"Не выводи меня из себя!" Катастрофа Ту-204 во Внуково

Аэропорт Пардубице, Чехия
11:10
29 декабря 2012 г

Самолет Ту-204 компании Red Wings готовится к паромному перелету в Москву. Раньше он возил российских туристов в Чехию, а теперь возвращается на родину только с экипажем.

Всего их было восемь. Капитаном самолета был 58-летний Геннадий Дмитриевич Шмелев. Очень опытный пилот. Ранее он летал на самолетах Ан-2 и Ту-154. За свою карьеру он налетал около 15 000 часов, из них 3 000 на Ту-204. Вторым пилотом стал 58-летний Евгений Иванович Асташенков. Его также считали первоклассным пилотом. Он налетал 10 000 часов, но из них только 600 часов пришлось на Ту-204. Бортинженером был 54-летний Игорь Николаевич Фисенко. Я налетал почти 11 000 часов, но на Ту-204 с 5 бортпроводниками в салоне всего 1600 часов. Всем около 30 лет.

После двухчасового полета самолет прибыл в аэропорт Внуково в 16:00.

Тот же Ту-204 борт RA-64047

При подготовке к посадке было решено, что управление самолетом будет осуществлять капитан, а управление приборами и радиосвязью - второй пилот. Во время недавнего рейса того же экипажа в Чехию капитан Геннадий Шмелев неоднократно использовал в своей речи ненормативную лексику. Теперь, во время спуска над Москвой, он нервировал свой экипаж обильной руганью.

Диспетчер дал команду экипажу снижаться по режиму «Ивановское 19 Альфа». Шмелев был очень недоволен тем, как второй пилот общался с землей. Командир продолжал его ругать и делать громкие комментарии. В результате Асташенков стал больше нервничать и совершать ошибки. Например, у него возникли проблемы с вводом диспетчерских данных в бортовой компьютер. Увидев это, Шмелев потерял контроль и попытался ввести эти данные сам.

2П: Это наша «Альфа», и я думаю, ты наберешь «Браво.
КВС: Это «Браво», блин?
2П: Это Браво».
Картина: Бля, сука!
2П: Может, через Ивановское? Просто это…
Изображение: Это... Виа Ивановское, Виа Ивановское, блин.
КВС: Другого блина быть не может, есть один черт, а он.. он, черт мать!
образ: Что за посадочная площадка, м...т...Мама, если это Альфа, то, м...ф...за это, м...ф.

Аэропорт Внуково

Судя по всему, экипаж не был знаком с указанными процедурами захода на посадку. Действия и комментарии командира лишь усугубили и без того напряженную ситуацию.

В ходе предпосадочной подготовки капитан определил, что ожидаемая скорость на маршруте руления составляет 210 км/ч, при этом отметив, что необходимо поддерживать скорость 230 км/ч. Спуск осуществлялся в директорном режиме с выключенным автоматом тяги. Требуемую скорость полета 230 км/ч Шмелев должен был поддерживать самостоятельно. Ему было очень тяжело, скорости постоянно прыгали в диапазоне 220-275 км/ч. Кроме того, снижение тяги двигателей часто приводит к быстрой потере скорости, что сразу замечают второй пилот и бортинженер:

Б:220.
КВС: Ну, молчи, блин.
Б: (нрзб).. скорость!
Б: 230 скорость.
2П: Ну это быстрее (нрзб).
Б: 220, 220 скоростей.
КВС: Игорь, ты опять орешь, не зли меня!

В кабине нет настоящего лидера. Командира совершенно не волновали советы экипажа.

D: ВПП 19, сила ветра 280°, 8 м/с, порывы до 15 м/с, видимость 10 км, облачность, нижняя граница 720 метров, коэффициент сцепления ВПП 19 -0,50.

При снижении по глиссаде капитан не смог выдержать необходимую заявленную скорость, а скорость бокового ветра вдвое превысила предписанные лайнеру пределы посадки. Другими словами, заход на посадку долгое время был нестабильным и экипажу пришлось прервать полет и уйти на второй круг. Но командир этого не делает. Пассажирский самолет пролетел над ближайшим радиомаяком на высоте 50 метров и преодолел порог взлетно-посадочной полосы 19 на заданной высоте 15 метров и скорости 260 километров в час.

В 16:31 Ту-204 приземлился на взлетно-посадочной полосе 19 аэропорта Внуково. Посадочная площадка находится в 1000 метрах от конца взлетно-посадочной полосы. Спойлер не освобождался автоматически после касания крыла, а у бортинженера не было управления или ручного освобождения. На самом деле самолет не был прижат к земле и как будто «летел» по взлетно-посадочной полосе.

Через три секунды после приземления носовая стойка опустилась и сжалась. В это время КВС нарушил инструкцию и перевел ручку управления реверсом в режим «максимальный реверс» вместо перехода в промежуточное положение «малый реверс», указанное в руководстве по летной эксплуатации. При этом командир нажал на педаль, но поскольку контакт был очень мягким, никакого сигнала сжатия от правой колонки в это время не поступало. Из-за слабого сцепления колес шасси с поверхностью взлетно-посадочной полосы тормозной эффект невелик. Фактически для торможения используются только колеса левой стойки.

Кабина Ту-204

Через восемь секунд после приземления скорость упала до 200 км/ч, но вскоре снова начала увеличиваться.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

После включения «максимального реверса» бортинженеры сообщили, что реверс фактически не работает. А вот о Перехватчике Фисенко так и не вспомнил. Самолет продолжал рулить по взлетно-посадочной полосе, увеличивая скорость. Первый офицер заметил увеличение скорости и спросил:

2P: Ты готов взлететь?

