Мне не хватает старых журналов в моей коллекции. Статья Владимира Ильина, Крылья Родины, № 3, 1994.

Можно с уверенностью сказать, что в глазах как экспертов, так и обывателей в сфере авиационной техники истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II уже давно ассоциируется со всем парком истребительной авиации США и стал символом военно-воздушной мощи США. Его история (как и история большинства других реактивных истребителей «второго поколения») начинается с Корейской войны (1950-1953). Затем, уверенные в своем качественном превосходстве, США неожиданно столкнулись с техникой, боевые возможности которой превосходили их собственные, — самолетом МиГ-15. Из множества истребителей, имеющихся в арсенале ВВС США, только один — North American F-86 Sabre — может сравниться с ним по мощности. Палубные истребители ВМС США McDonnell F2H Banshee и Grumman F9F Panther (с прямым крылом) уступали МиГам, а новейший Vought F7U Catlass (бесхвостый, со стреловидным крылом) не мог использоваться с палуб кораблей из-за плохих взлетно-посадочных характеристик.

Чуть позже на вооружение ВМС США поступили палубные истребители Grumman Cougar (модернизированная Panther со стреловидным крылом), North American Fury (флотский вариант Sabre со складывающимися крыльями и аэрофинишными крюками), а также всепогодный одноместный истребитель McDonnell F3H-2N Demon — сравнительно тяжелая машина со стреловидным крылом и двигателями, расположенными по почти форсированной схеме (выхлопные газы омывали хвостовую часть фюзеляжа).

Такая компоновка силовой установки стала отличительной чертой истребителей McDonnell и McDonnell-Douglas на многие годы. Носовая часть «Демона» оснащена мощной системой обнаружения и обнаружения воздушных целей (PJIC), позволяющей обнаруживать воздушные цели ночью и в сложных погодных условиях. Вооружение включает четыре пушки (20 мм) и 76 ракет (70 мм).
По оценкам американских экспертов, «Демон» был самым современным истребителем ВМС США начала 1950-х годов. Он сочетал в себе мощное вооружение, самое совершенное на тот момент бортовое радиоэлектронное оборудование и высокие летные характеристики (максимальная скорость около 1200 км/ч, практический потолок 13 700 метров, перегоночная дальность полета 3200 километров). Однако из-за низкой надежности двигателя самолет так и не принял участия в боевых действиях в Корее; лишь в середине 1950-х годов, после ряда модификаций, он начал регулярно эксплуатироваться на палубах авианосцев.

Разрабатывая палубные истребители, Макдоннелл также активно занимался разработкой боевых самолетов для ВВС. Еще в 1948 году был построен тяжелый «стратегический» истребитель XF-88 «Voodoo». Это был гигантский самолет для своего времени со стреловидными крыльями и двумя турбореактивными двигателями, который мог развивать околозвуковую скорость и был способен сопровождать стратегические бомбардировщики в глубь вражеской территории (чем-то похожий на реактивные «Тандерболты», сопровождавшие «Летающие крепости» союзников во время Второй мировой войны).

Было построено два прототипа самолета. Однако дальнейшая работа над планом была приостановлена. «Сейбр» имел достаточную дальность полета для нанесения авиаударов по Северной Корее и был более эффективен против МиГ-15, чем против более тяжелых «Вуду»).
Изменившиеся требования ВВС привели к необходимости использования сверхзвуковых самолетов для прикрытия стратегических реактивных бомбардировщиков Boeing B-47 и B-52. Эта работа началась в Макдоннелле в 1951 году. Прототип был идентичен «88-му», но с новым крылом и силовой установкой. Истребитель получил название F-101 «Voodoo». Второй самолет серии 100 (обозначение серий реактивных истребителей второго поколения F-100, F-101, F-102, F-104, F-105 и F-106) поднялся в воздух в 1954 году. Его отличительными особенностями являются сверхзвуковая скорость (1960 км/ч, путевая скорость 1160 км/ч), огромная дальность полета (фактическая дальность без подвесных баков 2700 км, перегоночная дальность 4560 км) и мощное вооружение (четыре 20-мм пушки и до 1800 кг бомб и неуправляемых ракет на трех внешних подвесках).

