Ту-104: Советский первопроходец реактивных пассажирских перевозок

Начало эры реактивных пассажирских перевозок

17 июня 1955 года стал знаменательной датой в истории авиации — в этот день совершил свой первый полет советский реактивный авиалайнер Ту-104. Этот самолет не только открыл новую эру для гражданской авиации СССР, но и на несколько лет стал единственным в мире реактивным лайнером, выполнявшим регулярные рейсы. Исторический первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск состоялся 15 сентября 1956 года под управлением летчика Е.П. Барабаша. Этот полет, длившийся 7 часов 10 минут и преодолевший 4570 километров, положил начало масштабной эксплуатации реактивных самолетов для перевозки пассажиров.

Уже вскоре после начала эксплуатации Ту-104 начал покорять международные маршруты. 12 октября 1956 года летчик Б.П. Бугаев совершил первый рейс в Прагу, а затем самолеты этой модели стали летать в ключевые европейские столицы: Амстердам, Берлин, Брюссель, Париж и Рим. Это стало мощным демонстрационным успехом советского авиапрома на мировой арене.

Технологический прорыв послевоенного СССР

Появление Ту-104 стало настоящим технологическим чудом для страны, еще недавно лежавшей в руинах после Великой Отечественной войны. В 1956 году, когда британский конкурент de Havilland Comet был снят с эксплуатации из-за череды катастроф, а американский Boeing 707 еще только готовился к выходу на линии, советский Ту-104 оказался единственным в мире действующим реактивным авиалайнером. Его демонстрационный визит в Нью-Йорк в сентябре 1957 года заставил западные СМИ признать технологический приоритет Советского Союза в развитии реактивной гражданской авиации.

Концепция и рождение проекта

Идея создания пассажирского реактивного самолета родилась в ОКБ А.Н. Туполева в 1953 году. Конструкторы предложили гениальное по своей эффективности решение: создать лайнер на базе уже хорошо освоенного промышленностью и проверенного в эксплуатации дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16. Лично Туполев подготовил и направил предложение в ЦК КПСС. Ключевыми преимуществами нового самолета должны были стать: крейсерская скорость, в три раза превышающая скорость поршневых Ли-2 и Ил-12, возможность полетов на больших высотах вне зоны турбулентности, а также повышенная пассажировместимость и комфорт. Фактически, СССР первым в мире поставил задачу превратить скоростной воздушный транспорт из элитарного в массовый.

Такой подход — глубокое перепроектирование военной платформы для гражданских нужд — сулил огромные экономические выгоды. Он позволял использовать уже налаженное производство, накопленный опыт эксплуатации и ремонта, а также значительно упрощал и удешевлял подготовку летного и технического персонала, который мог переучиваться с военного Ту-16.

Работы над проектом, получившим внутри ОКБ индекс «Самолет 104», начались еще до выхода официального постановления правительства. Официальный документ Совета Министров СССР № 1172-516 закрепил создание самолета, которому было присвоено обозначение Ту-104. С этого момента цифра «4» стала визитной карточкой в названиях всех последующих пассажирских лайнеров Туполева.

Конструктивные особенности и инновации

Ту-104 представлял собой двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и двигателями, встроенными в его корневые части. От бомбардировщика Ту-16 были унаследованы крыло, оперение, шасси и многие системы, что обеспечило надежность и ускорило процесс создания. Однако фюзеляж был полностью новым — более широким, чтобы вместить пассажирский салон.

Обратите внимание: Загадочное исчезновение лайнера.

Конструкторы уделили огромное внимание комфорту, разработав с нуля систему кондиционирования, бестеневое освещение салона, систему отопления и бортовую кухню.

Особой задачей стало обеспечение безопасности и долговечности герметичного фюзеляжа. Учитывая печальный опыт британского «Комета», разрушавшегося в воздухе из-за усталости металла, советские инженеры впервые в стране провели масштабные циклические испытания фюзеляжа на специальном гидравлическом стенде. Это позволило выявить и устранить потенциально слабые места конструкции еще до начала полетов, гарантировав высокую надежность самолета.

Интерьер: от «салонного ампира» к демократичному комфорту

Проектирование интерьера Ту-104 было новаторской задачей. Изначальная концепция «дома в салоне» привела к созданию роскошного интерьера первого опытного образца, оформленного в стиле ампир с обшивкой из орехового дерева и золочеными деталями. Однако для серийных машин был выбран более практичный и демократичный подход, соответствующий мировым стандартам того времени, но все равно обеспечивавший пассажирам непривычно высокий уровень комфорта для реактивного полета.

Рекордные темпы и мировой успех

Работы велись невероятно быстро: макет утвердили в декабре 1954-го, а уже в марте 1955-го первый опытный самолет был построен на Харьковском авиазаводе. 17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю.Т. Алашеева поднял его в небо. После успешных испытаний, 22 марта 1956 года, Ту-104 произвел фурор в Лондоне, куда прибыл с советской правительственной делегацией. Зарубежные эксперты были вынуждены признать блестящий успех советских авиаконструкторов.

Эксплуатация, модификации и наследие

Серийное производство Ту-104 продолжалось пять лет, но его эксплуатация растянулась на десятилетия. Самолет постоянно модернизировался: появлялись модификации Ту-104А и Ту-104Б с увеличенным до 100 мест пассажирским салоном, обновлялись двигатели и бортовое оборудование. Всего было построено более 200 машин на заводах в Харькове, Казани и Омске.

Ту-104 стал настоящим рекордсменом, установив с 1957 по 1960 год 26 мировых рекордов по скорости и грузоподъемности. Он оставался в строю до конца 1970-х годов, а свой последний полет совершил лишь в ноябре 1986 года, когда один из самолетов перегнали в Ульяновский музей гражданской авиации, где он стал центральным экспонатом.

За 23 года службы самолеты Ту-104 перевезли около 100 миллионов пассажиров, выполнив 600 тысяч рейсов и налетав 2 миллиона часов. В 1960 году на его долю приходилась треть всех пассажирских авиаперевозок в СССР. Опыт, полученный при его создании, стал фундаментом для целого семейства самолетов: меньшего Ту-124 и, что важнее, крайне успешного Ту-134, который эксплуатировался десятилетиями.

Летно-технические характеристики (Ту-104Б)

Эксплуатационные характеристики:
Модификация: Ту-104Б
Размах крыльев, метров: 34,54
Длина самолета, м: 40,05
Высота самолета, метры: 11,90
Площадь крыла, м²: 183,0
Вес, кг
- Пустой самолет: 41 600
-Максимальная взлетная масса: 76000
Тип двигателя: 2 х ТРД АМ-3М-500 (РД-3М-500)
Тяга, кгс: 2 х 9700
Максимальная скорость, км/ч: 950
Крейсерская скорость, км/ч: 800
Практическая дальность, км: 3100
Дальность с нагрузкой, км: 2650
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, количество человек: 5
Полезная нагрузка: до 100 пассажиров или 15 000 кг груза.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Советский пассажирский лайнер Ту-104.