Инфлатопланы: история надувных резиновых самолетов для спасения пилотов

Концепция надувных самолетов, или инфлатопланов, зародилась еще в 1930-х годах благодаря экспериментам дизайнера Тейлора МакДэниела с резиновыми планерами. Однако практический импульс развитию этой необычной технологии дали военные нужды. В 1956 году армия США выдала компании Goodyear заказ на создание спасательного самолета, который можно было бы сбрасывать с воздуха в компактном контейнере объемом всего 1,25 кубометра и быстро приводить в готовность на земле.

Непосредственным толчком к разработке стала Корейская война, в ходе которой ВВС США столкнулись со сложностями эвакуации сбитых летчиков. Родилась идея: а что если снабжать пилота специальным контейнером, из которого он самостоятельно, будучи на земле, мог бы извлечь и надуть легкий самолет, чтобы добраться до базы? Реализацию этого проекта под кодовым обозначением GA.468 поручили компании Goodyear, а сам аппарат позднее получил название «инфлатоплан» (от англ. inflatable — надувной).

Технология «Эрмет»: секрет жесткости

Проект был выполнен в рекордные сроки — за двенадцать недель. Конструкция была поистине революционной: практически весь фюзеляж представлял собой надутую до состояния жесткости резиновую оболочку. Несущими элементами были лишь винт, шасси и тросы управления. Главным вопросом было: как добиться необходимой прочности и жесткости от надувной конструкции?

Ответом стала инновационная технология под названием «Эрмет». Корпус самолета изготавливался не из простой резины, а из трехслойного композитного материала: два слоя резины и между ними — натянутая нейлоновая сетка. При накачивании эта сетка равномерно распределяла нагрузку по всей конструкции, превращая ее в объемную кинетическую систему. Это позволяло длинным балкам, имитирующим лонжероны крыла, изгибаться под нагрузкой, но не ломаться. Благодаря этому крыло размахом в 6,7 метров сохраняло форму при внутреннем давлении всего 1,7 атмосферы, а стойки двигателя не повреждали фюзеляж. Тросы управления также были вплетены в конструкцию в наиболее нагруженных местах.

Испытания, трагедия и закрытие проекта

Первый прототип ГА-33 поднялся в воздух 13 февраля 1956 года.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

За ним последовала улучшенная модель ГА-447. Для войсковых испытаний были подготовлены две основные модификации: двухместный GA-466 (обозначение XAO-2-GI) и одноместный GA-468 (XAO-3-GI).

Испытания проходили на озере Уингед Фут в Огайо и были омрачены трагедией: во время одного из полетов произошел обрыв троса управления, что привело к катастрофе и гибели пилота, лейтенанта Уоллиса. Этот инцидент затормозил программу. Окончательно же ее свернули в 1973 году, после окончания войны во Вьетнаме. Изначальная концепция спасения сбитых пилотов с помощью сбрасываемых им надувных самолетов утратила актуальность, так как основным способом эвакуации стали вертолеты поисково-спасательных групп. Кроме того, уязвимость резиновой конструкции вызывала скепсис у военных.

Технические особенности и потенциал

Инфлатоплан обладал рядом уникальных эксплуатационных качеств. Наполнить его воздухом можно было тремя способами: с помощью бортового компрессора, работающего от двигателя, из баллона со сжатым воздухом или вручную, обычным насосом. Последний вариант позволял использовать самолет в условиях полной изоляции. С баллоном самолет приводился в готовность за 6-7 минут, а вручную — за 15-20. Конструкция была отказоустойчивой: в случае разгерметизации в полете компрессор автоматически поддерживал необходимое давление в оболочке.

По расчетам Goodyear, серийное производство таких самолетов было бы крайне дешевым по сравнению с обычными легкомоторными машинами, что сулило армии значительную экономию.

Летно-технические характеристики одноместного GA-468:
• Длина: 5,97 м, размах крыла: 6,7 м.
• Двигатель: двухтактный, мощностью 40 л.с.
• Запас топлива: 76 л, дальность полета: 630 км.
• Максимальная скорость: 116 км/ч, практический потолок: 3000 м.
• Взлетно-посадочная дистанция: около 80 м.

Двухместный GA-466 имел отличия:
• Больший размах крыла (на 1,8 м).
• Взлетная масса: до 340 кг.
• Скорость: 110 км/ч, дальность: 443 км.
• Более мощный двигатель McCulloch 4318 в 60 л.с.

источник: https://dzen.ru/a/ZjJi65lDKSNPhlsK?share_to=link Авиация Самолеты Авиастроение Летчики США Военная история История авиации Видео YouTube Длинная форма Яндекс Дзен (Ссылка) 8

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Надувная" Авиация.