Однако отказ Стратегического авиационного командования США предоставить самолеты сопровождения, а также ограничения по перегрузкам, вызванные недостаточной прочностью конструкции самолета, привели к внесению изменений в производственный план Voodoo: было выпущено всего 77 «стратегических истребителей», переклассифицированных в истребители-бомбардировщики F-10IA, 47 F-10IC, 201 разведывательный самолет RF-10IA и RF-10IC, а также 480 двухместных истребителей ПВО, оснащенных ракетами класса «воздух-воздух» (в том числе с ядерными боеголовками). Последняя долгое время была основой континентальной противовоздушной обороны США и Канады.

В 1950-х годах бурное развитие систем вооружения привело к тому, что характеристики палубного зенитного истребителя «Демон» и высокоманевренного дневного «Кугуара» вскоре перестали отвечать требованиям заказчиков. Дозвуковая палубная авиация может успешно отражать атаки поршневых бомбардировщиков, торпедоносцев и штурмовиков (прикрытие — Ту-2, Ил-10, МиГ-15 и МиГ-17) только на авианосные соединения, но реактивные торпедоносцы Ту-16Т, Ил-28Т и Ту-14, сверхзвуковые МиГ-19 способны преодолеть этот барьер по всем направлениям.
В 1953 году ВМС США объявили конкурс на создание самолета, который мог бы сократить этот разрыв. В программе участвовали такие компании, как Vought, Grumman и McDonnell. Первое место занял проект компании «Водяная компания». Получил заказ на постройку истребителя F-8 Crusader. Компания Grumman заказала небольшое количество истребителей F-11 Tiger (дальнейшая модификация Cougar). Макдональд и его проект F3H-G в конечном итоге оказались исключением.

F3H-G существует как модель, являющаяся дальнейшим развитием тяжелых истребителей Demon и Voodoo. Одноместный самолет оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Wright J165 Sapphire (лицензионные версии британских двигателей, производимые в США), сопла которых расположены под хвостовой частью фюзеляжа. Максимальная скорость должна быть М=1,5. Вооружение включает четыре 20-мм пулемета, ракеты и бомбы, подвешенные на 12 внешних точках подвески. Изюминкой проекта является использование быстросъемной носовой части с электронным оборудованием. Он способен быстро заменять другие самолеты в зависимости от боевой задачи, превращая истребитель-перехватчик в многоцелевой самолет.

По сравнению с истребителями Crusader и Tiger, F 3H-G был слишком большим и тяжелым, что, очевидно, продиктовало выбор более легкого одномоторного самолета.
Однако мощное вооружение, огромное внутреннее пространство для размещения авионики, возможность полетов на большие расстояния и решения самых разных боевых задач позволили создать на базе F3H-G отличный палубный истребитель-бомбардировщик. Военные приняли это во внимание, и 18 ноября 1954 года компания McDonnell получила контракт на строительство двух прототипов самолета. Он получил название АН-1.
Однако 14 декабря 1955 года задача ВМС была радикально пересмотрена: флоту больше не требовались истребители-бомбардировщики, а высотный палубный перехватчик большой дальности с «революционными» на тот момент скоростными характеристиками (М=2). Вместо турбовентиляторного двигателя они решили использовать новейший двигатель General Electric J-79, который в то время все еще находился в стадии разработки. От установки пушечного вооружения пришлось полностью отказаться, как и от 12 внешних подвесных установок. Их заменили подфюзеляжным агрегатом, рассчитанным на подвесные топливные баки мощностью 600 л с. «Главным оружием» нового истребителя является ракета «Sparrow» 3 с радиолокационным полуактивным наведением, которая прошла испытания на новейшем усовершенствованном истребителе «Demon».

Одной из причин столь драматического «возрождения» проекта АН-1 стало появление нового вида оружия — противокорабельных управляемых ракет (ПКР). Во время Второй мировой войны Германия и США работали над созданием морских ракет (вспомним, что именно это оружие потопило крупнейший итальянский линкор «Рома»).
Однако первая партия противокорабельных ракет использовала систему управления и наведения, которая требовала от самолета-носителя визуального сопровождения цели и ракеты, поэтому дальность пуска была небольшой. Однако в начале 1950-х годов Советский Союз совершил крупный «прорыв» в разработке противокорабельного ракетного оружия. В ОКБ Микояна разработана крылатая ракета КС-1, оснащенная турбореактивным двигателем, полуактивным радиолокационным наведением, максимальной дальностью пуска 90 километров и околозвуковой скоростью полета.

