

Советский Ан-72 и его американский аналог
Советский военно-транспортный самолет Ан-72, совершивший первый полет в августе 1977 года, хорошо известен в авиационных кругах. Однако мало кто знает, что практически одновременно, в 1976 году, в США компания Boeing подняла в воздух свой экспериментальный самолет YC-14. Эти два проекта, разделенные идеологическим противостоянием, оказались удивительно похожими с технической точки зрения.
Общая аэродинамическая идея
Оба самолета — и советский Ан-72, и американский YC-14 — были построены на основе одного и того же аэродинамического принципа, известного как эффект Коанды. Этот эффект заключается в том, что струя газа или жидкости стремится отклоняться в сторону поверхности, над которой она проходит, и «прилипать» к ней. В случае с самолетами реактивная струя от двигателей, расположенных над крылом, направлялась вдоль его верхней поверхности. Это создавало дополнительную подъемную силу, особенно на малых скоростях, что значительно улучшало взлетно-посадочные характеристики машины.


Передовые технологии Boeing YC-14
Американский проект выделялся невероятно передовой для середины 1970-х годов авионикой. Кабина YC-14 была, по сути, первой в мире стеклянной кабиной на транспортном самолете. Управление осуществлялось через цифровую электродистанционную систему управления полетом (ЭДСУ), разработанную компанией Marconi-Elliott. Эта система с тройным резервированием контролировала все аэродинамические рули и тягу двигателей, имела специализированные режимы для взлета, посадки, крейсерского полета и даже полета на одном двигателе. Для связи между блоками использовались оптоволоконные линии — технология, которая стала массовой лишь десятилетия спустя.
Общая судьба и причины неудачи
Несмотря на выдающиеся короткие взлетно-посадочные характеристики, оба самолета столкнулись с одним и тем же фундаментальным недостатком: высоким расходом топлива в крейсерском режиме полета. Для военно-транспортной авиации, где важна дальность и экономичность, это был критический минус. В США программа по замене ветерана C-130 Hercules была свернута. Окончание войны во Вьетнаме также снизило острую потребность в новой технике. В результате два построенных прототипа YC-14 так и остались экспериментальными. Их можно увидеть и сегодня, хотя они находятся не в самом лучшем состоянии.

Разные пути развития
Советский Ан-72, в отличие от своего американского собрата, пошел в серию и дал начало целому семейству самолетов, включая Ан-74. Однако со временем конструкторы отошли от оригинальной схемы с двигателями над крылом (как на Ан-74ТК-300 и Ан-178), признав ее неэкономичной для большинства задач. Таким образом, Ан-72 и его модификации остались единственными в мире серийными самолетами, использовавшими эффект Коанда для создания подъемной силы. А легендарный C-130, которого должны были заменить эти инновационные машины, продолжает летать и модернизироваться по сей день.
Источники информации
Источники:
https://militarymatters.online/forgotten-aircraft/the-boeing...
https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_YC-14
https://rochesteravionicarchives.co.uk/collection/flight-control/efcs-space-model
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Брат-близнец Ан-72 из США.