Да, именно так звучит Италия. Яркий, красивый и теплый. А если серьезно, то у жителей этой страны, наверное, есть все, чтобы быть довольными: теплый климат, красивое море, горы, фрукты, музыка... Казалось бы, зачем итальянцам воевать? Нет, будет другой, которому не дадут спать по следам римских легионов…
Никого не смущает, что Рима и римлян давно уже нет, а современные итальянцы вовсе не латиняне факт. Но я хочу соответствовать. Вместо того, чтобы наливать себе тарелку макарон, возьмите с собой горсть оливок и, конечно же, глиняный бокал Кьянти — и никакой войны вам не понадобится.
История восходит к началу Второй мировой войны. Когда выяснилось, что Италия совершенно не готова к войне. Да, многие страны были, мягко говоря, не готовы к войне, но Италия была страной особенной, как показывает сама история участия страны в той войне.
Вообще говоря, по-итальянски это «La donna è mobile, qual piuma al vento, muta d’accento — e di pensiero».
Но итальянцы собрали большие силы и пошли войной. Мне очень хотелось еще одного кусочка европейского пирога. Работает из Греции, Югославии, Болгарии.. хотя сами болгары могут кого угодно сильно укусить.
У итальянцев был флот. Очень хорошо для той эпохи, но... 4 линкора, 7 тяжёлых крейсеров, 14 лёгких крейсеров, 59 эсминцев, 69 эсминцев, 110 подводных лодок. Достраиваются еще четыре линкора.
Но можно сказать, что психическое состояние командования и экипажа ВМФ ниже среднемирового уровня. Дальнейшие события также доказали это.
28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции и начала вторжение. Но не получилось, так как греки очень не хотели быть завоеванными, а просто обманули итальянцев и выгнали их со своей территории. Ситуация в Северной Африке не намного лучше. Там в рамках контрнаступления англичане нанесли серьёзный удар по итальянской армии. Немцам пришлось вмешаться…
Немецкие войска начали подготовку к захвату Греции и начали отправлять помощь в Африку. Положение Италии постепенно стабилизировалось, но союзники потребовали от Италии реальных действий в Средиземноморье. Сначала - кораблями, поскольку британский флот хорошо сопротивлялся в том же мальтийском районе.
Чтобы показать свою ценность и верность идеалам союзников, итальянский флот мог атаковать британский флот со слабым эскортом или организовать свой собственный флот на островах Додеканес с усиленной охраной. Мальта может подвергнуться нападению. В целом мощному и современному итальянскому флоту есть где себя проявить.
Но первыми появились англичане и 12 ноября 1940 года в Таранто дали итальянцам унизительную пощечину. Один линкор был потоплен, два получили повреждения. И все это делается с помощью двух десятков самолетов на борту единственного британского авианосца.
В целом итальянскому флоту нужна была победа, а итальянской пропаганде нужна была большая победа.
Как говорится, итальянцы зашевелились. Число подводных лодок вокруг Крита увеличилось, а крейсеры и эсминцы стали чаще покидать свои базы. Немцы это оценили и пообещали поддержку 10-й воздушной армии, но при этом жестоко пошутили, сообщив о потоплении двух британских линкоров в районе Крита. Это ложь.
Планировалась совместная операция по перехвату британского конвоя. Итальянская сторона обеспечивала корабельное и истребительное прикрытие в районе Крита, тогда как немецкая сторона обеспечила участие лишь 10 военно-воздушных сил на всем маршруте. Были даже совместные учения ВВС Германии и ВМС Италии.
Вечером 26 марта итальянские корабли вышли в море. Эскадру возглавил адмирал Анджело Якино.
Анджело Акино (второй слева
В состав эскадры входили линкор «Витторио Венето», 6 тяжелых крейсеров («Трент», «Триест», «Больцано», «Пола», «Зара», «Фиуме»), 2 легких крейсера («Дукаделли Абруцци» и «Джузеппе Гарибальди») и 13 эсминцев.
Пункт сбора находится недалеко от острова Гавдос. Туда должны были прилететь и самолеты Люфтваффе, но что-то пошло не так. Немецкая авиация не прибыла, хотя в этом месте должны были пройти совместные учения.
Но прибыл офицер британской разведки Сандерленд. Судя по разведывательной обстановке, были замечены только 3-я дивизия, «Тренто», «Триест», «Больцано» и три эсминца. Линкоры и другие корабли не «горели». Однако элемент неожиданности отсутствует.
Затем прибыл британский адмирал Эндрю Каннингем.
Один из самых ярких флотоводцев той войны. Каннингем понял, что итальянцы вышли в море не просто так, и рассчитал греческую угрозу флоту. Британский штаб решил, что итальянские линкоры должны располагаться где-то поблизости.
