
Самолет Ил-18, известный под прозвищем «Интерлейкин 18», стал участником одной из самых страшных авиакатастроф в истории советской гражданской авиации.
Последний полет
31 августа 1972 года, в ясный и безоблачный день, пассажирский Ил-18В вылетел из Караганды в Москву. На его борту находились 9 членов экипажа и 93 пассажира, большинство из которых были студентами МГУ, возвращавшимися к началу учебного года. Среди них было 11 детей. Полет проходил штатно, пока через полтора часа после взлета, на высоте 7200 метров в 45 километрах от Магнитогорска, в салоне не началось сильное задымление.
Экипаж немедленно запросил экстренное снижение, сообщив диспетчерам о проблеме с багажным отделением и огромном количестве дыма. Получив разрешение на посадку в аэропорту Магнитогорска, пилоты начали маневр по снижению. Однако ситуация в салоне стремительно ухудшалась.
Борьба за жизнь и последние слова
Когда самолет снизился до 600 метров, диспетчер дал окончательное указание на заход. Экипаж подтвердил, но продолжил полет по прямой, не выходя на посадочный курс. В 10:15:32 с борта поступило новое, еще более тревожное сообщение: «В салоне было много дыма, очень большой». Спустя всего 47 секунд в эфире прозвучали отчаянные и прощальные слова: «Прощайте». Это была последняя радиопередача с Ил-18.

Салон самолета Ил-18. В подобной обстановке пассажиры и экипаж вели свою последнюю борьбу.
К этому моменту салон был полностью заполнен едким дымом, что вызвало панику. Люди в ужасе бросились в переднюю часть самолета, подальше от источника огня, что привело к критическому смещению центра тяжести и сильной перегрузке конструкции. Самолет начал терять управление, его высота и крен стали хаотично меняться.
Отчаянные маневры и катастрофа
Оказавшись опасно близко к земле, пилоты предприняли последнюю попытку спасти ситуацию. Они перевели двигатели на взлетный режим, убрали шасси и потянули штурвал на себя, заставив самолет с огромной перегрузкой уйти вверх. Но этот маневр лишь отсрочил неизбежное. Вскоре лайнер снова вошел в снижение, неуклонно набирая скорость.
В 10:19:33, всего через пять с половиной минут после ухода с курса, Ил-18 на скорости около 370 км/ч врезался в землю в районе поселков Смеловский и Покровка, в 23 километрах севернее аэропорта Магнитогорска, на границе Башкирской АССР и Челябинской области.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Удар был настолько сильным, что самолет полностью разрушился и сгорел. Все 102 человека на борту погибли.Расследование и шокирующие находки
Следственная комиссия, прибывшая на место трагедии, установила, что большинство пассажиров скончались еще в воздухе от отравления угарным газом. В живых до момента столкновения оставались лишь капитан, второй пилот и штурман, которые до последнего пытались управлять горящей машиной.
Осмотр обломков дал ключ к разгадке причин катастрофы. Во втором багажном отделении были обнаружены четыре пакета со взрывчатым веществом, семь сигнальных гильз и легковоспламеняющийся кристаллический порошок светло-серого цвета. Пожар, вспыхнувший в этом отсеке, привел к оплавлению тросов управления и выходу из строя бортовых самописцев. Огонь не вышел за пределы фюзеляжа, но выделил колоссальное количество густого, удушливого дыма, который быстро заполнил салон и кабину пилотов.

Кабина пилотов Ил-18. В подобных условиях экипаж пытался посадить горящий лайнер.
Следователи пришли к выводу, что непосредственной причиной катастрофы стал пожар во втором багажном отделении. Он привел к потере работоспособности экипажа из-за задымления, сделал невозможным визуальный полет и наблюдение за приборами. Наиболее вероятной причиной возгорания было признано срабатывание пиротехнических устройств или самовозгорание легковоспламеняющихся материалов в багаже. По одной из версий, опасный реагент мог провозиться в багаже преподавателя химического факультета МГУ, летевшего в Москву. Тушить пожар в воздухе было нечем — доступ в багажный отсек был возможен только с земли.
Горькие уроки трагедии
Магнитогорская катастрофа стала поворотным моментом в истории советской авиации. Она заставила кардинально пересмотреть подходы к безопасности:
- Конструктивные изменения: На самолетах Ил-18 был изменен доступ к багажным отделениям — теперь он стал возможен непосредственно из салона, что позволяло экипажу бороться с пожаром в полете.
- Ужесточение правил: Эта трагедия привела к полному пересмотру правил перевозки багажа и посадки пассажиров. С 1972 года досмотр багажа стал обязательным и гораздо более тщательным, а список запрещенных к перевозке предметов был значительно расширен.
Расследование авиакатастрофы в Telegram: https://t.me/rumayday
[Мой] Аэропорт Авиация Самолет Полет Инцидент Американская Социалистическая Республика Пилот Гражданской Авиации Магнитогорск Пожар Катастрофа Авиакатастрофа Длинный пост Минус 11
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Большой дым в кабине, очень большой... Прощайте" Крушение Ил-18 под Магнитогорском.