"Красная тревога" и чудо в Торонто

2 августа 2005 года самолет Airbus A340 авиакомпании Air France вылетел из Парижа регулярным рейсом в Торонто, Канада. На борту находились 297 пассажиров и 12 членов экипажа.

это та же доска. Источник фото: https://www.planespotters.net/photo/006456/f-glzq-air-france...

Капитаном (капитаном) был Алан Роуз, 57-летний мужчина с большим опытом. Он налетал 15 411 часов, из них 1788 часов на самолетах Airbus A340. Вторым пилотом был 43-летний Фредерик Ноэ. Налет составил 4834 часа, из них 2502 часа на самолетах Airbus A340. В компании охарактеризовали обоих пилотов как квалифицированных, компетентных и общительных.

в ходе предполетных мероприятий экипаж по прибытии получил прогноз погоды, включая возможность грозы. Из-за возможных задержек из-за погодных условий по прибытии было заправлено 3000 кг топлива, чтобы обеспечить дополнительные 23 минуты ожидания на подходе к Торонто.

Руление и взлет прошли без происшествий. Капитан был пилотом, ответственным за взлет и первую половину полета. Второй пилот руководил второй половиной полета, включая заход на посадку и посадку. Прогноз сбылся: в Торонто наблюдаются сильные грозы с дождём. Для уточнения прогноза экипаж подал запрос на отслеживание возможных альтернативных аэропортов на северо-востоке Канады. Соответственно, он получал прогнозы погоды в аэропорту прибытия и в запасном аэропорту Ниагара-Фолс (США). Однако это было неверно, поскольку прогноз для обоих аэропортов был доступен только с использованием долгосрочного прогноза, тогда как летный состав подал запрос, используя краткосрочный прогноз. Согласно полученной информации, погодные условия в обоих аэропортах были благоприятными, грозовой активности не наблюдалось.

В ходе радиообмена экипаж сообщил примерное время приземления авиадиспетчерам Торонто, которые дали указание приземлиться на взлетно-посадочной полосе 24L. При этом ранее в аэропорту был объявлен «красный сигнал тревоги» из-за сильной грозы, означающий приостановку наземных работ в зоне перрона и выходов на посадку по соображениям безопасности. Самолеты могут приземляться и взлетать только в том случае, если они стоят в очереди. Диспетчер не сообщил экипажу ни о погодных условиях, ни о предупреждении.

аэропорт Торонто

Через 15 минут экипаж наконец получил информацию о погоде в Торонто, включая грозы и сильный дождь. Пилот решил уклониться от полета в случае сильной турбулентности. Еще через 15 минут экипаж получил новый прогноз погоды в аэропорту. В сообщении говорится, что грозы и сильный дождь ухудшили видимость на взлетно-посадочной полосе, а погодные условия быстро менялись.

Однако экипажу разрешили приземлиться, и он начал заход на посадку во время сильной грозы. В это время я сообщил диспетчеру по рации, что несколько самолетов отправляются на запасной аэродром. Он был третьим в очереди на посадку, когда экипаж связался с диспетчерской вышкой аэропорта. Вскоре два самолета перед ним благополучно приземлились.

Самолет прибыл в локализатор в 30 километрах от конца взлетно-посадочной полосы. Метеоприборы аэропорта вышли из строя после повреждения молнией во время прохождения грозового фронта. Погодные условия варьировались от визуальных до измеримых: очень темные облака над аэропортом Торонто, сильная турбулентность, проливной дождь и вспышки молний. Дворники были активированы в 7,4 км от начала взлетно-посадочной полосы, а сообщения о наблюдениях были зарегистрированы в 3–4 км от конца взлетно-посадочной полосы. Экипаж наблюдал половину или всю взлетно-посадочную полосу на высоте от 300 до 460 метров над уровнем земли.

взлетно-посадочная полоса была пропитана водой, поэтому поверхность блестела. Молнии наблюдались с обеих сторон и в дальнем конце. Метеорологический радар самолета показывал сильные осадки с красными областями (грозовыми ячейками) к северо-западу и югу от взлетно-посадочной полосы. Ветер был боковым вправо относительно курса посадки, скорость составляла от 27 до 37 км/ч.

заход на посадку осуществлялся на скорости 260 км/ч под управлением автопилота и автомата тяги. Когда самолет пролетел высоту около 100 метров, второй пилот выключил автопилот, а через несколько секунд отключил автоматы тяги. Почувствовав снижение скорости (бортописец также зафиксировал небольшое снижение скорости) и начало тангажа самолета, он увеличил обороты двигателя. В результате этого действия авиалайнер начал продвигаться по глиссаде. При этом ветер сменился с бокового на попутный, а скорость ветра увеличилась до 18 км/ч.

Самолет пересек край взлетно-посадочной полосы на высоте 12 метров над взлетно-посадочной полосой и вошел в зону сильного дождя, сверкая молниями.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Моя видимость внезапно уменьшилась. На высоте 15 метров режим работы двигателя снизился до 76%, затем на высоте 12 метров второй пилот поднял нос для снижения скорости, затем на высоте 7,5 метра самолет пошел вверх метров и самолет стабилизировался на 2,5 секунды. На высоте 6 метров двигатели перешли на режим холостого хода.