В целом в море находился только один флот, направлявшийся в Пирей, и один флот, готовившийся покинуть Пирей. Каннингем решил, что конвой — хорошая приманка, и повел свои корабли в море.
В состав отряда Каннингема входили авианосец «Эндюранс», линкоры «Уорспайт», «Бархэм», «Валиант», легкие крейсеры «Перт», «Аякс», «Глостер», «Орион» и 16 эсминцев. Легкий крейсер и четыре эсминца плыли раздельно под командованием вице-адмирала Придэма Уиппера и должны были дойти до места встречи самостоятельно.
Генри Придэм-Уиппл (крайний слева
Так случилось, что на рассвете 28 марта соединение Придэма-Уиппла, первоначально предназначавшееся для встречи с эскадрой Каннингема у острова Гавдос, перелетело на всю итальянскую эскадру. Интересно, что итальянцы и британцы открыли друг друга примерно в одно и то же время. Но итальянцы поверили пилотам Витторио Венето и Больцано, а англичане посчитали, что показания «могучего» разведчика ошибочны.
Поэтому для британцев было своего рода шоком, когда флагманский легкий крейсер «Орион» заметил итальянские корабли в 7.45. Позже Италия нашла Англию со счетом 7,58.
Разумеется, британский лёгкий крейсер со 152-мм орудием мало что мог соперничать с итальянским тяжёлым крейсером с 203-мм орудием. У итальянцев дальность была больше. Да и цифры были не в пользу англичан: у итальянцев было 6 тяжёлых крейсеров и 2 лёгких крейсера, а у англичан — 4 лёгких крейсера.
Для Придэма Уиппера было обычным делом отдать приказ об отступлении, и британские корабли развернулись и начали отступать. Итальянцы открыли огонь по идущему за ним «Глостеру» примерно с 25 километров, при этом корабль находился вне досягаемости огня британской артиллерии. Через некоторое время передовой отряд под командованием адмирала Сансонетти повернулся к основным силам. Британцы последовали за ними, не подозревая, что они подверглись атаке со стороны Витторио Венето».
Когда адмирал Акино понял, что происходит, он повернул свои основные силы на восток, нацелившись на британцев. План состоял в том, чтобы втиснуть британский отряд в «клещи» между отрядом Сансонетти и основными силами Акино.
В 10:50 британцы заметили основные силы, и «Витторио Венето» почти сразу открыл огонь из своих главных орудий. 381-мм снаряды представляли большую опасность для британских кораблей, поэтому Придэм-Уиппл снова приказал отступить.
Здесь его отряд выручили торпедоносцы с «Грозного», атаковавшие Витторио Венето в 11:15. Все торпеды промахнулись, но итальянцы, отвлеченные крейсерами, уклонились от торпед, и в конце концов британские крейсеры скрылись.
В целом действия итальянского флота в битве при Гавросе можно оценить как робкие и нерешительные. Британский отряд Придэма-Уиппла мог быть уничтожен только итальянскими тяжелыми крейсерами без привлечения линкоров. Но несмотря на полное превосходство итальянских кораблей в скорости и вооружении, реализовать это итальянцы оказались совершенно не в состоянии.
Британцы теперь точно знали, кто был до них. Каннингем решил атаковать, и не просто атаковать, а атаковать в максимально возможной степени.
Каннингем присоединился к крейсерам и эсминцам Придхэма Виппера и повел свои корабли на перехват итальянской эскадры. Целью было уничтожить Витторио Венето».
Самолеты с «Грозного» «вели» итальянскую эскадрилью и остановить их не смогли. Люфтваффе никогда не участвовало в войне. Когда итальянские корабли оказались в пределах досягаемости британских наземных бомбардировщиков с греческих аэродромов, Бленхейм поднялся в небо и атаковал линкоры. Действительно, результатов нет.
Но эти бомбардировщики отвлекли внимание от торпедоносцев HMS Formidable, которые смогли подойти на расстояние удара и сбросить торпеды, одна из которых попала в линкор. Это удалось сделать экипажу командира эскадрильи Далила-Стида. Альбакор командира был сбит, экипаж погиб.
Однако свою задачу торпеда выполнила. Линкор потерял ход, но ремонтная бригада смогла его вернуть.
Но эскадра замедлила ход, и британцы приблизились на расстояние 50 миль. Каннингем решил дождаться ночи и атаковать в сумерках.
Через пятнадцать минут после захода солнца британские торпедоносцы пошли в атаку. Экипаж из двенадцати 90-мм пулеметов, 20 37-мм пулеметов и 32 20-мм пулеметов Витторио Венето создал море огня при проходе «Альбакора» и «Суордфиша». Прожекторы, дым, стрельба из всех орудий…
Атака началась в 19.25, в 19.45 результатов не было. Линкор остался невредимым. Кроме того, «Витторио Венето» смог увеличить скорость до 19 узлов и вся эскадра начала отходить в сторону базы.
