Летающая лодка Latécoère 631 в небе над Французской Вест-Индией — символ ушедшей эпохи гигантских гидросамолётов.
Замысел и проектирование
Latécoère 631 по праву считается одним из самых впечатляющих гидросамолётов в истории авиации. К сожалению, её судьба сложилась трагически, и она не смогла в полной мере раскрыть свой потенциал, оказавшись жертвой исторических обстоятельств. Это была гражданская летающая лодка, одна из крупнейших из когда-либо построенных.
Всё началось 12 марта 1936 года, когда Управление гражданской авиации Франции выпустило техническое задание на создание нового трансатлантического гидросамолёта. Требования были амбициозными: машина массой до 40 тонн должна была перевозить 20 пассажиров и 500 кг груза на расстояние 6000 км с крейсерской скоростью 250 км/ч. Целью было установление регулярного воздушного сообщения между Европой и Америкой.
Главный инженер компании Latécoère, Марсель Муан, к тому времени уже работал над подобным проектом. Изначально он задумывал ещё более грандиозный самолёт массой 65 тонн, способный пересекать Северную Атлантику. Однако, сочтя это чрезмерным, он адаптировал свой проект под требования 1936 года, представив министерству авиации проект под обозначением Latécoère 630.
Проект Laté 630 представлял собой шестимоторную цельнометаллическую летающую лодку с убирающимися поплавками. В качестве силовой установки планировались 12-цилиндровые двигатели водяного охлаждения Hispano-Suiza мощностью 930 л.с. Самолёт имел огромный размах крыла — 57 метров, длину 35,89 м и расчётную дальность полёта более 7850 км.

Начало строительства летающего левиафана.
15 ноября 1936 года был издан приказ о детальном проектировании и испытаниях модели Laté 630 в аэродинамической трубе. Позже, 15 апреля 1937 года, последовало разрешение на постройку одного опытного образца. Однако 22 июля 1937 года министерство авиации, стремясь к более высоким показателям, отменило проект Laté 630, потребовав создания более крупного и мощного самолёта. Параллельно велась разработка конкурента — гидросамолёта Potez-CAMS 161.
Рождение гиганта: Latécoère 631
Новые требования министерства были ещё масштабнее: максимальная взлётная масса — 70 тонн, полезная нагрузка — 40 пассажиров и 5000 кг груза, крейсерская скорость — свыше 300 км/ч.
Чтобы удовлетворить эти условия, Муан и его команда взяли за основу проект Laté 630, значительно его доработав. Так родился проект Laté 631. В октябре 1937 года начались работы над детальным проектом и испытаниями модели в аэродинамической трубе. 1 июля 1938 года был выдан заказ на постройку прототипа. Примерно в то же время был заказан и прототип другого гиганта — SNCASE SE.200, создававшийся на базе проекта Lioret et Olivier H-49 с аналогичными характеристиками.
Строительство Latécoère 631.
Latécoère 631 представляла собой цельнометаллическую летающую лодку с двухреданным корпусом. Фюзеляж типа монокок был выполнен из алюминиевого каркаса, обшитого алюминиевыми листами. Внутри располагались несколько комфортабельных пассажирских салонов, включая салон-бар под радиорубкой в носовой части и камбуз в хвосте. Кабина экипажа и радионавигационный отсек находились над основной пассажирской кабиной, прямо перед крылом. Конструкция предусматривала множество служебных люков для доступа в носовую часть, по бортам кабины и фюзеляжа.

Laté 631-08, принадлежавший французской авиакомпании. Этот самолёт разбился во время шторма 10 сентября 1955 года, что стало последним полётом Laté 631. Остальные машины были списаны. На фото видны открытая передняя дверь и грузовой люк перед кабиной.
Высокорасположенное крыло, стыковавшееся с верхней частью фюзеляжа, несло шесть двигателей в отдельных гондолах. Конструкция включала два основных лонжерона. На внешних гондолах каждого крыла размещались убирающиеся поплавки, которые в убранном положении образовывали аэродинамический обтекатель. Для обслуживания двигателей в крыле был предусмотрен проход из радионавигационного отсека. Каждая гондола имела откидные панели, служившие площадками для механиков. Для доступа к задней части двигателя использовалась съёмная противопожарная перегородка. В передней кромке центральной секции крыла находился почтовый отсек.
Силовая установка и системы
Изначально на Laté 631 планировалось установить французские звездообразные двигатели Gnôme-Rhône 18P мощностью 1500 л.с.
Обратите внимание: Нашёл в степи гигантское гнездо. Показываю его обитателей.
