
Советский дальний бомбардировщик Ту-16, несмотря на свои достоинства, к 1970-м годам уже считался устаревшим для ряда зарубежных заказчиков. Некоторые страны Ближнего Востока искали более современные машины. Поскольку новейшие Ту-22М не предназначались для экспорта, а производство базового Ту-22 было завершено, советское Министерство авиационной промышленности нашло оригинальное решение. Для удовлетворения иностранного спроса было решено переоборудовать стоявшие на вооружении разведывательные Ту-22Р обратно в бомбардировочную модификацию Ту-22Б. Точные масштабы этой конверсии до конца не ясны, но, по некоторым данным, для экспорта подготовили более двух десятков машин, включая также учебные Ту-22У. Первоначальный интерес Египта не реализовался из-за ухудшения отношений с СССР, и основными получателями советских бомбардировщиков стали Ливия и Ирак.
Боевое крещение в Африке

Первой применила свои Ту-22Б Ливия. Уже в 1979 году, откликнувшись на просьбу угандийского диктатора Иди Амина, ливийские ВВС нанесли удар по танзанийскому городу Мванза. Однако настоящим полигоном для этих самолётов стал Чад. В 1980 году Ливия вмешалась в чадскую гражданскую войну, поддержав одну из противоборствующих фракций. Ту-22Б использовались для точечных, но не всегда эффективных бомбардировок позиций противника. Характерно, что налёты редко проводились крупными группами, что может указывать на ограниченную подготовку ливийских экипажей или на осторожность командования. После временного затишья боевые действия вспыхнули с новой силой в 1983 году, и советские бомбардировщики вновь стали регулярно появляться в небе Чада, атакуя цели в ключевых населённых пунктах.
Противодействие и потери

Перелом наступил в 1986 году, когда на стороне противников Ливии открыто выступила Франция. Появление французских войск и современной ПВО серьёзно осложнило действия ливийской авиации. Несмотря на попытки использовать тактику скрытного пролёта на малой высоте, Ту-22Б начали нести потери. В 1987 году чадские силы, поддержанные Парижем, перешли в масштабное наступление. Ирония судьбы заключалась в том, что один из ливийских бомбардировщиков был сбит советским же зенитным комплексом «Куб», который ранее был захвачен у самой Ливии. Решительная атака на аэропорт Нджамены в сентябре 1987 года была отбита французскими ЗРК «Хок», что привело к потере ещё одного Ту-22Б. К этому времени чадцы уже захватили передовую ливийскую базу Уади-Дум, где среди прочих трофеев оказались и два брошенных бомбардировщика.


Боевые действия завершились полным поражением Ливии, которая потеряла огромное количество техники и солдат. Параллельно с войной в Чаде ливийские Ту-22Б отметились и в конфликте с Суданом, осуществив бомбардировку Ондурмана, которая привела к жертвам среди мирного населения. Впоследствии эти самолёты также привлекались для поддержки проливийских сил в Судане. Таким образом, экспортные Ту-22Б активно использовались в региональных конфликтах, однако их применение наглядно показало, что даже достаточно мощный самолёт без должной подготовки экипажей, комплексного обеспечения и превосходства в воздухе не может стать решающим фактором на поле боя, особенно против технически оснащённого и мотивированного противника.


Рисунок-22 Ливийская война Африка Бомбардировки Муаммар Каддафи Длинная статья Политика 1
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Шило в Ливии.