Советский военно-транспортный самолет Ан-12, выпущенный в 1963 году, изначально служил в военной авиации, перевозя грузы и десант. После 16 лет службы его, как и многие аналогичные машины, передали в гражданскую авиацию для хозяйственных нужд. Этот конкретный борт был модифицирован до версии Ан-12БП с увеличенной дальностью полета и служил в Якутском управлении гражданской авиации.

Военный Ан-12
Роковое решение на взлете
4 октября 1988 года самолет с грузом 15.5 тонн и шестью членами экипажа на борту вылетел из Тикси в Якутск с промежуточной посадкой в Батагае. Решение командира о взлете уже на этом этапе стало первой критической ошибкой. Он проигнорировал ключевые ограничения аэропорта Батагай: заход на посадку по приборам был возможен только с одного строго определенного направления. С противоположного курса, с которого экипаж планировал заходить, разрешалась только визуальная посадка. Однако погодные условия — как фактические, так и прогнозируемые — были ниже минимально допустимых для такого метода. Таким образом, полет изначально планировался с грубым нарушением действующих правил и нормативов безопасности.
Нарушения при заходе на посадку
В 22:40 экипаж начал снижение в аэропорт Батагай. Пилоты не проинформировали диспетчера о своем намерении выполнять заход по приборам, хотя полоса для этого не была оборудована. Диспетчерская служба, в свою очередь, дала разрешение на посадку, опираясь на расплывчатые формулировки местной инструкции.

Деревня Батагай. Фото: Данил Сигидин / Служба новостей ОАО «РАО Энергетические системы Востока
Во время снижения ситуация усугубилась. Диспетчер не осуществлял контроль за самолетом с помощью пеленгатора и, нарушая инструкцию, не передавал экипажу данные о пеленге.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Технические проблемы также сыграли свою роль: из-за неоптимального угла антенны радиолокационной станции аэропорта диспетчер физически не мог вести непрерывное радиолокационное наблюдение за Ан-12 на выбранной траектории.Фатальные ошибки в последние минуты
Экипаж, не изучивший как следует схему захода на посадку, значительно отклонился от предписанного курса. При этом пилоты передали на землю заведомо ложную информацию о своем местоположении и высоте, сообщив о выходе на предпосадочную прямую на 500 метрах. В реальности самолет находился на высоте 700 метров и летел под углом к посадочной траектории, что делало безопасное приземление невозможным.
Хотя в 22:58 диспетчер смог определить, что самолет сбился с курса и не сможет сесть, он не передал экипажу корректирующих указаний и не предпринял мер для исправления ситуации. Через минуту сработала сигнализация радиовысотомера, предупреждавшая об опасном сближении с землей. Вместо немедленного ухода на второй круг, как того требовали правила, командир экипажа проигнорировал сигнал и отключил его.
Трагический финал и выводы комиссии
В 23:00, в 25 километрах от аэропорта, Ан-12 на скорости врезался в горный склон на высоте 537 метров. Самолет полностью разрушился и загорелся. Все шесть человек на борту погибли.

На месте катастрофы

На месте катастрофы
Следственная комиссия установила, что катастрофа произошла из-за совокупности грубых нарушений со стороны как экипажа, так и наземных служб. Командир принял ошибочное решение о визуальном заходе в неподходящих условиях, экипаж нарушил схему посадки и передавал ложные данные, а также проигнорировал критически важную сигнализацию. Диспетчеры санкционировали такой заход без обеспечения должного радиолокационного контроля и не смогли скорректировать действия пилотов. Дополнительным фактором стали недостатки в организации полетов и инструкциях аэропорта Батагай.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Наземная мина] Гражданская Авиация Аэропорт Авиация Полет Самолет СССР Ран-12 Пилот Катастрофа Авиакатастрофа Якутия Длинная Почта 5Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Решение принималось в нарушение всех действующих правил" Крушение Ан-12 в Батагае.