Всего через полчаса Акино узнал, что не все торпеды промахнулись.
В 19:46 торпеда «Альбакора» лейтенанта Уильямса попала в район кормовой переборки правого машинного отделения «Пола». Все генераторы вышли из строя, и корабль остался полностью обесточенным.
В 20:18 Яно отдал приказ 1-й крейсерской дивизии вернуться и оказать помощь поврежденным крейсерам. «Зара», «Фиуме» и четыре эсминца вернулись на поиски «Пола», а вся эскадра Каннингема была мобилизована.
В то же время остальная часть эскадры Акино наконец-то вышла из-под контроля англичан и после успешного маневра скрылась во тьме.
В 20:14 на экране радара крейсера «Орион» появился маркер стоящего корабля примерно в 6 милях впереди. Придэм-Уиппл определил, что найденный корабль был поврежденным итальянским линкором. Заметив поврежденный корабль, Придэм-Уиппл решил обойти его с севера и продолжить поиск оставшихся кораблей противника.
В 21:55 «Аякс» обнаружил с помощью радара еще три корабля. Британцы считали это своими эсминцами и оставили все по-прежнему. Отряд продолжал сближение с итальянской эскадрой. Якобы для того, чтобы сблизиться.
Легкий крейсер «Аякс»
Среди них были линкор, флагман HMS Warspite (с Каннингемом и его командой на борту), HMS Barham и HMS Valiant, авианосец HMS Formidable, эсминец ближнего действия HMS Greyhound, HMS Lion The Eagle, Stewart и Хаос. Группа крейсеров расположена восточнее.
При поступлении данных о цели на радар от «Аякса» объявляется боевая тревога. Эсминцы двинулись вперед, а авианосец приготовился оторваться от основного строя, как только получит сигнал.
В 22:03 оператор РЛС линкора «Валиант» также заметил в 8-9 милях отметку, указывающую на неподвижный корабль. В 22:23 эсминец USS Stuart подал сигнал тревоги. Прямо впереди, по левому борту, путь группы пересекли шесть неопознанных судов: два больших судна и четыре судна меньшего размера.
Это отряд итальянской 1-й дивизии тяжелых крейсеров и 9-й флотилии эсминцев, отправленный на помощь крейсеру «Пола».
Впереди эсминец «Витторио Альфьери», за ним следовали тяжелые крейсеры «Зара» и «Фиуме», эсминцы «Хесус Кардуччи», «Винченцо Гиберти» и «Альфредо Ориани». Замыкал колонну номер».
Всего на площади находилось семь итальянских кораблей, а о присутствии британской эскадры даже не подозревалось. Говоря о преимуществах радара…
Каннингем быстро сориентировался и приказал держать курс параллельно итальянскому маршруту. Орудия британского линкора были нацелены на итальянский корабль…
В 22.27 эсминец «Грейхаунд» включил прожектор, осветив Зару, Фиуме и Витторио Альфьери. Для итальянцев, не знавших о британских кораблях, это стало весьма неприятным сюрпризом.
Варспайт и Валиант открыли огонь по Фиуме почти в упор. Какая дальность боя в километрах у Линкора 3 (Warporn) и 4 (Valiant)? Использовались как основной калибр 381 мм, так и противоминный калибр 152 мм.
Итальянцы узнали, как выглядит ад…
«Фиуме» потерял скорость и загорелся, 381-мм «чемодан» оторвал заднюю башню от погонов. Снаряды линкора буквально разрывали борта Фиуме, а броня Фиуме просто не была рассчитана на подобные испытания. Крейсер начал набирать воду и крениться на правый борт.
В целом, действия британской артиллерии в этом бою заслуживают самой высокой оценки.
Варспайт в течение минуты произвела два залпа по Фиуме, а затем переместила свои пулеметы, чтобы дать третий залп по Заре. Артиллеристы «Валианта» часто вели огонь по обоим крейсерам одновременно. Передняя башня открыла огонь по Фиуме, а задняя — по Заре. И стреляют отлично! Пять залпов за три минуты – какая роскошь!
Фиуме затонул в 23:15, примерно через 45 минут после начала конца света по-британски...
Далее в дело вступает «Бархэм», которому поначалу мешают «мощные».
Когда авианосец оторвался от общего строя, «Бархэм» первым делом приготовился обстрелять «Пола» и осветил «Пола» прожектором. Но затем в центре внимания оказался эсминец «Витторио Альфиери», и на него переориентировали артиллерийский огонь Бархэма. Воздействие снарядов линкора на эсминец с расстояния в 3 километра описывать вообще не стоит. Англичане атаковали, и не раз…
Впоследствии артиллерия Барема передала свою огневую мощь на «Зару» и произвела по ней еще шесть залпов…
«Зара» загорелась, накренилась, потеряла скорость и управление. Эсминец «Витторио Альфьери» дрейфовал за ним, как бесполезный труп».