Первоначально эти снаряды применялись для оснащения поршневых бомбардировщиков Ту-4К. Хотя бороться с ними было трудно, это удалось сделать с помощью истребителей на американских авианосцах. Однако с появлением в 1954 году ракетоносца Ту-16К, который мог развивать скорость до 1000 км/ч и летать на больших высотах, ситуация для американцев существенно осложнилась: дозвуковые истребители просто не успевали перехватывать палубные самолеты до пуска ракеты КС-1. Также начата работа над более мощной крылатой ракетой К-10, которая будет использоваться на Ту-16. Максимальная дальность полета самолета достигла 200 километров, он рассчитан на сверхзвуковую скорость.
Для противодействия этому воздушному ракетному комплексу необходим самолет с большой дальностью перехвата на сверхзвуковой скорости, способный длительное время барражировать на значительном удалении от корабля. Этот самолет в первую очередь полагается не на навигационную систему корабля, а на свой собственный мощный бортовой радар. Это привело к новому требованию: истребитель-перехватчик должен был быть спроектирован как двухместный, с размещением оператора во второй кабине.
Ранее Соединенные Штаты производили всепогодные истребители, оснащенные исключительно ракетами (F-86D, F-96D и F-94C). Однако все они использовались для противовоздушной обороны стратегических бомбардировщиков против американского континента. В 1948 году компания Douglas представила F3D Skykite — двухместный всепогодный палубный истребитель. Самолет использовался для испытаний ракеты Sparrow 1, но его характеристики оказались низкими (максимальная скорость 850 км/ч, скороподъемность 10 м/с). Было построено всего 70 экземпляров, в основном в качестве прототипов для испытаний оружия и оборудования.

В июле 1955 года был изготовлен полномасштабный образец истребителя, получивший обозначение F4H-1F.
В августе 1956 года было завершено техническое проектирование и началось строительство первого опытного образца. Однако существенным отличием от первоначальной конструкции было использование крыла со стреловидностью 45 градусов. (Конец консоли был отклонен вверх на 12 градусов, поэтому результаты моделирования в аэродинамической трубе показали, что боковая статическая устойчивость конфигурации AN-I была неудовлетворительной. Законцовкам крыла затем придали положительный боковой угол V). При оригинальной конфигурации крыла отрыв потока на концах крыла может наблюдаться при больших углах атаки. Для устранения этого явления длина хорды законцовки крыла была увеличена на 10%, образовав характерный «клык».
Поперечное управление самолетом достигается за счет комбинации отклонения элевонов и интерцепторов. Кроме того, элероны отклоняются только вниз, а интерцепторы — только вверх. Кренящий момент создается путем отклонения элевонов вниз на одном крыле и интерцепторов вверх на другом крыле.
Для обеспечения необходимых условий работы двигателя во всем диапазоне оборотов необходим воздухозаборник с изменяемой геометрией, которая автоматически регулируется компьютером аэродинамических данных.

Носовая часть была оснащена радиоприцелом Westinghouse AN/APQ-50 с параболической антенной диаметром 610 мм, что позволяло осуществлять перехват и запуск ракет Sparrow 3 (для истребителя F3H-G было решено отказаться от сменного носового обтекателя этой компании).
В мае 1958 года новый истребитель был торжественно вывезен из сборочного цеха завода McDonnell в Ламберт-Филд под аккомпанемент оркестра. 27 мая его старший пилот Р. С. Литтл вырулил на залитую солнцем взлетно-посадочную полосу и выжал дроссельную заслонку до предела: F4H-1 впервые поднялся в воздух.
Хотя конструктивные характеристики нового самолета вполне удовлетворили ВМС, «на всякий случай» был начат поиск альтернативного, более дешевого, всепогодного палубного перехватчика. В частности, рассматривался проект Vought F8U-3 «Crusader» 3 — одноместного самолета со складывающимся подфюзеляжным вертикальным стабилизатором большой площади и турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney J75-P-5A (тяга 1400 кгс). Однако работа над самолетом McDonnell продвигалась гладко, и разработка F8U-3 вскоре была прекращена.