За 8 секунд работы реверса на максимальном режиме скорость самолета возросла до 240 км/ч. Экипаж не понимал, что происходит. Их этому не учат. На эмуляторе это сделать невозможно.

Б: Включи реверс, реверс!

Пытались затормозить, снова и снова включая задний ход, но не получалось, скорость продолжала увеличиваться. Никакого одновременного сжатия основных стоек шасси за это время не произошло, а в нескольких случаях самолет даже полностью выходил за пределы взлетно-посадочной полосы. Скорость на этом этапе 230-240 км/ч.

Экипаж снова перевел рычаг управления реверсом (RCL) в режим «максимальный реверс», а затем в режим «минимальный реверс». Однако, как и в предыдущем случае, выворота обратной створки не происходит. Перемещение рулевого колеса в положение «Максимальный задний ход» вызовет кратковременное увеличение работы двигателя. За 200 метров до конца взлетно-посадочной полосы капитан на скорости 230 км/ч крикнул бортинженеру:

рисунок: Выключите (нрзб), заглушите двигатель!
Б: Давай.
БИ: Выключи это.
Картина: Выключите двигатель!
БИ: Выключи это!
Б: Выключи это!
Картина: Подожди!
Изображение: Оставьте это в покое!

последствия катастрофы

В 16:32 Ту-204 на скорости 215 км/ч вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы 19 и прорвался через ограждение аэропорта Внуково. Самолет на скорости 190 км/ч пересек глубокий ров, оторвал мачты светотехнического оборудования обоих крыльев и врезался в ограждение близлежащего Киевского шоссе. В результате удара самолет раскололся на три основные части. Носовая часть вместе с кабиной и мелкими обломками вылетела прямо на шоссе, повредив несколько проезжающих автомобилей. В одну из машин влетело оторвавшееся от носовой стойки колесо. Видеорегистратор в одной из машин запечатлел этот момент.

Вспыхнул пожар, охвативший площадь в 100 квадратных метров. Менее чем за полчаса пожар был потушен. Аэропорт Внуково несколько часов не мог принимать прилетающие рейсы. Самолеты отправили на запасной аэропорт. В 19:00 аэропорт возобновил работу в обычном режиме, возобновилось движение на киевских трассах.

Из восьми членов экипажа пассажирского самолета четверо погибли на месте: капитан, второй пилот, бортинженер и бортпроводник Евгения Зигалина (25 лет). Стюардесса Татьяна Пенкина (31 год) скончалась от полученных травм на следующий день в больнице. Остальные три бортпроводника выжили. Их состояние оценивалось как крайне тяжелое и тяжелое.

Водитель Volvo V50 Георгижиденко, 62 года, был госпитализирован с сотрясением мозга и переломом шейного отдела позвоночника через некоторое время после того, как его машина столкнулась с шасси самолета. Он выжил, но его машину восстановить не удалось. В результате аварии 5 человек погибли и 4 получили ранения, в том числе водитель автомобиля.

Расследование причин катастрофы провела комиссия в составе Межгосударственной авиационной комиссии, Росавиации и Ространснадзора. Через пятнадцать минут после катастрофы специалисты провели контролируемые измерения коэффициента сцепления взлетно-посадочной полосы. Замеры показали значение 0,63, что приемлемо для этого типа самолетов. Спустя несколько дней в МАК заявили, что взлетно-посадочная полоса была расчищена и проверена за 1 час 20 минут до приземления Ту-204 и что ее состояние вряд ли приведет к катастрофе.

Через месяц после трагедии МАК поделился информацией расследования. Поэтому при посадке самолет одновременно не сжимает основные стойки шасси. В результате спойлеры не освободились автоматически, а закрылки реверса двигателя не включили задний ход. Самолет продолжал двигаться по взлетно-посадочной полосе, попеременно сжимая левое и правое шасси, одновременно увеличивая скорость. Колесные тормоза вышли из строя через 32 секунды после того, как самолет оказался на взлетно-посадочной полосе.

последствия катастрофы

После того, как самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы на скорости около 215 километров в час, левая и правая основные стойки шасси в конечном итоге разрушились одновременно. Это приводит к автоматическому освобождению спойлера и обратному изменению положения закрылков. В феврале 2013 года в аэропорту Раминское города Жуковского Московской области прошли испытания, в ходе которых самолет разгонялся до посадки в автоматическом режиме, с предусловием не выпуска интерцепторов и имитировал неправильное включение заднего хода. Результаты испытаний показывают, что даже если на раннем этапе посадки произойдет аварийная ситуация и действия будут неправильными, экипаж все равно сможет завершить посадку на взлетно-посадочную полосу.

В итоговом отчете МАК заявил, что авария произошла из-за неправильной настройки механизма управления и засорения реверсивных устройств двух двигателей, а также некорректной работы экипажа при управлении интерцепторами и реверсом тяги при посадке. Уголовное дело возбудил Следственный комитет РФ, который находился под особым надзором Генеральной прокуратуры РФ. Следственный комитет РФ согласился с выводом комитета МАК о виновности экипажа Ту-204 (в частности, КВС и бортинженера) и закрыл дело в связи с их гибелью.

Страховая компания полностью признала страховой инцидент и выплатила за самолет полную страховую сумму в $28 млн, а оставшиеся в живых члены экипажа также получили компенсацию.

За всю историю эксплуатации Ту-204 было потеряно 4 самолета этого типа. Это был единственный случай, закончившийся смертью.

«Расследование авиакатастроф:» в Telegram

https://t.me/rumayday

[Мой] Авиация Аэропорт Авиакатастрофа Авиация Пилот Гражданской Авиации Катастрофа Авиакатастрофа Внуково Длинный Негативный Видео YouTube 66

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Не выводи меня из себя!" Катастрофа Ту-204 во Внуково.