Стоит отметить, что британские эсминцы также систематически подвергались атакам линкоров, но особых повреждений и жертв не было причинено.
Итальянский эсминец, следовавший за отрядом, невредимый развернулся и начал отходить под прикрытием дыма. Грейхаунд и Гриффин последовали за ними, но итальянцам удалось уйти.
«Стюарт» и «Шоквейв» намеревались уничтожить итальянские корабли. «Стюарт» выпустил торпеду по «Заре» и попал в одну. Затем эсминец слегка выстрелил по «Заре» и успокоился.
Следующим номером шоу стал «Витторио Альфьери», который был в очень плохом состоянии, горел и не мог двигаться. В 23:15 эсминец затонул.
Эсминец Витторио Альфьери
Кроме того, итальянский эсминец успел отклониться от курса и вновь столкнулся с британским эсминцем, уничтожавшим крейсер. «Стюарт» произвел два залпа, вероятно, по «Хесусу Кардуччи», но промахнулся. Итальянцы ответили взаимностью, но тоже промахнулись.
«Хавок» выпустил по «Кардуччи» четыре торпеды, поразив одну. Завязалась тесная перестрелка, и в 23.30 «Кардуччи» затонул.
«Альфредо Ориани» и «Винченцо Джоберти» смогли уйти.
В 23:45 эсминец «Хавок» обнаружил «героя на месте» крейсера «Пола», который все еще стоял спокойно и неподвижно. Эсминец произвел по крейсеру несколько залпов и устроил пожар.
Но прежде чем решить, что делать с «Полом», мы решили сначала разобраться с «Зарой». Пять торпед, выпущенных эсминцем, потопили «Зару» на дно моря. Это произошло в 2.40.
Они хотели «Пола» в качестве приза. На британских эсминцах места для пленных итальянцев не нашлось, так что трофей не помешал бы. Но близится рассвет, и вполне вероятно появление Люфтваффе. Поэтому мы решили не брать добычу, эсминец «Нубийский» выпустил по крейсеру две торпеды, и «Пола» там закончила свой путь. 4.03 «Пола» затонула.
Англичанин отправился домой, но Каннингем все время оставался джентльменом. Итальянскому командованию была отправлена рентгенограмма с координатами места, оставленного итальянскими моряками, не желавшими сдаваться и оставаться в воде. На помощь им прибыло госпитальное судно, которое спасло из воды 13 офицеров и 147 матросов. Греческие корабли также спасли итальянцев и еще 110 человек.
Корабль-госпиталь «Градишка» встречает итальянских моряков на мысе Матапан
Удивительный бой. Три тяжелых крейсера и два эсминца затонули на дно моря. Около 3000 итальянских моряков погибли и более тысячи попали в плен. Потери англичан - один торпедоносец.. три экипажа все.
Битва у мыса Матапан показала, что методы разведки итальянского флота не выдерживают критики. Фактически Акино действовал вслепую, посылая корабли на помощь «Полу», не зная, где в тот момент находились британские корабли.
радар. Англичане в совершенстве освоили этот весьма полезный инструмент и с его помощью получали преимущество ночью и в сложных погодных условиях. А вот для англичан радар был вполне освоенной темой и устанавливался даже на эсминцы. В результате англичане увидели врага, а вот итальянцы догадались о оливковой яме.
Применение морской авиации. Да, после этого сражения итальянцы начали предпринимать шаги по созданию собственной морской авиации, но сделать ничего, конечно, не успели.
Итальянский флот оказался неподготовленным к ночным боям, тогда как британский флот регулярно проводил ночные боевые маневры. Меньше парадов, больше сражений – именно этот девиз Муссолини следовало бы взять на вооружение.
Сражение у мыса Матапан не только ослабило боевой дух итальянского флота, но и поставило под сомнение концепцию использования тяжелых кораблей, линкоров и крейсеров. Таким образом, в аду итальянских кораблей сгорело доверие Италии к своему флоту. Итальянцы так и не оправились от этого поражения до конца войны.
Получил это здесь
Пожалуйста, простите меня за публикацию, возможно, не в профессиональном сообществе, но это, похоже, техническая, историческая вещь. Если модератор сообщества не согласен с моим мнением, удалите его из сообщества. Пост старый, но ему уже три года, он был удален с согласия правительства Пикабу и опубликован повторно, чтобы больше людей могли его увидеть и прочитать.
Военная техника военная история Вторая мировая война корабли линкоры крейсеры эсминцы сражения длинные посты 20Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Как узнать, как выглядит ад….