Су-27УБ: двухместный учебно-боевой истребитель для подготовки пилотов и выполнения боевых задач

Су-27УБ представляет собой двухместную сверхзвуковую модификацию легендарного истребителя Су-27, созданную специально для обучения летчиков и выполнения боевых задач в составе экипажа из двух человек.

Необходимость создания учебно-боевой версии

Появление Су-27, который кардинально превосходил предыдущие советские истребители по летным характеристикам и возможностям бортового оборудования, потребовало принципиально нового подхода к подготовке пилотов. Для эффективного обучения необходима была двухместная машина, полностью сохраняющая боевой потенциал базовой модели. Так родился проект Су-27УБ. Разработчики исходили из того, что самолет должен быть не просто учебным, а полноценным боевым истребителем. Более того, наличие второго члена экипажа на самолете с большой дальностью полета, такой как Су-27, рассматривалось как преимущество для выполнения сложных и продолжительных миссий.

Разработка и конструктивные особенности

Работы над двухместной версией, получившей внутрифирменное обозначение «Искра», начались в ОКБ Сухого еще в конце 1970-х годов, параллельно с испытаниями одноместного Су-27. Главной задачей было сохранить высокие летные характеристики и унификацию с базовой моделью. Эскизный проект был завершен в 1980 году. Аэродинамическая схема Су-27УБ в целом повторяла схему предшественника, но с ключевыми отличиями в носовой части фюзеляжа, где размещалась двухместная кабина с расположением кресел «тандем» (друг за другом), и в увеличенном вертикальном оперении для компенсации изменений в балансировке.

Для обеспечения хорошего обзора из обеих кабин кресло заднего летчика было приподнято относительно переднего. Обе кабины накрывались единым фонарем, откидывающимся вверх-назад, что упрощало эксплуатацию и экстренное покидание самолета. Такая компоновка привела к появлению характерного «горба» за кабиной, но позволила сохранить конструкцию носовой стойки шасси, размещение бортового оборудования и, что важно, не уменьшать запас топлива и не удлинять фюзеляж. Вертикальные кили были увеличены за счет добавления вставки высотой 420 мм, что добавило 1.55 м² площади.

Испытания и начало серийного производства

В 1984 году был построен экземпляр для статических испытаний, а в 1985 году — первый летный прототип Т-10У-1. Его первый полет состоялся 7 марта 1985 года под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова. В 1986 году к испытаниям присоединились еще два прототипа.

Обратите внимание: «Боевой селезень» Су-34: нечто большее, чем фронтовой истребитель-бомбардировщик.

Серийное производство было развернуто на Иркутском авиационном заводе. Головной серийный Су-27УБ (Т-10У-4), построенный в Иркутске, поднялся в воздух 10 сентября 1986 года. Вскоре новые учебно-боевые самолеты начали поступать в строевые части ВВС и ПВО для переучивания летного состава на истребители Су-27.

10 сентября 1986 года головной серийный самолет Су-27УБ (Т-10У-4), изготовленный в Иркутске, испытывали заводские летчики-испытатели Г.Е. Буланов и Н.Н. Иванов. Вскоре учебно-боевые самолеты начали поступать в строевые части ВВС и авиации ПВО, перевооружавшиеся на Су-27.

Ключевые отличия от Су-27

Основные изменения в конструкции Су-27УБ по сравнению с базовой моделью:
- Двухместная кабина с общим фонарем изменила обводы носовой части фюзеляжа.
- Площадь вертикального оперения увеличена на 3.1 м², что повысило высоту самолета на стоянке.
- Увеличенная площадь тормозного щитка (до 3.0 м²).
- Масса пустого самолета возросла до 17 500 кг, а максимальная взлетная масса — до 30 500 кг.
- Сохранен полный запас топлива (9400 кг) и добавлена система дозаправки в воздухе.
- Пилотажно-навигационный комплекс доработан под управление двумя летчиками с дублированием индикации.

Аэродинамическая схема и конструкция планера

Самолет построен по интегральной аэродинамической схеме, где крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два мощных двухконтурных двигателя АЛ-31Ф с форсажными камерами размещены в изолированных гондолах под фюзеляжем. Воздухозаборники — регулируемые, рассчитанные на сверхзвуковые скорости. Хвостовое оперение включает цельноповоротный стабилизатор и два киля, установленных на хвостовой балке. Управление по крену и тангажу осуществляется через электродистанционную систему управления (ЭДСУ), обеспечивающую высокую маневренность и устойчивость.

Фюзеляж конструктивно делится на несколько частей: носовая часть с кабиной и РЛС, центральная часть с крылом и отсеками шасси, хвостовая балка и воздухозаборники. Шасси — трехопорное, с одним колесом на каждой стойке.

Носовая часть и кабина экипажа

В носовой части, начинающейся радиопрозрачным обтекателем РЛС, размещены отсеки с радиолокационной (РЛПК) и оптико-электронной (ОЭПС) прицельными системами, а также двухместная кабина. Для обслуживания антенны РЛС обтекатель выполнен откидным. Кабина герметична, оснащена катапультными креслами К-36ДМ. Задний летчик сидит выше, что вместе с большим фонарем обеспечивает отличный обзор обоим членам экипажа.

Для облегчения доступа к антенно-двигательной группе РЛС при техническом обслуживании стыковочный шпангоут между носовой частью и радиопрозрачным обтекателем наклонен, а радиопрозрачный обтекатель с металлической юбкой наклонен вверх.
Кабина экипажа имеет тандемную конструкцию с хорошей герметизацией. Фонарь состоит из двух частей, включая фиксированный фонарь и общую часть (дверь), которая может открываться вверх и назад и может быть оставлена ​​двумя пилотами).
Место пилота на заднем сиденье расположено выше места пилота на переднем сиденье, а большая площадь остекления фонаря обеспечивает двум членам экипажа хороший обзор во всех направлениях.

Вооружение

Боевые возможности Су-27УБ идентичны одноместному истребителю. Основу вооружения составляет встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов. Ракетное вооружение размещается на десяти точках подвески: под крылом, на его законцовках, под гондолами двигателей и между ними. Самолет может нести до шести ракет средней дальности Р-27 с радиолокационным или тепловым наведением и до четырех высокоманевренных ракет ближнего боя Р-73 с тепловыми ГСН.

Самолет может нести до шести ракет класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27, оснащенных полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также усовершенствованные версии с увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ). На четырех подкрыльевых пилонах могут размещаться мобильные ракеты малой дальности Р-73 с тепловыми головками самонаведения.

Летно-технические характеристики

Модификация: Су-27УБ
Размах крыла: 14.70 м
Длина: 21.94 м
Высота: 6.35 м
Площадь крыла: 62.04 м²
Масса:
- пустого: 17 500 кг
- максимальная взлетная: 30 500 кг
- топлива: 9 400 кг
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф
Тяга:
- на максимале: 2 x 7 670 кгс (74.53 кН)
- на форсаже: 2 x 12 500 кгс (122.58 кН)
Максимальная скорость:
- на высоте: 2125 км/ч
- у земли: 1400 км/ч
Практическая дальность: 3600 км
Практический потолок: 17 250 м
Экипаж: 2 человека
Вооружение: 1 х 30-мм пушка ГШ-301 (150 снарядов). Боевая нагрузка до 6000 кг на 10 узлах подвески: ракеты «воздух-воздух» средней (Р-27ЭР, Р-27ЭТ) и малой (Р-73) дальности.

Истребитель Су-27Военная авиацияSparkLongpost 0

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Учебно-боевой истребитель Су-27УБ.