В декабре 1958 года ВМС США заключили контракт на поставку 23 предсерийных и 24 серийных истребителей F4H-I, получивших обозначение Mirage 2.
Основатель компании Д. Ф. Макдоннелл — шотландец, который, следуя «прекрасным традициям» шотландской нации, с большим «уважением» относится к злым духам. Так появились «фирменные» названия его летательных аппаратов: «Демон», «Фантом» (призрак), «Буду» (волшебник), «Бенш» (в кельтской легенде — вой злого духа, предвестник смерти). Однако стоимость предсерийного самолета совсем не нереальна — колоссальные 7,4 миллиона долларов.
Первый экспериментальный истребитель «Мираж» был оснащен турбовентиляторными двигателями General Electric J79-3A (2x6715 кгс). После 50 испытательных полетов их заменили на J79-G E-2, а затем на более мощные J79-G E-2A (2x7325 кгс).
YF4H-I сразу же добился потрясающих результатов, побив несколько мировых рекордов скорости и высоты над уровнем моря у Су-9. 6 декабря JI Flint вылетел с авиабазы Эдвардс и поднялся на высоту 30 040 метров, что более чем на 1200 метров превышает динамический потолок этого же самолета. В 1960 году Mirage 2 установил мировые рекорды скорости 100 км/ч и 500 км/ч на замкнутой трассе.
В 1961 году Военно-морская авиация США отметила свое 50-летие. Американцы отметили годовщину серией рекордных перелетов: в мае самолет YF4H-I долетел из Нью-Йорка в Лос-Анджелес за 2 часа 49 минут. 9,9 секунды, а в августе установил мировой рекорд скорости на малых высотах — 1453 км/ч. 22 ноября экспериментальный F4H-I N2, пилотируемый Р. Робинсоном, установил абсолютный рекорд скорости — 2583 км/ч (на этом «Мираже» двигатель был оборудован системой впрыска смеси воды и спирта в пространство перед компрессором для охлаждения его лопаток и увеличения тяги). Всего с 1950 по 1969 год «Мираж» установил 16 мировых рекордов в различных категориях.

Производство самолетов опытной серии постепенно совершенствовалось с технической точки зрения. Седьмой истребитель был оснащен системой управления пограничным слоем (BLCS). Это помогает улучшить взлетно-посадочные характеристики. 19 числа станция PJ1CAN/APQ была заменена на станцию AN/APQ-72, имеющую значительно большую мощность и диаметр антенны 813 мм. Это приводит к расширению носового конуса.
Обратите внимание: Если пассажиру стало плохо. Действия пилота. История из жизни.
Для улучшения обзора вперед и вниз второго члена экипажа фонарь кабины стал более выпуклым и немного выступал над фюзеляжем. В соответствии с рекомендациями NACA была изменена форма основного воздухозаборника и воздухозаборника системы кондиционирования, установленного в задней части обтекателя PJ1C.Все 23 самолета этой экспериментальной серии позднее получили обозначение F-4A и использовались только для летных испытаний. Среди них результаты превзошли ожидания JTTX. Также было установлено, что управляемость самолета с подвеской ракет несколько лучше, чем у самолета без внешней подвески.
В декабре 1960 года на авиазаводе в Сент-Луисе началось серийное производство самолета F4H-I, переименованного в F-4A. Истребитель оснащен двумя внутренними пилонами LAU-17/A под крыльями для ракет Sparrow и Sidewinder, двумя внешними пилонами MAU-12 под крыльями для подвесных баков и центральным пилоном под фюзеляжем, оснащенным пиротехническими двигателями Aero-27A. Система управления огнем Aero-IA включает радиоприцел AN/APQ-72 и радиолокационную станцию 4/APA-157 для подсветки воздушных целей при пуске ракет Sparrow 3.

В феврале 1960 года шесть прототипов F-4A начали летные испытания с авианосцев. В 1961 году первая партия истребителей этой серии поступила на боевую службу. Они использовались для оснащения учебной эскадрильи ВМС YF-121 Peacemaker, базирующейся в Калифорнии.
Построив 47 самолетов F-4A, компания McDonnell Douglas начала производство усовершенствованного палубного истребителя F-4B (первый прототип поднялся в воздух 25 марта 1961 года). Как и предыдущее поколение F-4A, новый Phantom имеет пять внешних точек подвески для бомб, топливных баков, неуправляемых ракет и ракет Sidewinder с системой наведения ИК, а также четыре полуутопленных подфюзеляжных пилона для ракет Sparrow 3. Они были оснащены автопилотом General Electric ASA-32 и компьютером бомбового прицела Lear AJB-3/A, расположенными в передней части фюзеляжа. Машину можно использовать как тактический бомбардировщик.

