
Су-39, также известный как Су-25ТМ, представляет собой российский ударный самолет, разработка которого стартовала в ОКБ Сухого в конце 1980-х годов. Эта машина — результат глубокой модернизации легендарного штурмовика Су-25, прозванного «летающим танком». Если точнее, Су-39 создавался на базе противотанковой модификации Су-25Т и был задуман как универсальная платформа для поражения бронированных целей, кораблей и систем ПВО противника в любых погодных условиях.
Конструктивные особенности

Конструктивно Су-39 во многом повторяет двухместный учебно-боевой Су-25УБ, однако вторую кабину заняли дополнительные системы. Место второго пилота отдано под эластичный топливный бак и отсек для авионики. Для размещения нового оборудования также пришлось сместить двуствольную пушку на 273 мм вправо и переместить ее под топливные баки. Носовая стойка шасси была сдвинута на 222 мм влево, а в хвостовой части фюзеляжа разместили еще один дополнительный топливный бак, что увеличило дальность полета.
Боевые возможности и вооружение

Хотя Су-39 унаследовал от Су-25Т роль «истребителя танков», его задачи были значительно расширены. Он проектировался как многофункциональный комплекс, способный эффективно бороться с кораблями, транспортными самолетами на переднем крае, системами ПВО и критической инфраструктурой противника. Ключевым нововведением стала подвесная радиолокационная станция «Копье-25», которая позволила самолету вести полноценный воздушный бой. Для этого в его арсенал вошли ракеты «воздух-воздух» Р-73, Р-27 и Р-77 с разной дальностью действия.
Для поражения морских целей предназначалась противокорабельная ракета Х-31А, а для подавления РЛС — противорадиолокационные Х-31П и Х-25МПУ. Также штурмовик получил высокоточные ракеты «Векир» для работы по наземным объектам. Автоматизированная система управления вооружением позволяла экипажу самостоятельно обнаруживать цели, определять приоритеты и выбирать оптимальный тип боеприпасов.

Боевая нагрузка размещалась на 11 узлах подвески. Самолет мог нести до 16 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Вихрь», до 4 ракет «воздух-поверхность» для борьбы с РЛС или кораблями, а также ракеты «воздух-воздух». Кроме того, предусматривалась подвеска до 160 неуправляемых ракет, авиабомб различного класса и до 4 подвесных пушечных контейнеров. Штатное вооружение включало двуствольную 30-мм пушку ГШ-30-2 в фюзеляже.
Всепогодность и ключевые системы
Современное пилотажно-навигационное оборудование позволяло Су-39 выполнять полеты в сложных метеоусловиях и даже в автоматическом режиме. Основными задачами машины были объявлены: уничтожение бронетехники на поле боя, поражение морских целей (от катеров до эсминцев) и борьба с воздушными целями, включая транспортную и штурмовую авиацию противника.
Важнейшим элементом стала всепогодная прицельная система «Шквал», которая в паре с ПТУР «Вихрь» обеспечивала высокоточное поражение бронированных целей на расстоянии до 10 км. Точность попадания составляла около 60 см, а одной загрузки ракет хватало для теоретического уничтожения до 14 танков. Для сравнения, обычный Су-25, используя неуправляемые ракеты, мог поразить лишь одну такую цель.
Защищенность и живучесть

Живучести штурмовика уделялось особое внимание. Конструкция обеспечивала высокий уровень защиты пилота и критических узлов от огня стрелкового оружия и снарядов калибром до 30 мм. Кабина пилота была выполнена из титановой брони, способной выдержать прямое попадание 30-мм снаряда, и оснащалась бронированным стеклом и подголовником. Двухдвигательная компоновка с разнесенными силовыми установками повышала шансы вернуться на базу даже после поражения одного из двигателей, например, ракетой ПЗРК.
Для противодействия средствам поражения противника на борту размещался комплекс «Иртыш». В его состав входили станции радиоэлектронной борьбы «Гардения», системы обнаружения облучения РЛС, генераторы инфракрасных помех «Сухогруз», а также устройства отстрела дипольных отражателей и тепловых ловушек.
Маневренность и эксплуатация

Су-39 сохранил одно из ключевых преимуществ платформы Су-25 — способность работать с коротких и плохо подготовленных взлетно-посадочных полос, включая горные аэродромы. Силовая установка из двух турбореактивных двигателей Р-195 с пониженной инфракрасной заметностью обеспечивала необходимую тягу для взлета с максимальной боевой нагрузкой до 4000 кг.
Судьба проекта

Изначально серийное производство Су-25ТМ планировалось на Тбилисском авиазаводе, но распад СССР и обретение Грузией независимости перечеркнули эти планы. Производственную базу попытались перенести на Улан-Удэнский авиационный завод. В 1995 году там был собран и совершил первый полет опытный образец, получивший официальное обозначение Су-39.

Однако время для запуска в серию оказалось крайне неудачным — середина 1990-х годов в России характеризовалась глубоким экономическим кризисом и хроническим недофинансированием оборонных проектов. В результате многообещающая программа была фактически заморожена. Было построено всего несколько прототипов, и Су-39 так и не поступил на вооружение. Большинство имевшихся Су-25Т либо были списаны, либо находятся в нелетном состоянии, а проект модернизации до уровня Су-39 остался нереализованным.
Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,33 м
Размах крыла: 14,36 м
Высота: 5,2 м
Масса пустого: 10 740 кг
Максимальная взлетная масса: 20 500 кг
Силовая установка: 2 × ТРД Р-195
Тяга: 2 × 4300 кгс (42,2 кН)
Летные характеристики

Максимальная скорость: 950 км/ч
Практическая дальность на высоте: 900 км (без ПТБ)
Практический потолок: 10 000 м
Длина разбега: 550 м (с бетонной ВПП)
Вооружение

Пушка: 1 × 30-мм ГШ-30-2 (200 снарядов)
Точки подвески: 11
Максимальная боевая нагрузка: 6000 кг
Управляемые ракеты: Ракеты классов «воздух-воздух» (Р-73, Р-27, Р-77), «воздух-поверхность» («Вихрь», Х-25, Х-29, Х-31, Х-35), противорадиолокационные (Х-31П, Х-25МПУ).
Неуправляемое вооружение: Блоки НАР калибров 80 мм, 122 мм, 240 мм, 266 мм.
Бомбовое вооружение: Свободнопадающие и корректируемые авиабомбы калибром до 500 кг, кассетные бомбы, разовые бомбовые кассеты.
Су-25 штурмовик авиация Военная авиация России 90-е Longpost 0
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Су-39 (Су-25ТМ).