Трагедия 445-й группы: как яркий лидерский B-24 привёл к разгрому над Геттингеном

Командирский самолёт 445-й бомбардировочной группы ВВС США выделялся яркой окраской — так называемым «антикамуфляжем». Эта расцветка помогала своим экипажам быстро опознавать лидера в строю, но одновременно делала машину первостепенной целью для немецких истребителей, которые стремились выбить командное звено.

Роковая ошибка и бомбардировка Геттингена

27 сентября 1944 года группа из 35 тяжёлых бомбардировщиков B-24 Liberator вылетела для удара по авиазаводу Henschel в Касселе. Однако из-за густой облачности эскадрилья сбилась с курса и, пролетев мимо цели около 50 километров, оказалась над университетским городом Геттинген. Несмотря на осознание ошибки, бомбы были сброшены на город, что стало трагическим прологом к последующим событиям.

Возмездие в небе

На обратном пути дезориентированная группа попала под сокрушительную атаку истребителей Люфтваффе из 3-й и 4-й эскадрилий. Немецкие пилоты, специализировавшиеся на перехвате бомбардировщиков, устроили настоящую бойню: за считанные минуты было сбито 25 «Либерейторов». Огневая мощь бортовых стрелков американцев не смогла остановить этот разгром.

Подмога «Мустангов» и перелом в бою

Ситуацию изменило лишь экстренное вмешательство истребителей P-51 Mustang, которые, услышав отчаянные призывы о помощи по радио, оставили прикрытие основных сил над Касселем и устремились к Геттингену. Появление скоростных и манёвренных «Мустангов» кардинально изменило баланс сил. Тяжёлые немецкие истребители, идеальные для атак на бомбардировщики, оказались беспомощны против них. На втором этапе боя американцы взяли реванш, сбив 29 немецких машин, потеряв при этом лишь один «Мустанг». Историки отмечают, что часть этих побед, вероятно, принадлежит стрелкам ещё не упавших B-24.

Трагический итог миссии

Домой смогли дотянуть лишь десять повреждённых «Либерейторов». Их путь на базу Тибенхем в Англии протяжённостью более 600 километров стал испытанием на выживание. Два самолёта разбились в Бельгии, ещё два — во Франции. Лишь четыре машины достигли цели, и три из них были сразу списаны как неремонтопригодные. Таким образом, из 35 самолётов группы боеспособным остался только один.

Потери среди личного состава были катастрофическими: 107 человек погибли в воздухе, 121, выпрыгнув с парашютом, попал в плен. Одиннадцать парашютистов были жестоко убиты на земле жителями Геттингена, жаждавшими мести за бомбардировку их города. Погиб и пилот сбитого «Мустанга» Леон Лэмб. Немцы потеряли 18 своих лётчиков на «Фокке-Вульфах». Этот эпизод стал одним из самых кровавых и драматичных в истории 8-й воздушной армии США в Европе.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Отчаянные парни служили на этих самолётах.