Истребители F-16 в боях: применение и потери

В начале семидесятых годов американская компания General Dynamics разработала перспективный легкий истребитель F-16 Fighting Falcon. К концу 1970-х годов он состоял на вооружении ВВС США, а затем экспортировался. За 45 лет службы вертолеты Falcon разных стран регулярно принимали участие в различных военных операциях и выполняли боевые задачи. При этом бойцы, естественно, несли потери.

Решение о разработке будущего F-16 было принято в конце 1960-х годов с учетом опыта войны во Вьетнаме. В течение нескольких месяцев в 1972 году Военно-воздушные силы опубликовали требования к характеристикам нового самолета, приняли заявки от производителей самолетов и выбрали конкурентов. Победителем этого этапа в 1975 году стал проект General Dynamics YF-16.

К этому времени компания General Dynamics успешно построила и испытала прототип нового самолета. Испытания продолжались до 1977-78 годов, пока шла подготовка к серийному производству. Вскоре оборудование начало поступать в войска, и первая эскадрилья F-16 достигла начальной боевой готовности в августе 1978 года.

Впоследствии истребители F-16 непрерывно поставлялись ВВС США, а вскоре появились и зарубежные заказы. За последние несколько десятилетий «Сокол» обслуживал около 25 стран мира. На сегодняшний день построено не менее 4600–4700 самолетов различных модификаций, большинство из которых до сих пор находятся в эксплуатации. Это делает F-16 самым широко используемым самолетом на сегодняшний день.

К началу 1980-х годов Израиль приобрел собственные истребители F-16, и израильские ВВС впервые применили их в бою. В апреле 1981 года F-16 одержал свою первую победу в воздушном бою в долине Бекаа. Израильский истребитель пытается сбить сирийский вертолет Ми-8 ракетой класса «воздух-воздух». Ракета не попала в цель, поэтому израильский пилот применил пулемет. В июле того же года еще один F-16 впервые сбил вражеский самолет.

Ситуация в регионе вновь обострилась в 1981–1982 годах, когда произошло несколько воздушных боев. Израиль сообщил, что его истребители F-16 сбили более 40 самолетов и вертолетов противника в Сирии. Сирийская сторона подтвердила потери лишь частично. В то же время они заявили об уничтожении пяти F-16 и нескольких других типов самолетов, хотя Израиль не колеблясь отрицает это.

Впоследствии ВВС Израиля неоднократно использовали F-16 и другие истребители, однако такое применение имело свои особенности. В результате большинство операций ВВС ЦАХАЛа проводилось против формирований, не представлявших угрозы для авиации. А операции против хорошо оснащенных войск направлены на минимизацию риска. Поэтому в 21 веке. Только небоевые потери истребительной авиации.

Еще одной страной, получившей американские F-16 в 1980-х годах, стали ВВС Пакистана, которые начали использовать эти самолеты в боевых действиях во второй половине десятилетия. По состоянию на 1989 год пакистанские истребители одержали 10 воздушных побед, в основном против боевых и транспортных самолетов афганских ВВС. В апреле 1987 года был сбит F-16. Военно-воздушные силы ДРК назвали это успехом, однако Пакистан назвал это «дружественным огнем.

Во время Каргильской войны 1999 года пакистанские истребители F-16 регулярно выполняли патрульные миссии и прикрывали границу. Были встречи с индийскими самолетами, но все ограничивалось слежкой и радиолокационной подсветкой. Обошлось без боевых действий и потерь.

В 2019 году отношения между Индией и Пакистаном вновь обострились, и началась воздушная война. Пакистан объявил об уничтожении нескольких вражеских самолетов; все успехи были приписаны истребителям F-16. Индия изначально опровергла эту новость, но позже подтвердила потерю старинного самолета. Тем временем пакистанский истребитель Fighting Falcon был признан неудачным.

Военно-воздушные силы США были первыми, кто получил F-16, но не использовали его в боевых действиях до 1991 года во время операций на Ближнем Востоке. Поэтому во время операции «Буря в пустыне» легкие F-16 использовались только для выполнения задач истребительно-бомбардировочной авиации. Воздушный бой был поручен самолетам F-15. 250 вертолетов «Сокол», участвовавших в войне, совершили более 13 тысяч боевых вылетов, уничтожили большое количество наземных целей или выдали целеуказания другим ударным средствам.

Самолеты F-16 не участвовали в воздушных боях и не одержали ни одной победы. Но в то же время они понесли и незначительные потери. По данным официальных источников, системы ПВО и переносные зенитные ракетные комплексы иракской армии сбили три американских истребителя F-16. Еще четыре самолета успешно вернулись на базу, но были списаны из-за повреждений.

Позднее истребители ВВС США F-16 помогли обеспечить соблюдение бесполетной зоны над Ираком. В декабре 1992 года американский истребитель F-16 сбил иракский истребитель МиГ-25, одержав свою первую победу в воздушном бою. Через несколько недель был сбит МиГ-23.

Во время интервенции 2003 года истребители-бомбардировщики F-16 снова использовались только для ударных задач. На этот раз нам удалось избежать крупных потерь. В ходе основных боев был потерян только один самолет, и то по техническим причинам. Еще три истребителя потерпели крушение в период с 2006 по 2008 год. Из-за ошибки пилота или технических причин.

