и более тяжелые ракеты, такие как Х-29Т, Х-29Л и Х-25МЛ.

Штурмовик Су-39 способен совершать взлет и посадку с боевой нагрузкой на плохо подготовленные взлетно-посадочные полосы с неровным покрытием, в том числе горные полосы длиной до 1200 метров на высотах до 3000 метров. Силовая установка штурмовика включает два турбореактивных двигателя Р-195 тягой по 4500 кгс каждый. Особое внимание следует обратить на его пониженную инфракрасную видимость. При этом самолет может нести боевую нагрузку массой до 4000 кг.

Боевое оборудование штурмовика Су-39 имеет общую массу 1115 кг. Он обеспечивает практически 100% защиту пилота самолета и всех важных узлов и агрегатов от огня стрелкового оружия и пулеметов калибром менее 30 мм, а также способен вернуться на аэродром для посадки в случае попадания в самолет переносного зенитного ракетного комплекса «Стингер». Это достигается за счет двухмоторной силовой установки, которая отделяется и защищается фюзеляжем самолета, позволяя продолжать полет на одном работающем двигателе. Пилот защищен титановой кабиной, выдерживающей прямые попадания 30-мм снарядов, а также оснащен лобовым бронированным стеклом и бронированным подголовником.
Кроме того, за обеспечение живучести ударной авиации отвечает комплекс боевого противодействия «Иртыш», в состав которого входят: станции активных помех радиоэлектронной борьбе «Гардения», станции обнаружения, пеленгования и опознавания излучающих РЛС самолетов, генераторы активных инфракрасных помех «Сухогруз», система отстрела дипольных отражателей и трассирующих пуль. Передатчик УФ-26 и инфракрасный глушитель состоят из 192 ловушек ППР-26 (радиолокационных) или ППИ-26 (тепловых), смонтированных в едином блоке, расположенном в основании вертикального стабилизатора самолета.

Для снижения заметности штурмовиков на поле боя в оптическом диапазоне на Су-39 применена специальная окраска. Радиопоглощающее покрытие фюзеляжа позволяет уменьшить эффективную площадь отражения самолета при воздействии на него радиолокационного излучения. В случае, когда летчик не может обнаружить пуск ракеты с тепловой головной частью, ударный самолет защищает станция оптико-электронных помех «Сухогруз», установленная в нижней части киля. Установленные здесь цезиевые лампы мощностью 6 киловатт создают помехи АМ-диапазона на ракете, заставляя ее поворачивать вбок. Не забыт и более традиционный метод — программно-управляемый запуск ложных тепловых целей ППИ-26.

Производство Су-25ТМ планировалось организовать на Тбилисском авиазаводе, где выпускались модернизированные штурмовики Су-25Т. Однако этим планам не суждено было осуществиться. Распад Советского Союза и последующее обретение Грузией независимости привели к прекращению производства Су-25Т и его модернизированной версии Су-25ТМ. Советский Союз распался. А вместе с ним и все сотрудничество, существовавшее в то время при производстве этих самолетов. Россия безуспешно пыталась создать межправительственную организацию (ЦПК «Истребители Сухого»), в которую некоторое время входил и авиационный завод в Тбилиси.
Поэтому в России было принято решение о переносе производства Су-25ТМ на Улан-Удэнский авиационный завод, выпускавший учебно-боевой самолет Су-25УБ и палубный учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ.
В 1993 году на Улан-Удэнском авиационном заводе началась подготовка к серийному производству самолета Т8ТМ (Су-25ТМ). Из остатков серийных самолетов Су-25УБ на заводе был изготовлен опытный самолет Т8ТМ-3, который совершил первый полет 15 августа 1995 года. С того же года самолет получил новое официальное название: Су-39.
Попытки начать серийное производство нового штурмовика пришлись на неудачное время — середину девяностых. Финансовый кризис и практически полное отсутствие финансирования со стороны государства похоронили интересный проект. Однако даже спустя столько лет этот замечательный аппарат так и не поднялся в небо.

Су-39 так и не был запущен в серийное производство и не поступил на вооружение ВВС России.
Было выпущено всего четыре автомобиля.
Существует проект модернизации Су-25Т до Су-25ТМ (Су-39). Однако почти все Су-25Т ВВС России сняты с вооружения или находятся в состоянии, при котором не могут летать.

Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,33 м (включая ПВД)
Размах крыльев: 14,36 м
Высота: 5,2 м
Площадь крыла: 30,1 кв.м
Удлинение крыла: 6
Угол стреловидности передней кромки: 20°
База шасси: 3,58 метра
Колесная база шасси: 2,5 метра
Масса пустого: 10 740 кг
Масса снаряженного автомобиля: 13 150 кг
Нормальная взлетная масса: 16 990 кг
Максимальный взлетный вес: 20 500 кг
Масса с внутренним топливным баком: 3840 кг
Силовая установка: 2 × ТРД Р-195
тяга: 2 x 4300 кгс (42,2 кН)

Летные характеристики

Максимальная скорость: 950 км/ч (при нормальной боевой нагрузке)
Скорость посадки: 240 км/ч
Скорость сваливания: 175 км/ч
Практическая дальность: (нормальная боевая нагрузка)
высокий:
Без ПТБ: 900 км
С 4 × ПТБ-800: 1250 км
Ближе к земле:
Без ПТБ: 400 км
С 4 × ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность: 2500 км (с двумя 1150-литровыми ПТБ и двумя 800-литровыми ПТБ)
Практический потолок: 10 000 метров
Высота боя: 30-7000 метров
Нагрузка на крыло: 714 кг/м2 (максимальная взлетная масса)
Тяговооруженность: 0,42 (максимальный взлетный вес)
Длина разбега:
Бетонная взлетно-посадочная полоса: 550 м
Грунтовая взлетно-посадочная полоса: 600 м
Длина планирования: (без парашюта)
Бетонная взлетно-посадочная полоса: 400 м
Грунтовая взлетно-посадочная полоса: 600 м
Максимальная рабочая перегрузка:
нормальная боевая нагрузка: +6,5 / -2 g
максимальная боевая нагрузка: + 5,2 g

оружие

Орудия и винтовки: Двуствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 выстрелов.
Точки подвески: 11
Боевая нагрузка:
Норма: 2000 кг
Максимум: 6000 кг
ракета:
Ракеты класса «воздух-воздух»:
2 Р-60 (АА-8)
2 × Р-73 или Р-27Р/Т или Р-77
Ракеты класса «воздух-поверхность»:
16 × сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» или
4 × X-25L/ML/MTP/MA/MPU и
2 × Х-29Л/Т или Х-58 или Х-31А/АД/П или Х-35 (с РЛС «Копье») или
8 × С-25Л
Неуправляемые ракеты:
160 (8 × 20) × 80 мм C-8 вставляется в блок B-8 или
40 (8 × 5) × 122 мм С-13 тип Б-13 блок или
8 × 240 мм C-24 или 266 мм C-25
Бомбы: Свободнопадающие, регулируемые для различных целей, кассетные бомбы
8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т.д.) или
8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или
8 или 32 x 100 кг или
6 × КАБ-500Кр или
8 × контейнеров КМГУ-2
Контейнер для оружия:
4 × СППУ-22-1, вооруженные спаренными 23-мм пушками ГШ-23 и имеющие боекомплект 260 снарядов или
4 × СППУ-687 с 30-мм пушкой ГШ-301 и 150 выстрелами.

Су-25 штурмовик авиация Военная авиация России 90-е Longpost 0

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Су-39 (Су-25ТМ).