Тепловой пеленгатор ACF AAA-4 установлен в отдельном обтекателе сразу под антенной РЛС.
Первая эскадрилья F-4B была развернута в октябре 1960 года на борту авианосца USS Saratoga. В 1962 году боец начал службу в Корпусе морской пехоты США. Фактически, Mirage не имел обозначения «F-4B» до сентября 1962 года, когда Министерство обороны ввело единый индекс самолетов для всех родов войск.
В период с июня 1961 года по март 1967 года в эскадрильи ВМС и Корпуса морской пехоты было поставлено 637 самолетов «Фантом» (некоторые из них впоследствии были переоборудованы в другие версии). Самолет оснащен шлангово-конусной системой дозаправки в воздухе (штанга для приема топлива установлена с правой стороны кабины и убирается в фюзеляж, когда не используется).
В апреле 1963 года начались летные испытания палубного истребителя-перехватчика F-4G (первый самолет, носивший это название, не путать с противорадиолокационным истребителем F-4G Wide Weasel). Самолет оснащен автоматизированной помехозащищенной системой боевого управления AN/ASW-21 (аналогичной советской «Лазурь», устанавливаемой на МиГ-21, Су-9 и других перехватчиках). Дополнительная электроника была размещена непосредственно за отсеком экипажа вместо топливного бака №1.

Все 12 самолетов этого типа были отправлены во Вьетнам в декабре 1965 года в составе эскадрильи YF-213 Black Lions. Она действует с борта USS Kitty Hawk. Эти самолеты имеют новую схему камуфляжной окраски.
После возвращения из Вьетнама все F-4Q были переоборудованы в стандартные F-4B: использование системы AN/ASW-21 в боевых условиях не имело смысла.
Боевой опыт F-4B во Вьетнаме потребовал внесения множества изменений в его конструкцию. Согласно плану модернизации, был разработан палубный истребитель J-4N, усилена его конструкция и улучшено оборудование. Самолеты F-4N на авиаремонтном заводе ВМС с 1973 по 1978 год. Всего было переоборудовано 301 самолет F-4B.
Более радикальным усовершенствованием палубного «Фантома» стал F-4J, первый полет которого состоялся 27 мая 1966 года. Самолет оснащен новой бортовой радиолокационной системой AN/AWG-10, вычислителем бомбового прицела AJB-7, аналогичным установленному на F-4C, и системой предупреждения о радиолокационном нападении AN/APR-32 RHAW с антенной, установленной на верхнем киле.
F-4J стал первым серийным истребителем, оснащенным нашлемной системой наведения YTAS компании Honeywell, которая управляла тепловой головкой самонаведения ракеты поворотом головы пилота. Шлем оснащен прицельным приспособлением, и пилот может использовать рамку внутри прицельного приспособления, чтобы «прицелиться» в самолет противника. Специальная система отслеживает пространственное положение шлема (и прицела), определяет направление на цель и направляет головку наведения ракеты в том же направлении.

В середине 1970-х годов был размещен заказ на 500 таких систем. Однако в самолете он не прижился и был быстро забыт. Позднее, уже в 1980-х годах, более совершенные системы аналогичного назначения появились на истребителях МиГ-29 и Су-27.
Внутренний запас топлива F-4J был увеличен за счет установки дополнительного седьмого топливного бака. Самолет был оснащен новыми двигателями J79-JE-10 с большей тягой и усовершенствованным катапультным креслом Martin-Breaker Mk.7, способным «запускать пилота на нулевой скорости и высоте.
Всего с декабря 1966 года по июль 1972 года ВМС и Корпусу морской пехоты США было поставлено 522 самолета F-4J. Дальнейшим его развитием стал истребитель F-4S, созданный в J 978 (в него переоборудовали ранее построенные машины). По сравнению с оригинальной моделью F-4S имел усиленную конструкцию, модернизированное оборудование и был оснащен двигателем J79-JE-10B. Как и наземный F-4E, он не использовал отклоняемую переднюю кромку, а вместо этого использовал предкрылки, что в определенной степени улучшало горизонтальную маневренность. Система радиоэлектронной борьбы дополняется комплексом активных помех AN/ALQ-126 (антенна установлена в воздухозаборнике).

