Ад на море: как британский флот разгромил итальянцев у мыса Матапан

Италия — страна, казалось бы, созданная для наслаждения жизнью: тёплый климат, море, горы, изысканная кухня. Возникает вопрос: зачем её жителям воевать? Однако история показывает, что амбиции часто берут верх над здравым смыслом. Вместо того чтобы наслаждаться макаронами и Кьянти, Италия вступила во Вторую мировую войну, будучи к ней совершенно не готовой. Это особенно ярко проявилось в действиях её военно-морского флота.

К началу Второй мировой войны итальянский флот, на бумаге, выглядел внушительно: 4 линкора, 7 тяжёлых и 14 лёгких крейсеров, десятки эсминцев и подводных лодок. Однако боевой дух и подготовка экипажей оставляли желать лучшего. Первые же операции, такие как неудачное вторжение в Грецию в октябре 1940 года и разгром в Таранто, где британская авиация серьёзно повредила итальянские линкоры, показали слабость и нерешительность итальянского командования. Италии срочно нужна была громкая победа для поднятия престижа.

Провальная операция и роковая встреча

В марте 1941 года итальянское командование, желая доказать свою ценность союзнику — Германии, спланировало операцию по перехвату британских конвоев у Крита. 26 марта эскадра под командованием адмирала Анджело Якино вышла в море. В её составе были новейший линкор «Витторио Венето», шесть тяжёлых крейсеров, два лёгких крейсера и 13 эсминцев. Однако элемент внезапности был утерян: британская разведка засекла выход кораблей.

Британский Средиземноморский флот под командованием опытного адмирала Эндрю Каннингема вышел на перехват. Утром 28 марта лёгкие крейсера британского авангарда под командованием вице-адмирала Придхэма-Уиппела неожиданно наткнулись на превосходящие силы итальянцев. Несмотря на явное преимущество в огневой мощи, итальянские тяжёлые крейсера действовали робко и не смогли уничтожить более слабый британский отряд, который успешно отступил, наведя на противника основные силы Каннингема.

Анджело Якино (второй слева)

Погоня и первый удар

Каннингем, объединив силы, начал преследование. Ключевую роль сыграла палубная авиация с британского авианосца «Формидебл». После нескольких атак торпедоносцам удалось попасть в «Витторио Венето», который временно потерял ход. Хотя линкор удалось починить, эскадра замедлила движение, позволив британцам приблизиться. Адмирал Каннингем решил нанести решающий удар с наступлением темноты.

Вечерняя атака торпедоносцев не нанесла новых повреждений линкору, но одна из торпед попала в тяжёлый крейсер «Пола», полностью лишив его хода и энергии. Это попадание стало роковым. Адмирал Якино, полагая, что основная угроза миновала, приказал 1-й дивизии крейсеров («Зара», «Фиуме») в сопровождении эсминцев вернуться для оказания помощи «Полу». В этот момент он не знал, что вся мощь британского флота уже нависла над ним в ночной темноте.

Генри Придэм-Уиппл (крайний слева)

Ночной кошмар у мыса Матапан

Пока основная часть итальянской эскадры уходила, группа кораблей, посланная помочь «Поле», двигалась прямо в ловушку. Британские линкоры, оснащённые радарами, идеально контролировали ситуацию, тогда как итальянцы шли вслепую. Около 22:30 британские корабли, выстроившись в линию, оказались параллельно итальянской колонне на расстоянии всего в несколько километров — идеальная дистанция для артиллерийского расстрела.

В 22:27 британский эсминец осветил прожекторами итальянские крейсеры. Для экипажей «Зары» и «Фиуме» это стало шоком. Следующие мгновения стали для них адом. Линкоры «Вэлиант» и «Уорспайт» открыли шквальный огонь из орудий главного калибра (381 мм) практически в упор. Броня итальянских крейсеров не была рассчитана на такие удары. «Фиуме» был буквально разорван снарядами и затонул одним из первых. «Зара», объятая пламенем, превратилась в неподвижную мишень.

В последовавшем хаосе британские эсминцы довершили разгром, добивая повреждённые корабли торпедами. Эсминцы «Витторио Альфьери» и «Джезу Кардуччи» также были потоплены. Неподвижный «Пола», который изначально и стал причиной трагедии, был обнаружен уже после боя и также отправлен на дно торпедами, чтобы не рисковать при захвате трофея с приближением рассвета.

Лёгкий крейсер «Аякс»

Итоги сражения и его значение

Битва у мыса Матапан, завершившаяся 29 марта 1941 года, стала катастрофой для Италии. За несколько часов были потеряны три современных тяжёлых крейсера («Зара», «Фиуме», «Пола») и два эсминца. Погибло около 2400 итальянских моряков, ещё более тысячи попали в плен. Потери британцев были символическими — один сбитый торпедоносец.

Это сражение наглядно продемонстрировало ключевые причины поражения итальянского флота:

  1. Отставание в технологиях: Британцы в совершенстве использовали радар, что давало им решающее преимущество в ночном бою. Итальянцы же действовали вслепую.
  2. Слабая подготовка: Итальянский флот был не готов к ночным действиям и сложным манёврам, в отличие от регулярно тренировавшихся британцев.
  3. Неэффективная разведка и связь: Адмирал Якино отправлял корабли на помощь, не имея данных о расположении главных сил противника.
  4. Отсутствие палубной авиации: У Италии не было авианосцев, что делало флот уязвимым для атак с воздуха и лишало его возможности вести эффективную дальнюю разведку.

Адмирал Каннингем, проявив благородство, передал координаты места боя, чтобы спасти выживших итальянских моряков. Многие были подобраны госпитальным судном и греческими кораблями.

Эсминец «Витторио Альфьери»

Разгром у мыса Матапан нанёс сокрушительный удар по боевому духу итальянского флота. Доверие к собственным тяжёлым кораблям было подорвано. Итальянский флот так и не оправился от этого поражения до конца войны, предпочитая избегать решительных столкновений с британским флотом. Эта битва вошла в историю как один из самых ярких примеров того, как технологическое превосходство и грамотное командование могут привести к сокрушительной победе даже при формальном равенстве сил.

Корабль-госпиталь «Градишка» встречает итальянских моряков на мысе Матапан

Статья основана на исторических материалах и ранее публиковалась в сообществе, посвящённом военной технике и истории.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Как узнать, как выглядит ад….