Кабина пилотов на поздних серийных машинах была просторной. Шесть рычагов управления двигателями были подвешены над кабиной. Второй пилот не имел к ним доступа, но свой комплект органов управления был у бортинженера. В центре располагались органы управления триммерами, поплавками и закрылками.
Хвостовое оперение было двухкилевым, с углом развала килей 16,7 градуса. Все рулевые поверхности имели дюралюминиевый каркас и переднюю кромку, остальная часть была обтянута полотном. Управление рулями осуществлялось с помощью электрогидравлической системы, позволявшей пилоту фиксировать их положение. Щелевые элероны на каждом крыле делились на внутреннюю и внешнюю секции и были оснащены триммерами для балансировки и облегчения управления.
Топливная система состояла из шести крыльевых баков общей ёмкостью 28 700 литров, каждый из которых питал свой двигатель. В полёте из них можно было пополнять шесть дополнительных фюзеляжных баков ёмкостью 21 900 литров. Таким образом, общий запас топлива достигал 50 600 литров. Каждый двигатель также имел собственный маслобак на 420 литров.
Лётно-технические характеристики
По своим габаритам Latécoère 631 был настоящим гигантом: размах крыла — 57,315 м, длина — 43,3 м, высота — 10,1 м. Его максимальная скорость достигала 394 км/ч на высоте 1800 м, а посадочная скорость составляла 224 км/ч. Крейсерская скорость равнялась 297 км/ч на высоте 500 м.
Масса пустого самолёта составляла 40,5 тонны, а максимальная взлётная масса — 74,16 тонны. Дальность полёта достигала 6035 км при скорости 290 км/ч, даже с учётом встречного ветра в 60 км/ч.
Сердцем машины были шесть 14-цилиндровых звездообразных двигателей Wright R-2600 Twin Cyclone мощностью по 1600 л.с. каждый.
Трудный путь в небо
Строительство первого Laté 631 началось сразу после подписания контракта. Однако 12 сентября 1939 года, с началом Второй мировой войны, приоритеты сместились на выпуск военных самолётов. После капитуляции Франции работы возобновились в июле 1940 года, но 10 ноября были вновь остановлены по приказу немецких оккупационных властей. После долгих переговоров немцы разрешили продолжить строительство, и 19 марта 1941 года был заказан второй прототип.
Тридцать пять двигателей Wright R-2600, застрявших в Касабланке с начала войны, были доставлены во Францию только в конце 1941 года.
Первый прототип, Laté 631-01 (бортовой номер F-BAHG), был построен в Тулузе летом 1942 года. Его разобрали, с большими трудностями перевезли на 500 км в Мариньян на юге Франции и собрали для испытаний на озере Бер.
Сборка была завершена в октябре 1942 года, и 4 ноября самолёт впервые поднялся в воздух под управлением пилота Пьера Креспи. На борту находились ещё семь человек, включая Марселя Муана. Уже в следующем полёте 5 ноября на скорости 230 км/ч были зафиксированы вибрации элеронов и крыла. Расследование показало, что причиной стал дефектный компонент в системе управления.
Хотя неисправность устранили, немецкие власти запретили дальнейшие полёты в ноябре 1942 года. Однако 23 ноября приказом №280/42 были заказаны ещё два самолёта, доведя общее число до четырёх. Ограничения на полёты сняли в декабре, но испытания часто прерывались по немецкому приказу.
Полёты возобновились в апреле 1943 года, при этом на самолёт нанесли немецкие опознавательные знаки, а в кабине находились пилоты «Люфтваффе». Фактически Германия конфисковала Laté 631-01 и SE.200, планируя использовать их для послевоенных коммерческих перевозок.
Laté 631-01 (F-BAHG) с немецким кодом 63+11. Большие пассажирские иллюминаторы были заделаны. Этот прототип был уничтожен в апреле 1944 года во время авианалёта союзников на Боденское озеро, где его удерживали немцы.
Война оказала огромное влияние на судьбу Laté 631. Немцы даже рассматривали возможность её использования для морского патрулирования. Лётные испытания Laté 631-01 продолжились в июне 1943 года уже под немецким контролем.
20 января 1944 года, во время своего 46-го полёта, самолёт впервые превысил взлётный вес в 70 тонн, поднявшись с массой 71,56 тонны. Испытания подтвердили, что Laté 631 может продолжать полёт с тремя работающими двигателями и сохранять управляемость даже при отказе обоих внешних моторов.
Источник: PlaneHistoria
Автор: Ричард Харгривз Миллер
Это мой перевод.
[моё] Гражданская авиация Самолет Летающая лодка Перевод Мое оборудование для перевода Friday Long Post 5Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Latecoere 631 - прекрасный гигант с трагической судьбой. 1/2.