Несомненный успех истребителя «Мираж», разработанного для ВМС, резко контрастировал с провалом программы истребителей ВВС США. На самом деле Lockheed F-104 Starfighter — стреловидный самолет, изобретенный Келли Джонсоном и широко рекламируемый американцами как лучший самолет такого рода в мире, — оказался непригодным для использования в боевых условиях из-за высокой посадочной скорости. Хотя «Старфайтер» имел более высокую максимальную скорость и потолок, его маневренность была недостаточной, и по этому важнейшему параметру он уступал МиГ-21 и «Миражу III». Компоновка истребителя не позволяет разместить на борту тяжелое бомбовое оборудование, а небольшие размеры бортового отсека PJIC ограничивают его возможности по автономному обнаружению воздушных противников. Хуже того, «Старфайтер» побил все рекорды по количеству аварий и получил позорное прозвище «летающий гроб».
В этой ситуации ВВС решили отказаться от своих ведомственных амбиций и обратиться за помощью к морякам. В январе 1962 года ВМС передали два F4H-I в Центр боевых действий авиации на авиабазе Лэнгли для оценки характеристик истребителя Phantom. Там F4H-1 испытывался против Convair F-106 Delta Dart, самого мощного перехватчика ВВС США, доказав превосходство палубных самолетов. Уже в марте 1962 года самолет, получивший название F-110A Phantom 2, был принят на вооружение ВВС. В апреле 1962 года ВВС заказали 280 самолетов F-110A, а в сентябре «сухопутный» истребитель Mirage был снова переименован и стал называться F-4C.

Первый серийный F-4C поднялся в воздух в мае 1963 года. К 1966 году ВВС США получили 583 таких истребителя. Несколько самолетов были переоборудованы в защищенную от радаров версию EF-4C (первый полет 4 июня 1972 года; с 1973 по 1978 год переоборудовано 148 самолетов).
F-4C отличался от своего предшественника, базировавшегося на авианосце, тем, что имел более легкое шасси (что исключало необходимость выдерживать «жесткую» посадку на палубу авианосца) и более легкий тормозной гак (действующий только как аварийный тормоз). Размер колес увеличился.
В заднем отсеке размещены основные органы управления самолетом для повышения боевой живучести. Это потребовало полной переработки приборной панели оператора, которая теперь должна обеспечивать хорошую обзорность вперед и вниз. Система дозаправки ВМС с использованием шланга и конуса была заменена стандартным топливоприемником ВВС с телескопической стрелой. Изменена система запуска двигателя.
Также была модернизирована авионика: самолет оснастили инерциальной навигационной системой Liton AN/ASN-48, соединенной с вычислителем бомбового прицела AJB-7, в результате чего образовался прицельно-навигационный комплекс. Это значительно увеличивает вероятность столкновения транспортного средства.

Система вооружения была модернизирована таким образом, чтобы самолет мог нести управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-12 Bullpup на подкрыльевых пилонах.
27 мая 1963 года первый F-4C выехал из сборочного цеха и приземлился на бетонном полу аэродрома Ламберт-Филд. В январе 1964 года «Фантом» поступил на вооружение 4453-го учебного крыла ВВС США на авиабазе Макдилл (Флорида). Первые F-4C были отправлены во Вьетнам в 1965 году.
Начиная с 1972 года самолеты F-4C начали постепенно выводить из состава ВВС и передавать в Национальную гвардию, резерв или продавать за границу. Таким образом, в общей сложности ВВС Испании было поставлено 32 самолета.
На смену F-4C пришел тактический истребитель F-4D, «Усовершенствованный Фантом» (так эта модификация именовалась в некоторых документах ВВС США). Первый взлет состоялся в декабре 1965 года. 1966-1908. В ВВС поступило 825 самолетов этого типа. Самолет был оснащен новым радиоприцелом AN/APQ-109, который, в отличие от радара, использовавшегося в предыдущих модификациях «Миража», мог работать в режиме радиодальномера при поражении наземных целей, что еще больше увеличивало дальность его боевого применения.

Пилоты получили новый оптический прицел AN/ASG-22, интегрированный с бомбовым вычислителем ASQ-91. Кроме того, использовалась новая навигационная система ASQ-63, заменившая AN/ASN-42 INS. Он обеспечивает большую точность определения текущих координат. Авионика установлена в топливном баке № 1 сразу за кабиной экипажа.
Первая партия F-4C не имела тепловизионного пеленгатора, однако обтекатель этого прибора позже вновь появился на носу истребителя Mirage. Однако вместо инфракрасного датчика он оснащен антенной радиоразведывательной системы АПР-25/26 RHAW. Он способен применять противорадиолокационные ракеты AGM-45 Centurion».
Вооружение нового усовершенствованного истребителя включает ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности с инфракрасной системой наведения AIM-4 Falcon. Ранее они применялись на истребителях Northrop F-86H Scorpion, Mordonnell F-101B Voodoo, Convair F-102 Delta Deper и перехватчиках F-106 Delta Javelin (имелись в большом количестве на складах ВВС), контейнерах SUU-16A, оснащенных шестиствольными пушками Vulcan (20 мм), а позднее замененных на более совершенные SUU-23A и новейшие на тот момент достижения в области авиационного вооружения — управляемые бомбы.