Длина взлетно-посадочной полосы составила 2743 метра. Самолеты столкнулись в 1158 метрах от конца взлетно-посадочной полосы. Спойлер автоматически отключался, когда колеса касались бетона. Пилот максимально затормозил и начал выравнивать машину по полосе. Реверс активировался через 12,8 секунды после момента контакта. Однако принятых мер оказалось недостаточно. Проехав по всей оставшейся длине взлетно-посадочной полосы, самолет вышел за ее пределы и врезался в овраг.

Сплошная линия — реальная траектория приземления, пунктирная — нормальная траектория

Авиадиспетчеры увидели, как самолет упал за пределы взлетно-посадочной полосы, после чего последовали три или четыре ярко-оранжевых вспышки. В аэропорту был установлен уровень повышенной готовности «Альфа-1», все пожарно-спасательные работы были мобилизованы. Пламя наблюдалось с левой стороны. По счастливому стечению обстоятельств самый опытный бортпроводник при приземлении сидел на месте возле аварийного выхода. В первые секунды после остановки самолета открыли выходы и начали эвакуацию пассажиров.

Аварийное освещение самолета не сработало из-за отключения электроэнергии скоро. Вооружившись фонариком, второй пилот вместе со старшим бортпроводником и бортпроводником осмотрел весь салон и туалет, чтобы убедиться, что все пассажиры вышли из самолета. Затем все трое вернулись в переднюю часть салона и направились к двери. Капитан, повредивший спину, также пытался пройти проверку внутри самолета, но был вынужден повернуть назад из-за задымления, и впоследствии ему было трудно выйти из самолета.

Второй пилот вышел из самолета последним. Все пассажиры и члены экипажа были благополучно эвакуированы до того, как пожар перекрыл пути эвакуации. Дождь разбавлял пенообразователь, снижая его эффективность при тушении пожаров, вызванных возгоранием топлива. В результате возник пожар, и в течение часа самолет был почти полностью уничтожен.

на месте

Тридцать три человека были доставлены в больницу на машине скорой помощи, 21 из них позже был отпущен с легкими травмами. Двенадцать человек (2 члена экипажа и 10 пассажиров) получили серьезные ранения: 9 человек пострадали при падении в овраг и 3 человека - при эвакуации. Несмотря на травмы, оба пилота впоследствии смогли эффективно выполнять свои задачи. Этот инцидент стал известен как «Торонто чудо”.

при расследовании происшествия в первую очередь был проанализирован тормозной путь. Эксперты подтвердили, что посадочная масса самолета составила 185 тысяч килограммов, что не превышало пределов полета. При таком весе и стандартной скорости тормозной путь самолета на взлетно-посадочной полосе, покрытой слоем воды толщиной 3 миллиметра, с учетом отсутствия ветра, с полностью выпущенными закрылками и без использования реверса, составит 2196 метров. Если разворот будет применен своевременно, то расстояние составит 1777 метров. Если вы летите из Парижа и имеете фактическую посадочную скорость 264 км/ч, попутный ветер 18 км/ч и задний ход начинается через 12,8 секунды после приземления, ваш тормозной путь от точки приземления составит 2034 метра. Если бы инверсию запустили немедленно, для посадки потребовалась бы взлетно-посадочная полоса длиной 1809 метров.

Следователи пришли к выводу, что причиной катастрофы стали неправильные действия экипажа. Поэтому пилот подошел и приземлился посреди сильной грозы. После отключения автопилота и автоматов тяги второй пилот увеличил обороты двигателя в ответ на снижение скорости, в результате чего авиалайнер отклонился от глиссады. Попутный ветер также увеличил скорость самолета. Когда самолет приблизился к концу взлетно-посадочной полосы, экипаж не рассматривал вариант ухода на второй круг. Посадка была отложена из-за увеличения скорости самолета при прохождении конечной точки и ухудшения видимости на взлетно-посадочной полосе из-за дождя и молний. В результате самолет приземлился почти посередине взлетно-посадочной полосы.

Несмотря на сообщение METAR о грозе в аэропорту Торонто, экипаж не рассчитал расстояние, необходимое для приземления. Капитан не совершал активного маневрирования при приземлении и не активировал реверсор при контакте с взлетно-посадочной полосой. Это сделал второй пилот с задержкой в ​​12 секунд. Поскольку взлетно-посадочная полоса была затоплена, а попутный ветер увеличил дальность полета, самолет не смог вовремя затормозить и упал за пределы взлетно-посадочной полосы на скорости 148 км/ч.

Telegram «Расследование авиационных происшествий

https://t.me/rumayday

[my] Авиация Полет Самолет Инцидент с пилотом в аэропорту Канадская гражданская авиация Ошибка Длинный пост 6

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Красная тревога" и чудо в Торонто.