Операция «Буря в пустыне»: Масштабное применение авиации и скрытые сложности войны

Операция «Буря в пустыне» началась с массированного авиаудара. 18 января 1991 года 32 истребителя-бомбардировщика F-16C, вооружённые обычными бомбами, в сопровождении 16 истребителей прикрытия F-15C, 4 самолётов РЭБ EF-111, 8 «охотников за РЛС» F-4G и 15 танкеров KC-135 атаковали ядерный центр в Тувайсе. Однако, как отмечал генерал-лейтенант Чак Хорнер, эта первая атака оказалась неудачной — самолёты не смогли прорваться сквозь плотный зенитный огонь.

Уже следующей ночью задача была выполнена самолётами-невидимками F-117A, применившими высокоточные бомбы GBU-27. Этот эпизод показал, что даже при технологическом превосходстве война не была «лёгкой прогулкой». Несмотря на относительно небольшие потери коалиции (75 самолётов по разным причинам), победа потребовала колоссальных усилий, особенно от ВВС США, которые стали главной ударной силой в 43-дневной воздушной кампании.

Невидимая подготовка к войне

Подготовка к конфликту началась задолго до его официального начала под видом учений. Ещё в августе 1990 года эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-111 были переброшены на передовые базы НАТО в Турции и Испании. К концу августа первые F-111F прибыли в Саудовскую Аравию, совершив беспосадочный перелёт с полной боевой нагрузкой, включая управляемые бомбы GBU-15 и оборудование РЭБ.

Масштаб развёртывания был грандиозным. В регион стянули 2600 боевых и вспомогательных самолётов. Для их обслуживания потребовалось 55 000 человек персонала ВВС США. В пустыне за короткое время выросли целые города из сборных жилых модулей, были развёрнуты полевые госпитали и уложены сотни тысяч квадратных метров бетонных покрытий для расширения аэродромов. Американцы активно модернизировали инфраструктуру ближневосточных аэропортов, чтобы принять огромный воздушный флот.

Ночные репетиции и начало бури

Прибыв на место, лётчики немедленно начали тренировки в условиях пустыни, а разведка изучала систему ПВО Ирака. Особую роль сыграли самолёты-невидимки F-117A. Их ночные полёты вдоль границы оставались незамеченными для иракских радаров, что подтвердило их ключевое преимущество перед началом полномасштабных боевых действий.

Воздушное наступление стартовало в ночь на 17 января 1991 года. В первую неделю коалиция наносила более тысячи авиаударов в сутки. Волны бомбардировщиков, прикрытые истребителями и самолётами поддержки, сменяли друг друга. Для уничтожения наиболее защищённых целей использовались F-117A и крылатые ракеты «Томагавк». За 43 дня Ирак потерял значительную часть военного потенциала и был вынужден покинуть Кувейт. Хотя официальные потери авиации коалиции от огня противника составили 37 самолётов и 5 вертолетов, реальные последствия были серьёзнее, о чём свидетельствует увеличение списания авиатехники после войны.

Армада в небе: состав ударной группировки

Ядро воздушной мощи США составляли:

• 120 истребителей F-15C Eagle — обеспечили господство в воздухе, совершив 5685 вылетов.
• 244 истребителя-бомбардировщика F-16 Fighting Falcon — «рабочая лошадка» войны, выполнившая 13 087 боевых вылетов.
• 82 бомбардировщика F-111 Aardvark — показали наилучшую эффективность (соотношение успешных вылетов 3:1), сбросив, в том числе, 80% лазерных бомб.
• 132 штурмовика A-10 Thunderbolt — совершили 8566 вылетов, став главным носителем противотанковых ракет «Мейверик».
• 42 малозаметных штурмовика F-117A Nighthawk — «козырная карта» ВВС, уничтожившая 40% приоритетных целей, включая ядерный реактор.
• 48 многоцелевых истребителей F-15E Strike Eagle — применялись для охоты на мобильные пусковые установки «Скад».
• 66 стратегических бомбардировщиков B-52G Stratofortress — провели «ковровые» бомбардировки, сбросив 38% от общего тоннажа бомб.
• 61 самолёт РЭБ F-4G Wild Weasel и 18 EF-111 Raven — обеспечивали подавление систем ПВО.

Кроме того, в операции участвовали самолёты ДРЛО, разведчики, транспортники и, что критически важно, 256 заправщиков KC-135 и KC-10, без которых большинство вылетов было бы невозможно. На долю ВВС США пришлось 90% всех сброшенных управляемых бомб, что позволяет утверждать, что именно они выиграли эту войну.

Союзники и морская авиация

Значительные силы выделил Корпус морской пехоты США, имеющий собственную авиацию:
• 86 штурмовиков AV-8B Harrier II (3359 вылетов).
• 84 истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet (4936 вылетов).
Палубная авиация с шести авианосцев добавила в небо Ирака почти сотню перехватчиков F-14 Tomcat, десятки F/A-18 и штурмовиков A-6E Intruder.

Вклад союзников, хотя и составил 17 300 вылетов, был несопоставимо меньше. Наиболее активно действовали ВВС Саудовской Аравии (F-15C, Tornado, F-5) и Великобритании (Tornado, Jaguar). Однако боевая эффективность союзников иногда вызывала вопросы, как в случае с итальянскими «Торнадо», большинство из которых не смогли выполнить задачу в первую же ночь войны.

Итоги и цена победы

Операция «Буря в пустыне» продемонстрировала беспрецедентные масштабы применения авиации в современной войне. Потребовались тысячи самолётов, мобилизация десятков аэродромов по всему Ближнему Востоку и 43 дня непрерывных бомбардировок. Эта «локальная» война против Ирака обнажила, что даже при подавляющем технологическом превосходстве победа не даётся легко и требует титанических логистических усилий. Более того, как отмечают аналитики, армия Ирака не была уничтожена полностью — что впоследствии привело к новой войне в 2003 году.

Длинная статья Военная авиация Военная история Истребитель Ударная авиация Бомбардировщик Иракская война Буря в пустыне 2

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Буря в пустыне.