Это продолжение серии публикаций. Ранее мы рассматривали историю корабля в десятой части.
Дракар: Корабль викингов и Вильгельма Завоевателя
На протяжении более пяти столетий викинги, которых часто называли «рыцарями открытого моря», наводили ужас на европейские побережья. Их легендарная мобильность и способность появляться в самых неожиданных местах стали возможны благодаря дракарам – истинным шедеврам кораблестроения своего времени.
Именно на этих судах скандинавские мореходы совершали свои дальние экспедиции. Им принадлежит честь открытия Исландии и южного побережья Гренландии. Примечательно, что они достигли берегов Северной Америки задолго до знаменитого путешествия Христофора Колумба. Устрашающие драконьи головы на форштевнях их кораблей были знакомы жителям Балтийского региона, Средиземноморья и даже далекой Византии. Вместе со славянскими дружинами викинги активно осваивали и Великий торговый путь «из варяг в греки», сыграв значительную роль в развитии торговых связей.
Главной движущей силой дракара был большой рейковый парус площадью от 70 квадратных метров. Его изготавливали, сшивая отдельные вертикальные полотнища, и богато украшали золотой тесьмой, изображениями гербов вождей или различными символами. Мачта, которую удерживали ванты¹ (крепления в поперечной плоскости) и штаги² (крепления в продольной плоскости), поднималась вместе с парусом. Борта корабля часто защищали и одновременно украшали ярко расписанные щиты воинов.
Уникальный и эстетически совершенный силуэт скандинавского судна стал узнаваемым символом эпохи. Для исторической реконструкции внешнего вида такого корабля ключевым источником послужил знаменитый гобелен из Байе. На этом вышитом полотне детально изображена высадка войск Вильгельма Завоевателя в Англии в 1066 году, включая и сами корабли.
¹ Ванты – это прочные тросы, которые крепят мачту и стабилизируют её в поперечной плоскости, не давая раскачиваться из стороны в сторону.
² Штаги – это прочные тросы, которые крепят мачту в продольной плоскости, обеспечивая поддержку спереди и сзади.
Это продолжение серии публикаций. Ранее мы рассматривали историю корабля в десятой части.
Также рекомендуем к прочтению: Нужна ли нам противотанковая артиллерия? Часть 2.
Венецианское грузовое судно (Неф)
Венецианское торговое судно, или неф, представляло собой полную противоположность изящным дракарам. Это был крутобокий, довольно неуклюжий на вид корабль, чей дизайн в первую очередь подчинялся практическим целям перевозки грузов.
Судно оснащалось двумя мачтами с латинскими (треугольными) парусами. Его наиболее заметной особенностью был массивный и высокий ахтеркастль (кормовая надстройка), который часто богато украшали резьбой. Для погрузки товаров использовался один люк в палубе и специальный вырез в борту, который позволял загружать товары прямо в твиндек – просторное межпалубное помещение.
Рулевое устройство оставалось консервативным и малоэффективным – судно управлялось с помощью двух больших рулевых вёсел, что было характерно для средиземноморского судоходства того периода и являлось шагом назад по сравнению с более совершенным рулём северных народов. Типичные размеры таких судов, которые также называли гатами, были впечатляющими: длина до 30 метров, ширина около 8 метров, а высота мачты могла достигать 25 метров.
Интересный культурный факт: именно такой корабль Уильям Шекспир описал в своей знаменитой пьесе «Венецианский купец». Кроме того, подобные вместительные суда часто брали в аренду (фрахтовали) участники Крестовых походов для транспортировки войск, лошадей и военного снаряжения на Ближний Восток.
Авторы иллюстраций: В. Дыгало, Н. Нарбеков. Автор текста: В. Дыгало.
Издательство «Изобразительное искусство», Москва, 1986 год.
Это продолжение серии публикаций. Ранее мы рассматривали историю корабля в десятой части.
Больше увлекательных материалов вы найдёте в специальном разделе.
Другие интересные статьи доступны здесь: Оружие.
Первоисточник статьи: Часть 11.