Вы когда-нибудь задумывались, как взвешивают огромные пассажирские самолеты? Это не просто техническая процедура, а важнейший этап технического обслуживания, от которого зависит безопасность полетов. Мне удалось лично наблюдать и заснять на видео процесс взвешивания самолета Boeing 737-800 на базе ремонтного и покрасочного комплекса S7 Technics в Минеральных Водах. Именно здесь проводят полное техническое обслуживание и перекрашивают самолеты, и после покраски лайнеры авиакомпании NordStar обязательно проходят процедуру взвешивания.

Boeing 737-800 авиакомпании NordStar Airlines в покрасочном ангаре перед процедурой взвешивания.
Зачем нужно взвешивать самолет?
Точное знание массы воздушного судна — это основа для расчетов его центровки, то есть распределения веса. От этого напрямую зависят допустимая коммерческая нагрузка (пассажиры и багаж) и необходимый запас топлива. В авиации каждый килограмм имеет значение для экономики и безопасности полета. Хотя вес самолета известен при выпуске с завода, в процессе эксплуатации он может меняться. Например, после покраски: старый слой краски и грунтовки полностью удаляется, а наносится новый. Необходимо точно оценить, как изменился вес конструкции после этих работ.

Как взвесить десятки тонн? Технология взвешивания
Очевидно, что поднять многотонный лайнер на обычные весы невозможно, а создание гигантской платформы-весов было бы крайне сложной задачей. Инженеры нашли остроумное решение: самолет взвешивают одновременно с помощью нескольких высокоточных приборов.
Под каждую стойку шасси подкатывают специальные тележки, напоминающие мощные автомобильные домкраты, но работающие на сжатом воздухе (пневмоподъемники). С их помощью самолет аккуратно приподнимается над землей.

Каждая такая тележка оснащена датчиками, измеряющими силу (реакцию опоры), с которой шасси давит на нее. Все данные в реальном времени передаются на компьютер, который суммирует показания со всех точек.

Для исключения погрешностей и получения максимально точного результата взвешивание повторяют несколько раз. На экране отображается вес в фунтах — это стандартная практика в авиации. Так, вес этого Boeing 737-800 без топлива, пассажиров и багажа составил 90 740 фунтов, что равно 41 158 килограммам.

Результаты и значение процедуры
Интересно, что после покраски вес самолета может не увеличиться, а даже уменьшиться. В данном случае он стал легче примерно на 50 килограммов. Это происходит не из-за экономии краски, а потому что за годы эксплуатации на поверхности накапливаются слои загрязнений, которые сложно удалить обычным способом. При полной перекраске они снимаются вместе со старым покрытием. Кроме того, могут применяться более современные и легкие лакокрасочные материалы.
Полученные данные о новом весе самолета вносятся в его техническую документацию. В дальнейшем эти цифры являются основой для всех расчетов при планировании рейсов: определения количества пассажиров и багажа, расчета необходимого топлива и обеспечения правильной центровки.
Мой Дзен-канал: ЖЖитель: Путешествия и Авиация
Хочу знать все об авиации и гражданской авиации, самолетостроении и весовом контроле. Длинный пост.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Как взвешивают самолеты?.