Самолеты F-16 из нескольких стран принимали участие в боевых действиях на территории распадающейся Югославии. На театре военных действий в основном действовала американская авиация. В учениях также участвовали военно-воздушные силы Бельгии, Дании, Нидерландов, Норвегии и Турции. В разное время «Файтинг Фалкон» использовался как для патрулирования и нанесения ударов по воздушным целям, так и для атак наземных целей. В то же время воздушные бои были редки из-за установления бесполетных зон и уничтожения вражеской авиации на земле.

Первый воздушный бой состоялся в феврале 1994 года над Боснией и Герцеговиной. Две пары американских истребителей F-16 заметили шесть югославских штурмовиков и сбили четыре. Следующая воздушная победа была достигнута лишь в 1999 году, когда два истребителя F-16 ВВС США вступили в бой с югославским МиГ-29.

В ходе операций на Балканах США потеряли несколько истребителей F-16. Первая ракета была сбита в июне 1995 года югославским зенитно-ракетным комплексом «Квадрат». За этот период еще три самолета были списаны из-за повреждений или технических проблем. В мае 1999 года потерпел крушение еще один «Сокол», на этот раз из-за зенитно-ракетного комплекса С-125. Тем временем югославы утверждали, что сбили еще больше самолетов, но не смогли подтвердить все эти данные.

В интервенции также принимали участие самолеты F-16 других стран, однако особого успеха в воздушном бою они не добились. Они использовались в основном как бомбардировщики и не способствовали улучшению боевых результатов. В 1999 году только пилоту голландских ВВС удалось сбить югославский МиГ-29 на истребителе F-16.

С 2000-х по 2010-е годы самолеты F-16 из разных стран принимали активное участие в различных конфликтах малой интенсивности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Общим для всех этих операций было небольшое количество воздушных боев и минимальная угроза со стороны средств ПВО противника. Эти факторы ограничивают количество возможных воздушных побед, но также снижают риск для самолета и его пилотов.

 В 2011 году несколько иностранных государств вмешались в ситуацию в Ливии, некоторые из них направили туда истребители F-16. Истребители Warhawk ВВС Бельгии, Дании, Нидерландов, Норвегии, ОАЭ и США приняли участие в миссии по обеспечению бесполетной зоны и нанесли удары по наземным целям. Не было ни воздушных боев, ни побед, ни потерь.

Вскоре в сирийскую войну вмешалась еще одна «международная коалиция», встав на сторону противников законного правительства. Несколько лет спустя те же страны начали поддерживать Ирак в его борьбе с новой крупной террористической группировкой. Опять же, упор делался в первую очередь на удары по наземным целям и минимизацию воздушных боев.

Турция изначально наиболее активно использовала истребители. Сообщается, что на сегодняшний день от пяти до семи самолетов и вертолетов ВВС Сирии были сбиты турецкими истребителями F-16. В частности, в ноябре 2015 года два истребителя «Сокол» сбили российский бомбардировщик Су-24. По разным данным, с 2013-14 гг. По меньшей мере 2–3 турецких истребителя F-16 были сбиты огнем с земли или получили повреждения, сделавшие их непригодными для дальнейших операций.

Другая группа стран участвует в гражданской войне в Йемене с 2015 года, поддерживая то одну, то другую сторону. В конфликте принимали участие истребители F-16 из Бахрейна, Иордании, Марокко и Объединенных Арабских Эмиратов. Поскольку у хуситов нет авиации, авиация коалиции выполняет только ударные задачи. В 2015–2017 годах военно-воздушные силы Марокко и Иордании потеряли не менее двух самолетов.

26 августа 2024 года в ходе украинского военного конфликта истребитель F-16 Воздушных сил Украины был сбит дружественными силами с использованием системы ПВО Patriot, пилот погиб. Также сообщалось, что четыре танка «Сокол» были уничтожены танками «Даггер» в аэропортах Луцка и Одессы.

В целом практика показала, что самолеты F-16 различных модификаций вполне способны решать поставленные боевые задачи — патрулирование, поиск и поражение воздушных целей, а также нанесение ударов по наземным целям. В то же время, при определенных успехах, боевой счет увеличивается. Но в то же время «Соколы» не неуязвимы. В реальном конфликте такие самолеты могут быть поражены даже устаревшими системами ПВО. Только в случае недостаточной противовоздушной обороны противника потерь не будет.

Очевидно, что даже новейшие усовершенствованные F-16 будут подвергаться большему риску при столкновении с современными средствами ПВО и/или истребителями. Именно по этой причине ВВС США несколько десятилетий назад решили разработать истребитель следующего поколения на замену F-16. Это перевооружение уже началось и идет успешно.

В то же время некоторые зарубежные страны и режимы по-прежнему склонны переоценивать и без того устаревшие F-16. Несмотря на свою объективную и моральную устарелость, он считается чудо-оружием, способным переломить ход современных конфликтов. Неясно, как долго они смогут поддерживать эту иллюзию. Однако принятые меры могут вновь подвергнуть американские истребители испытанию и разрушить надежды на то, что они смогут выжить.

F-16 Истребитель Истребитель Длинная колонна Война Военная авиация Политика 11

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Истребители F-16 в боях: применение и потери.