"Заклинившие двигатели" и посадка на бешеной скорости

13 апреля 2010 г самолет Cathay Pacific Airbus A330-342 готовился к вылету из аэропорта Джуанда в Сурабае, Индонезия, в Гонконг. На борту находились 309 пассажиров и 13 членов экипажа. Капитан Малкольм Уотерс, 35 лет, имеет 12-летний опыт работы в авиакомпании. Второй пилот Дэвид Хейхо, 37 лет, прослужил в Cathay Pacific три года и в Королевских ВВС Австралии — 11 лет.

та же доска

Вылет состоялся в 08:24 по местному времени. В начале набора высоты экипаж заметил колебания тяги обоих двигателей, при этом второй двигатель показал гораздо большие колебания. Однако остальные параметры работы систем двигателя остались в пределах нормы, и полет продолжился.

Примерно через полчаса после взлета, на высоте 12 000 метров, бортовой компьютер выдал сообщение об ошибке «ENG 2 CTL SYS FAULT», свидетельствующее о выходе из строя системы управления двигателем №2. Экипаж обратился в наземные службы за консультацией. Но поскольку все остальные параметры двигателя были в норме, было решено продолжить полет.

Однако через два часа, когда самолет приземлился в аэропорту Гонконга, система сообщила о более серьезном сбое: «ENG 1 CTL SYS FAULT» и «ENG 2 STALL». Последнее сообщение означает, что второй двигатель помпажился (остановка потока.

Помпаж двигателя – нарушение нормальной работы компрессора, при котором нарушается подача воздуха к лопаткам компрессора, что приводит к резкому снижению тяги двигателя.

Экипаж перевел двигатель 2 на режим минимальной тяги и увеличил тягу двигателя 1 до максимальной, чтобы компенсировать потерю мощности двигателя 2.

Через несколько минут на высоте около 2400 метров система снова сообщила о проблеме: «ENG 1 STALL», что означает помпаж двигателя №1. Экипаж объявил чрезвычайное положение «MAYDAY». Несмотря на попытки регулировки тяги двигателей, первый двигатель не смог снизить тягу ниже 74%, а второй двигатель имел самую низкую тягу - ниже 17%. Однако экипаж удержал самолет на курсе и продолжил полет в Гонконг.

Через одиннадцать минут самолет приземлился на взлетно-посадочной полосе на очень высокой скорости - 426 км/ч. Она превысила рекомендованную для этого типа посадочную скорость на 176 км/ч. Приземление сопровождалось сильным ударом о взлетно-посадочную полосу, после чего самолет подпрыгнул и снова поднялся в воздух, прежде чем снова удариться. Только один двигатель работает задним ходом, и его необходимо тормозить вручную. При приземлении был поврежден левый двигатель и разрушены пять из восьми шин основных стоек шасси. Однако самолет остался на взлетно-посадочной полосе.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

В ходе экстренной эвакуации всего пострадали 57 человек, 10 из них отправлены в больницу.

после приземления

Инцидент расследовала международная группа под руководством Департамента гражданской авиации Гонконга (HKCAD). В состав группы входят представители организаций по расследованию происшествий во Франции (BEA), Великобритании (AAIB), Индонезии (NTSC) и США (NTSB). Кроме того, к расследованию привлечены представители Airbus, Rolls-Royce и Cathay Pacific Airways.

самолет поврежден

Анализ двигателей показал, что их топливные системы были загрязнены сферическими частицами, идентифицированными как частицы сверхабсорбирующего полимера (SAP). Следователи пришли к выводу, что именно эти частицы стали причиной аварии. Загрязненное топливо, содержащее SAP, привело к тому, что оба двигателя потеряли управление тягой при приближении к Гонконгу.

Суперабсорбирующие полимерные частицы

Эти полимерные частицы вызывают засорение главного клапана системы подачи топлива в двигатель. Во время приземления в Гонконге клапаны оставались заблокированными в положении, соответствующем мощности двигателя, ранее зафиксированной дроссельной заслонкой. Этим объясняется неспособность экипажа изменять тягу двигателей на завершающих этапах полета. Дополнительные испытания показали, что все топливные системы самолета, включая баки и другие компоненты двигателя, были загрязнены этими частицами.

Суперабсорбирующие полимеры являются неотъемлемой частью фильтров-мониторов, установленных на заправочных станциях. Пробы топлива, собранные в международном аэропорту Джуанда, подтвердили наличие тех же частиц SAP. Расследование показало, что система трубопроводов аэропорта, используемая для дозаправки самолетов, недавно была расширена в рамках строительства новых отсеков для самолетов. Однако не все процедуры были соблюдены при вводе системы в эксплуатацию после расширения. Критическим фактором является попадание соленой воды в топливную систему. Это приводит к повреждению фильтра, в результате чего частицы SAP попадают в топливо.

монитор фильтра

После катастрофы Airbus A330 продолжил полеты. 8 сентября 2016 года с ним произошел еще один инцидент. Когда самолет с 295 пассажирами на борту стоял в аэропорту, служебный автомобиль пробил левый двигатель самолета. Несмотря на ущерб, обошлось без жертв и серьезных последствий. Последний полет самолета произошел 14 октября 2020 года, когда он был доставлен в США для хранения и последующей утилизации.

Экипаж полета австралийский пилот капитан Малкольм Уотерс и второй пилот Дэвид Хейхо неоднократно отмечались за службу, за решительные и профессиональные действия, позволившие самолету приземлиться в сложных условиях. Их сравнивали с пилотами рейса 1549 авиакомпании US Airways Чесли Салленбергером и Джеффри Скилзом, у которых в январе 2009 года вышли из строя оба двигателя. После аварии они успешно приземлились в реке Гудзон.

В марте 2014 года Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (IFALPA) наградила пилотов премией «Северная звезда» за мужество и высочайший уровень мастерства управления воздушным судном во время чрезвычайной ситуации, когда их действия предотвратили потенциальную катастрофу.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Пилот Авиация Самолет Полет в Аэропорту Авария Скорость Посадки Загрязнение Longpost 19

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Заклинившие двигатели" и посадка на бешеной скорости.