Идея для этой альтернативной истории родилась после прочтения статьи об испытаниях советского танка Т-34 в Великобритании. В исходном материале особое внимание привлек один интригующий факт: британская комиссия заметила признаки того, что местные инженеры всерьёз рассматривают возможность запуска собственного производства «тридцатьчетвёрки». Планировалось оснастить машину более мощной 17-фунтовой пушкой, усовершенствованной коробкой передач, новыми механизмами поворота и воздухоочистителями. Более того, рабочие на танковых заводах открыто говорили о скором начале сборки этих машин. Этот исторический эпизод и стал отправной точкой для размышлений: а что, если бы эти планы осуществились? Как бы выглядел британский лицензионный Т-34?
Начало альтернативного пути
Представим, что 20 декабря 1941 года встреча британской военной делегации во главе с генерал-лейтенантом МакФарлейном и советским генералом Я.Н. Федоренко прошла ещё более продуктивно. Осмотр новых советских танков — среднего Т-34, тяжёлого КВ и лёгкого Т-60 — произвёл на гостей настолько сильное впечатление, что они приняли стратегическое решение: приобрести образец для изучения и последующего производства любой ценой. Детали сделки остались за кадром, но уже в апреле 1942 года Т-34 прибыл на испытательный полигон в Чертси. Работа шла ударными темпами, и к июню того же года было подписано соглашение о поставке установочной партии танков для Королевского танкового корпуса. Машина получила официальное обозначение Cossack Mk. 1. Вместе с первыми экземплярами в Великобританию передали полный комплект технической документации, необходимый для налаживания собственного производства.
Технически Cossack Mk.1 был полной копией советского Т-34 с так называемой башней-«пирожок». Эта небольшая партия, около 20-30 машин, использовалась исключительно для подготовки экипажей и отработки тактики.
Обратите внимание: "Тридцатьчетверка" за океаном. Как легендарный советский танк помог кубинцам разбить десант ЦРУ в заливе Свиней, 60 лет назад..
Рождение британской версии: Cossack Mk.3
Параллельно с обучением экипажей началась масштабная работа по адаптации советской конструкции к британским технологическим стандартам и возможностям промышленности. Инженеры сразу наметили ключевые направления модернизации: замена вооружения, установка доступного двигателя (наладить производство или поставки советского дизеля В-2 не удалось), а также монтаж более совершенной трансмиссии, механизмов поворота, воздухоочистителей и приборов наблюдения. Результатом этих усилий стал танк Cossack Mk.3, модель которого представлена на изображениях ниже.
В процессе глубокой переработки оригинальной конструкции были внесены следующие фундаментальные изменения:
- Полная замена моторно-трансмиссионного отделения (МТО). За основу была взята компоновка, отработанная на британском крейсерском танке A27M «Cromwell». В танк установили авиационный двигатель Rolls-Royce Meteor, а также соответствующую ему трансмиссию, систему охлаждения и выхлопа.
- Перевооружение. Основным калибром стала британская 75-мм пушка Gun Mk. V, спаренная с 7,92-мм пулемётом BESA. Такой же пулемёт был установлен в лобовом листе корпуса в качестве курсового.
- Улучшение обзора. Штатный смотровой прибор заменили на более совершенный призменный обзорный прибор Mk. IV.
- Изменения в конструкции. Был добавлен характерный забашенный ящик для имущества, а также изменён ряд элементов внешнего обвеса.
Экипаж танка, как и в оригинальном Т-34, остался четырёхместным: командир, наводчик, механик-водитель и стрелок-радист.
Серийное производство Cossack Mk.3 было развёрнуто в ноябре 1942 года. Однако выпуск оказался недолгим — было собрано около 100 машин. Причиной остановки стало получение в октябре 1942 года документации на усовершенствованную башню типа «гайка» (шестигранную), что привело к переходу на выпуск следующей модели — Cossack Mk.4.
Вся линейка танков Cossack
В рамках этой альтернативной истории была разработана целая гамма машин на базе Т-34:
- Cossack Mk.1 — точная копия Т-34 с башней-«пирожок».
- Cossack Mk.2 — Т-34 образца 1942 года с башней-«гайка».
- Cossack Mk.3 — британская версия с башней-«пирожок», орудием 75 mm Gun Mk. V, двигателем Rolls-Royce Meteor и британской трансмиссией.
- Cossack Mk.4 — британская версия с башней-«гайка», тем же орудием и силовой установкой.
- Cossack Mk.5 — версия с башней-«пирожок», но уже с мощнейшей 76-мм пушкой OQF 17-pdr.
- Cossack Mk.6 — оригинальный советский Т-34-85.
- Cossack Mk.7 — британская версия Т-34-85 с орудием 17-pdr и двигателем Meteor.
- Cossack Mk.8 — усовершенствованная версия Mk.7 с двигателем Meteor Mk. IVB и трансмиссией от танка «Comet».
- Cossack Mk.9 / Mk.10 — послевоенные модификации, перевооружённые 84-мм пушкой OQF 20-pdr, с экипажем, сокращённым до 4 человек.
Трёхмерную модель танка Cossack Mk.3 можно изучить здесь: https://3dwarehouse.sketchup.com/model/65094e64-4c24-40fb-84f7-932b45718dcb/Cossack-Mk3
В следующей публикации планируется визуализировать более мощный Cossack Mk.5. Автор также интересуется мнением аудитории: есть ли необходимость детально показать и модель Cossack Mk.4?
Теги записи: #альтернативная история #альтернативное танкостроение #танки #танки Великобритании #танки второй мировой #танк т-34 #т-34 #средние танки
Источник - https://alternathistory.com/tridtsatchyotverka-na-gastrolyah-s-emmigratsiej-cossack-mk-3/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: «Тридцатьчётверка» на гастролях с эммиграцией — Cossack Mk.3.