Для применения КАБ с лазерной пассивной системой самонаведения под крыло подвешивался контейнер с лазерным прожектором «Пейв-Нож» (для корректировки бомбы в полете самолет с включенным лазером должен был пикировать непосредственно на цель.
С 1977 года эта система была заменена на модуль AN/ASQ-153 Pave Spike, включающий лазерный прожектор и телевизионную камеру, способную осуществлять наведение по углу места и азимуту, а также осуществлять автоматический захват цели. Для применения бомб с телевизионной системой наведения в операционной был установлен небольшой телевизионный монитор.
Боевое применение F-4D во Вьетнаме началось весной 1967 года, впоследствии 32 самолета были поставлены в Иран и 90 — в Южную Корею.
Наиболее успешной и широко используемой модификацией истребителя «Мираж» является F-4E. Он создавался с учетом опыта боевого применения американской авиации во Вьетнаме. Первый полет самолет совершил 30 июня 1967 года. Всего с 1967 по 1976 год было произведено 1387 самолетов F-4E, их отличительной чертой был длинный узкий нос, придававший самолету хищный вид, напоминающий «акулу.
В отличие от других истребителей Mirage, которые по сути представляли собой истребители-перехватчики, модифицированные для ударных задач, новый вариант в первую очередь предназначался для завоевания превосходства в воздухе (необходимого для достижения переломного момента в воздушной войне над Северным Вьетнамом — проблема, которую предыдущие модификации F-4 решить не могли).

Одним из главных отличий нового варианта является установка под радаром в передней части фюзеляжа шестиствольной 20-мм пушки MG1-AI «Вулкан». Это мощное оружие со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту и высокой начальной скоростью снаряда, что является эффективным средством поражения воздушных и наземных целей.
Самолеты F-4E были оснащены новым радиоприцелом Westinghouse AN/APQ-120 с антенной уменьшенного диаметра (первые сообщения предполагали, что прицел может обнаруживать воздушные цели на фоне земли, но эта информация впоследствии не подтвердилась). При переходе на микроэлектронные схемы авионика истребителя была сокращена на 40 процентов по сравнению с самолетом F-4B. Кабина пилотов оборудована катапультным креслом Martin-Baker H Mk.7, позволяющим покидать самолет в более широком диапазоне условий, особенно при нулевой скорости и нулевой высоте.
Для компенсации возросшего веса самолета из-за установки пушки и дополнительного оборудования F-4E оснастили более мощным турбовентиляторным двигателем J79-JE-17.
В 1968 году первый F-4E был отправлен во Вьетнам для военных испытаний, а в 1970 году эскадрилья ВВС США, дислоцированная в Дананге, начала перевооружаться на новый истребитель, как и планировалось
Боевое применение нового самолета выявило множество дефектов и конструктивных недостатков, и специалистам компании Mordonnell-Douglas пришлось провести в нем существенные доработки. Поэтому, чтобы предотвратить попадание пороховых газов в воздухозаборник двигателя во время выстрела, ствол был удлинен. В начале 1970-х годов на законцовках крыла были установлены фиксированные закрылки вместо отклоняемых предкрылков. Это позволяет немного уменьшить радиус поворота. Позднее аналогичным образом были модифицированы самолеты ВМС (F-4S).
На многих истребителях телевизионная система TISEO установлена в носовой части правой консоли крыла. Он оснащен оптической системой с большим увеличением для отслеживания воздушных целей и может обнаруживать самолеты противника на значительных расстояниях в условиях хорошей видимости.
F-4E стал одним из наиболее широко используемых самолетов в военно-воздушных силах многих стран. Поставлялся в Австралию, Грецию, Египет, Израиль, Иран, Турцию, Германию, Южную Корею и Японию (F-4EJ). Немецкие ВВС разработали F-4F на основе F-4E, упростив авионику и вооружение.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: ФАНТОМ II (История одного призрака).