Гидропорт «Валёк»: норильское окно в Арктику и центр притяжения детства

В конце XX века в Норильске, несмотря на отсутствие интернета и компьютеров, детство было насыщенным и полным приключений. Помимо чтения книг или посещения кружков, у нас были свои, особые способы развлечься. Мы могли отправиться в заброшенное село Медвежка или в Талнах, где у местных старшеклассников можно было «купить» кирпич за рубль — отказ грозил неприятностями. Однако самой любимой и доступной вылазкой была поездка в гидропорт «Валёк».

Дорога к приключениям

В отличие от далекого аэропорта «Алыкель», куда путь на поезде занимал полтора часа, «Валёк» был рядом. Всего 20 минут на автобусе №105 от автовокзала — и мы на месте. В селе Валек находился одноименный профилакторий, где можно было поиграть в настольный теннис или бильярд, а одно время даже стояли игровые автоматы за 15 копеек. Но главной целью для нас, мальчишек, был именно воздушно-водный порт — аэропорт местных авиалиний.

Профилакторий «Валек» в 70-е годы.

Сердце местной авиации

Здание аэропорта было небольшим, двухэтажным, с диспетчерской башней. На первом этаже располагался крошечный зал ожидания, несколько скамеек и стойка регистрации с традиционными весами для багажа. В отличие от строго охраняемого «Алыкеля», здесь царила более свободная атмосфера, что иногда позволяло нам даже сфотографироваться рядом с вертолетами.

Ан-2В на воде, гидропорт «Валек», конец 1970-х годов.

Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Парк крылатых машин

Аэродромный парк состоял из вертолетов Ми-8, Ми-6 и знаменитых «кукурузников» Ан-2. Летом эти самолеты, оснащенные поплавками, взлетали прямо с реки Норилки. Зимой их переоборудовали на лыжи, и они садились на утрамбованный снег льда реки. Это было захватывающее зрелище.

Фото рядом с вертолетом Ми-6А на аэродроме «Валек» в 80-е годы.

Спустя десятилетия техника, конечно, не вечна. Тот же Ми-6А, что вызывал наш восторг, позже был замечен уже списанным.

Списанный Ми-6А в 2010-е годы.

Жизнь аэропорта и наши прогулки

Из «Валька» выполнялись рейсы в отдаленные поселки Таймыра: Снежногорск, Хатангу, Дудинку, Караул, Диксон. Самолеты и вертолеты доставляли грузы и людей в стойбища оленеводов, перевозили вахтовиков. В первой половине 80-х даже существовали «прогулочные» полеты над Норильском для всех желающих. Мы же, насмотревшись на технику, часто отправлялись в поход по льду Норилки, чувствуя себя настоящими полярниками.

Лыжная прогулка на льду реки Норилка у аэропорта, 1980-е.

Ан-2 на поплавках, 70-е годы.

Зимняя заправка Ан-2 на льду, 80-е годы.

Ан-2 на льду реки Норилки, 80-е годы.

Наши приключения у реки напротив аэропорта были неотъемлемой частью того времени.

На берегу Норилки напротив «Валька», 1980-е годы.

Источник: Этюды эпохи. Норильск, Валек, Самолеты, Гидросамолет, Арктика, Север, Вертолет, Гражданская авиация, Длиннопост.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Небольшой очерк про гидропорт "Валёк" в Норильске.