Самолёт Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) — российский региональный лайнер, чья репутация была серьёзно подорвана после ряда инцидентов. Наиболее известной стала трагедия 2019 года в аэропорту Шереметьево, которая надолго сформировала в общественном мнении образ ненадёжного самолёта. Это привело к отказу некоторых пассажиров от полётов на SSJ-100 и настороженности потенциальных иностранных покупателей, опасающихся реакции рынка.
Предшествующие инциденты
До рокового дня в Шереметьево с самолётами этого типа уже происходили аварии. Из более чем 250 построенных машин четыре были потеряны. Например, в 2015 году в Мехико борт XA-PBA получил серьёзные повреждения носовой части при столкновении с телетрапом и был списан. В 2018 году в Якутске SSJ-100 RA-89011 выкатился за пределы ВПП при посадке, что также привело к его списанию.
Кадры места аварийной посадки SSJ-100 в Шереметьево в 2019 году. Этот инцидент стал одним из самых трагических в истории российской гражданской авиации.
Однако первой катастрофой со смертельным исходом для SSJ-100 стала малоизвестная широкой публике трагедия, произошедшая ещё в 2012 году в Индонезии.
Демонстрационный тур «Добро пожаловать в Азию»
Весной 2012 года самолёт SSJ-100 (бортовой номер RA-97004) отправился в рекламный тур по шести азиатским странам: Казахстану, Пакистану, Мьянме, Индонезии, Лаосу и Вьетнаму. Целью было продвижение нового лайнера на перспективный рынок региональных перевозок. На борту 9 мая 2012 года находился опытный российский экипаж во главе с шеф-пилотом компании «Гражданские самолёты Сухого» Александром Яблонцевым, а также 37 пассажиров — представителей местных авиакомпаний и прессы.
Sukhoi Superjet 100 (RA-97004), участвовавший в роковом демонстрационном полёте. Фото сделано незадолго до вылета.
Роковой полёт над Явой
В 14:15 по местному времени самолёт вылетел из аэропорта Джакарты для короткого 30-минутного демонстрационного полёта. Маршрут предполагал полёт на юг, к городу Богор, с последующим возвращением. На борту, помимо экипажа, находился пилот иностранной авиакомпании, которому демонстрировали возможности лайнера.
Тот же самолёт в полёте.
Достигнув высоты 3000 метров, экипаж по неизвестным причинам дважды запросил снижение до 1800 метров, что не входило в план полёта. Диспетчерская служба, перегруженная работой (один диспетчер следил за десятью воздушными судами), дала разрешение. Позже выяснилось, что в системе радарной идентификации SSJ-100 был обозначен как индонезийский истребитель Су-30. Диспетчер предположил, что «истребитель» направляется на nearby военный полигон, и не увидел угрозы в снижении.
Во время разворота над горной местностью капитан, управляя самолётом через автопилот, одновременно комментировал полёт для иностранных гостей. В кабине несколько раз срабатывали сигналы системы предупреждения о близости земли (TAWS) и о шасси, но экипаж, не видя из-за густой облачности рельефа, счёл их ложными и отключил, чтобы они не мешали презентации.
В 14:32 самолёт на полной скорости врезался в склон вулкана Салак на высоте 1860 метров.
Место катастрофы на склоне горы Салак.
Поиски и расследование
Обломки были обнаружены лишь на следующий день. Все 45 человек на борту погибли. Расследование, проведённое индонезийским Национальным комитетом по безопасности на транспорте (NTSC), выявило целый комплекс причин:
- Недостаточная подготовка экипажа: Пилоты не прошли полноценный брифинг по особенностям горной местности. Штурман, присутствовавший на нём, плохо понимал английский. На бортовых картах не была обозначена гора Салак.
- Ошибки экипажа: Чрезмерное увлечение коммерческой презентацией в ущерб контролю за полётом. Игнорирование и отключение жизненно важных систем предупреждения.
- Человеческий фактор в диспетчерской службе: Перегрузка диспетчера, его ошибочное представление о типе воздушного судна и отсутствие контроля за соблюдением безопасной высоты в горном районе.
- Системные проблемы: Ошибка в системе распознавания воздушных судов, идентифицировавшей гражданский лайнер как военный самолёт.
Спасательные работы на месте катастрофы SSJ-100 у горы Салак в 2012 году.
Схема последнего полёта RA-97004, показывающая столкновение с горой.
Эпилог
Несмотря на эту и последующие трагедии, самолёты Sukhoi Superjet 100 продолжают эксплуатироваться. Крупнейшим оператором является российский «Аэрофлот» и его дочерние компании. SSJ-100 также летают в авиакомпаниях Казахстана, Таиланда и других стран. Катастрофа 2012 года стала горьким уроком, высветившим важность комплексной подготовки экипажей, чёткого взаимодействия со службами управления воздушным движением и недопустимости пренебрежения системами безопасности.
«Расследование авиакатастроф» в Telegram: https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Врезался в гору. Первая катастрофа Суперджета.