"Надувная" Авиация

Идея надувных резиновых самолетов возникла в 1930-х годах, когда дизайнер Тейлор МакДэниел провел свои первые эксперименты с надувными резиновыми планерами. В 1956 году армия США заказала компании Goodyear разработать надувной спасательный самолет, который мог бы десантироваться с воздуха в жестком контейнере объемом 1,25 кубических метра и быть готовым приземлиться на землю в течение нескольких минут.

Во время Корейской войны ВВС США столкнулись с серьезными проблемами при эвакуации погибших летчиков. Тогда же была высказана идея использования для этой цели надувных самолетов. Предположим, на самолет сбрасывают специальный контейнер для терпящего бедствие пилота, а пилот на земле самостоятельно надувает самолет и добирается до базы своим ходом. Он ведь пилот! Контракт на разработку концепции был заключен с Goodyear под обозначением GA.468. Позже он получил более простое название – инфлатоплан, что буквально означает «надувной самолет».

Проект был завершен за двенадцать недель. Весь фюзеляж состоит из резиновой оболочки, надутой до жесткости. Единственным исключением являются гребной винт, шасси и тросы управления. Основной материал корпуса — трехслойный композитный материал с двумя слоями резины и нейлоновой сеткой посередине. В конструкции создается давление воздуха от компрессора с приводом от двигателя.

В принципе, ничего особенного, если не знаешь, как добиться такой жесткости в надувной конструкции?

Фишка в том, что новая конструкция под названием «Эрмет» — это не просто надувная оболочка, а объемная кинетическая конструкция! Между стенками камеры имеется натянутая (надутая) нейлоновая сетка, которая распределяет нагрузку, поэтому даже длинные надувные балки аккуратно изгибаются и не ломаются при приложении внешнего давления. Именно поэтому 10000-метровое крыло не проявляет склонности к складыванию при надувании до скромной величины в 170 кПа (1,7 атм), а стойки двигателей совершенно не повреждают фюзеляж. Честно говоря, тросы также закапываются в местах, подвергающихся особой нагрузке.

Первый прототип надувного самолета ГА-33 (Н39635) совершил первый полет 13 февраля 1956 года.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

За этим последовал второй прототип ГА-447 с новым крылом. Для войсковых испытаний надувной самолет Goodyear (торговая марка АО-2) выпускался в двух модификациях – двухместный GA-466 (XAO-2-GI) и одноместный GA-468 (XAO-3-GI).

Испытания прототипа проходили на озере Уингед Фут в Акроне, штат Огайо. Во время одного из таких полетов произошла катастрофа, непосредственной причиной которой стал отрыв троса управления и смерть пилота лейтенанта Уоллиса.

Программу замедлили «до выяснения», отложили на несколько лет, а затем закончилась война во Вьетнаме. Какое это имеет отношение к войне во Вьетнаме? Ну, конечно, ведь сбитые летчики должны были оттуда уйти на "дублирующих самолетах", которые были отправлены к ним поисковыми группами. Поскольку необходимость в этих средствах возврата отпала, программу надувных самолетов благополучно «положили под нож» в 1973 году «Что это за военный самолет, который можно сбить из лука и стрел»

Устройство можно наполнить воздухом тремя способами: через сжатый баллон, с помощью компрессора, установленного на двигателе, или ручного насоса. Последний способ означал, что самолет могли сбросить окруженные солдаты: ГА-468 загружался вручную за 15-20 минут. С помощью баллонов самолет может прийти в боевую готовность гораздо быстрее: в течение 6-7 минут. Если во время полета самолет разгерметизируется, компрессор, установленный на двигателе, начнет работать, чтобы надуть внешнюю оболочку самолета.

По расчетам компании Goodyear Aircraft Company, серийно выпускаемый надувной самолет будет стоить дешевле, чем любой современный легкий самолет такого класса, что сэкономит Пентагону миллионы долларов.

Одноместный самолет ГА-468 готов (накачан до давления 170 кПа) примерно через 5 минут. Длина самолета составляет 5,97 м, размах крыла – 6,7 м. Силовой агрегат представляет собой двухтактный двигатель мощностью 40 лошадиных сил. Он имеет запас топлива 76 литров, может пролететь 630 километров и развивать максимальную скорость 116 километров в час. Практический потолок достигает 3000 метров, а взлетно-посадочная дистанция самолета составляет около 80 метров.

Двухместный вариант GA-466 имеет больший размах крыла - 1,8 м, взлетную массу - до 340 кг, скорость - 110 км/ч, дальность полета - 443 км. Оснащен двигателем McCulloch 4318 мощностью 60 л.с.

источник: https://dzen.ru/a/ZjJi65lDKSNPhlsK?share_to=link

Авиация Самолеты Авиастроение Летчики США Военная история История авиации Видео YouTube Длинная форма Яндекс Дзен (Ссылка) 8

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Надувная" Авиация.