Единственный самолет с полностью подвижными крыльями в полете.
Это крыло, также известное как ножничное, было производным от концепции крыла изменяемой стреловидности (эволюция конструкции Messerschmitt Me P.1101 времен Второй мировой войны), впервые исследованной на Bell X-5 в начале 1950-х годов. Крылья изменяемой стреловидности позволяют самолету использовать подъемную силу и управление прямым крылом на низких скоростях при взлете и посадке, а также уменьшенное лобовое сопротивление и повышенную эффективность стреловидного крыла на высоких скоростях и крейсерской скорости.
Колокольчик x5
P1101
Главный недостаток этой схемы – сложный и тяжелый поворотный механизм. Вращение всего крыла упрощает механизм вдвое.
Первой известной конструкцией был Blohm & Voss P.202, предложенный Ричардом Фогтом в 1942 году. На высоких скоростях, как дозвуковых, так и сверхзвуковых, крылья поворачиваются на угол до 60 градусов относительно самолета для улучшения скоростных характеристик. Исследования показали, что эти углы уменьшают сопротивление воздуха, позволяя достигать более высоких скоростей и большей дальности полета при том же расходе топлива. На малых скоростях при взлете и посадке крылья располагаются перпендикулярно фюзеляжу, как и обычные крылья, обеспечивая максимальную подъемную силу и управляемость.
Первым полетевшим прототипом стал беспилотный безымянный исследовательский самолет с наклонным крылом. Первый полет в 1976 году.
исследовательский самолет с наклонным крылом
Первым пилотируемым самолетом стал АД-1 конструкции Берта Рутана. Первый полет состоялся 21 декабря 1979 года. Самолет был максимально простым и дешевым. Вся работа заняла девять месяцев. Его изготовила компания Ames Industrial. Бюджет проекта составил всего 240 000 долларов. АД-1 оснащался двумя небольшими турбореактивными двигателями микротурбо ТРС18-046 и отличался минимальными габаритами. Его длина составляла 10 метров, а размах крыльев – 9,8 метра. Привод крыла был электромеханическим. Максимальный угол поворота крыльев составлял до 60 градусов. Для каждого полета испытатель увеличивал угол поворота на 1 градус. Самый высокий уровень был достигнут только в 1981 году.
Испытания показали, что на малых скоростях самолет послушен и удобен в полете. Однако при угле в 50 градусов устойчивость оказалась недостаточной и самолетом стало трудно управлять. Обычно это происходит при работе с полностью стреловидными крыльями. Одна из причин, но не единственная, заключалась в том, что конструкция была недостаточно жесткой.
Этот самолет не получил продолжения, как и вся концепция крыла изменяемой стреловидности я сейчас в музее
источник информации
https://www.nasa.gov/reference/ad-1/
https://en.wikipedia.org/wiki/NASA_AD-1
https://www.ixbt.com/live/offtopic/asimmetriya-v-dele-ad-1-k...
[моё] Видео эксперимента с самолетом гражданской авиации на YouTube Длинный пост 1Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Летающие ножницы Рутана.